Наталья Гвелесиани Годарова - написанные рецензии

Рецензия на «Спутник. часть первая, рассказ первый» (Роман Кинев)

Мне очень понавилось все. И по смыслу, и по стилистике.
Вы пишете достаточно реалистично. И в то же время романтично. Быт у вас проникнут бытием. Это изображается образно, красочно, органично. Cтиль ясный.

У вас в прозе и стихах земля и небо взаимно проникают друг в друга. И чувствуется, что лирический герой мучается от несовершенств этого мира. И при том старается выйтии за рамки системы в пространство, где небо, земля сливаются за горизонтом.

Как человек, живущий в Грузии, могу сказать что жизненные реалии переданы достоверно. Реалии того времени.

Но опять-таки, мне Ваше творчество нравится не столько реалиями жизни Грузии разных времен, сколько вот этой вот слитностью быта и бытия, этой надмирностью, которая находится ни где-то в неизвестности, а повсюу. Порой - в самой малости.

Наталья Гвелесиани Годарова   17.07.2021 15:03     Заявить о нарушении
Рецензия на «Не выше всех на свете ты, Россия» (Роман Кинев)

Прекрасное, глубокое стихотворение!
Это настоящая поэзия!

Наталья Гвелесиани Годарова   16.07.2021 20:07     Заявить о нарушении
Наталья, благодарю от всего сердца.

Роман Кинев   17.07.2021 23:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Как нас обманули» (Лев Ольшанский)

Лев, спасибо за рецензию!
Вы высветили для меня некоторые моменты по-новому. Я не замечала их. А теперь заметила и буду учитывать.

Подумалось, что советский народ - это не сплошная масса. В нем были и люди, проникнутые мелкобуржуазной психологией, были и романтики, которым идеалы прошлого были дороги. Были и другие категории... Но все были обмануты в той или иной степени.

Наталья Гвелесиани Годарова   05.01.2020 12:24     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, Наталья!
Благодарен Вам за высокую оценку моей статьи.
Романтиков социализма я не знал. Но знал, к примеру, одного молодого рабочего, который в 24 года уже был кандидатом в члены КПСС. Понятно, что его уговорили и обманом завлекли в партию. Очень мало кто из рабочих соглашался всупить в партию; меня уговаривали аж три раза за 10 лет, но я был стоек, как коммунист под пытками - так и не согласился. Ему, конечно, пообещали первоочередное повышение рабочего разряда и получение квартиры. Но за это приходилось ежемесячно выплачивать десятину в виде партвзносов и не менее, чем раз в месяц посещать партсобрания.
Зато я застал романтиков 60-х годов. Эти молодые люди не принимали "реальный социализм" по-Брежневу и уходили от него в иную реальность - в длительные походы с большими рюкзаками за плечами. Уставшие за день, они отдыхали у костра и пели песни под гитару, которая стала излюбленным музыкальным инструментом молодёжи тех лет:
- Солнца не будет, жди не жди
Третью неделю льют дожди...
Или:
- А я еду, а еду за туманами,
За мечтами и за запахом тайги!
Так появилась бардовская песня. Этих людей я считаю настоящими романтиками, достойными примера.

Лев Ольшанский   05.01.2020 12:54   Заявить о нарушении
"Зато я застал романтиков 60-х годов. Эти молодые люди не принимали "реальный социализм" по-Брежневу и уходили от него в иную реальность - в длительные походы с большими рюкзаками за плечами. Уставшие за день, они отдыхали у костра и пели песни под гитару, которая стала излюбленным музыкальным инструментом молодёжи тех лет"

Ну вот, я тоже этот период немного застала. И он мне ближе всего.

А откуда, по Вашему мнению, в СССР взялась эта массовая мелкобуржуазная психология?
Можно ли было ее избежать?

Наталья Гвелесиани Годарова   05.01.2020 16:09   Заявить о нарушении
Откуда взялась эта массовая мелкобуржуазная психология?
Прежде всего она шла от верхушки партии. Провозгласив всебщую нищету, Ленин и его наместники захватили лично для себя прекрасные дворцы, санатории и обзавелись прислугой и спепайками; уж они-то не страдали от голода, в то время когда миллионы граждан умирали. И это неравенство продолжалось все годы Советской власти. Даже на самом низу "партейцы" выгодно выделяли себя из прочей "серой массы".
"Мы все равны, - горько шутили в народе, - но одни равнее других".
Так что вся болтовня о всеобщем равенстве не стоила и ломаного гроша. Естественно, глядя на верхушку, и простые люди, коли честным путём не могли получить заслуженные ими блага, стремились получить их незаконными путями.

Лев Ольшанский   05.01.2020 17:33   Заявить о нарушении
"Так что вся болтовня о всеобщем равенстве не стоила и ломаного гроша. Естественно, глядя на верхушку, и простые люди, коли честным путём не могли получить заслуженные ими блага, стремились получить их незаконными путями."

Но ведь так было повсюду - во всех странах.
Где вы видели совершенных, идеальных правителей? Идеальных руководителей? Тем более, что все люди - не без греха.
В том-то и дело, что все страны мира имели и сейчас имеют не самых идеальных руководителей, не самую идеальную правящую элиту.
Можно было поменять правящую элиту, не отказываясь при этом от положительных завоеваний социализма. И не разваливая страну.
Наверное, слишком долго нас приучали жить в иллюзиях. Вот большинство и погналось за очередной иллюзией в виде капитализма.

Наталья Гвелесиани Годарова   07.01.2020 19:42   Заявить о нарушении
Наталья, Вы пишите: "Можно было поменять правящую элиту".
Простите, очень наивное предположение! Большевики захватили власть силой и жестоко подавляли любой протест и даже намёк на протест. Как её можно было поменять!? Тем более, что народ совершенно не имел никакой политической культуры, никогда не знал демократии, не имел ни малейшего представления о реалиях, находясь в иллюзорном мире, созданном идеологией правящей партии. Народ слепо следовал указаниям сверху. В России власть всегда менялась только сверху, и Великая Октябрьская революция - не исключение; народ не принимал в ней никакого участия. Жители Петрограда даже не представляли, что этой ночью случилась какая-то революция.
А иллюзии капитализма навязали народу сами же высшие эшелоны власти (вернее, некоторые её представители), умело делая вбросы в СМИ о преимуществах западного мира. И эта идеологическая промывка мозгов шла, начиная примерно с 1987 года. Понятно, что наш доверчивый народ поверил всему и согласился с приходом капитализма. Люди тоже захотели быть акционерами, покупать иномарки и зарабатывать тысячи долларов в месяц))

Лев Ольшанский   07.01.2020 20:12   Заявить о нарушении
Вспомните, какую ахинею нам преподавали в институте на политзанятиях. Я слушал лекции и думал: неужели они сами верят том, что говорят? Помню, был очень удивлён, когда увидел нашего преподавателя философии, который купался в пруду: оказывается, он тоже живой человек и способен не только нести чушь со своей кафедры!
Эти экзамены, включая и курс научного коммунизма, я всегда сдавал на "отл". Там ничего сложного - знай болтай то, что с детства слушал по радио и читал в газетах, нет ни одной формулы. В обществе явно, в открытую уживались две морали: одна - для официоза, и вторая - для жизни; и эти обе морали никогда не пересекались. Эта идеология и эта мораль не заслуживает и никогда не заслуживала никакого уважения.
В 1984 г. я побывал в Грузии, был на площади Сталина и видел памятник Сталину в Гори. Странно: был вождь Партии на протяжении 30 лет,и как будто его не было! Двойная мораль.
Или ещё: никто не вспоминал, что после войны были бывшие советские военнопленные. Никто их не чествовал, они находились под негласным запретом. И это тоже двойная мораль.

Лев Ольшанский   07.01.2020 20:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Моя чувашка» (Хома Даймонд Эсквайр)

Чуваши вообще очень своеобразный народ. Когда-то они были язычниками.
Недавно я узнала о чувашском художнике, который передавал этот необычный чувашский мир, который как бы спит в душах современных чувашей. Его звали (он умер молодым, а жил в СССР) - Анатолий Миттов.

Наталья Гвелесиани Годарова   01.10.2019 08:58     Заявить о нарушении
Спасибо, не знала такого.

Хома Даймонд Эсквайр   02.10.2019 00:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Аутизм с точки зрения Библии» (Девора)

Причина же ограниченности понятийного аппарата современного социума – а заодно и причина эпидемии аутизма, захлестнувшей в конце 20—начале 21 века самые высокоразвитые страны – в рационализме современного общества, дошедшего в своей крайности до самоотрицания в форме постмодернизма. Некогда более цельное, целостное сознание, более целостное мировосприятие, свойственного более ранним эпохам – эпохам колыбели человечества - при всей их кажущейся примитивности – было редуцировано. (Имеются виду не инки и ацтеки с их уже искаженными понятиями, приведшими к ложным культам с ритуальными человеческими жертвоприношениями, а исторически малоизученные эпохи, память о которых сохранилась в виде легенд и мифов, например, в виде мифа об Атлантиде). Старея, человечество утрачивает свое божественное происхождение, свое Высокое Божественное Детство. И – как следствие – многие дети не хотят, более того – не могут – жить и прогрессивно развиваться в его лоне. Массовое рождение аутистов – напоминает массовое выкидывание на берег китов и дельфинов из-за проблем с загрязненностью окружающей среды. Это – более чем тревожный симптом!
Единственным выходом для таких созерцательных детей – становится уход в собственный внутренний мир, который они пытаются структурировать буквально из обломков царящего в обычном мире понятийного хаоса. Там же – внутри – они пытаются противостоять хаосу в человеческих отношениях, выдумывая идеальных друзей, так как современный человек в своей массе – существо необязательное и вероломное, соседство с ним, всякие попытки завязать с ним более честные, глубокие и ответственные отношения – столько раз оборачивались разочарованием и чувством оплеванности, что сформировалось так называемая выученная беспомощность – хроническое ожидание провала в любых отношениях. А ожидание – порождает, еще более усиливая, ожидаемое. И это – воистину замкнутый круг, который нелегко разорвать даже при появлении действительно подходящего в плане общения человека.
Так называемый рационализм, склонность к рутине у аутичных людей, их якобы неспособность к творчеству и игре – на самом деле лишь защитный каркас, бессознательно наросший по принципу «клин клином вышибают»: для защиты от пугающей непредсказуемости нашего якобы взвешенного, научно описанного, структурированного, а на деле – такого бессистемного, не творческого в высшем бытийном смысле - мира, дающего во всем вместо ясности – cтарчески-прихотливую лукавую усложненность.
http://proza.ru/2013/05/09/1221

Наталья Гвелесиани Годарова   01.11.2017 13:26     Заявить о нарушении
Аутисты - это такие тесты на духовность в этом мире. Они то не в теле... Значит, кожные ризы их не защищают. И если им плохо, то - значит, надо понимать, что мир ужасно падший. Значит, надо очищать мир пока этим деткам не станет хорошо))

Наталья Гвелесиани Годарова   01.11.2017 13:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путин и Америка» (Девора)

"- Вспоминается повесть Л. Толстого "Фальшивый купон": кто-то выпустил в оборот фальшивый купон и он, переходя из руки в руки, вовлек в обман и прочие нечестные вещи - огромный круг лиц.
Наглая Америка поостереглась толкнуть в грудь своего равного по силе соперника - Россию. И вместо этого - толкнула ее младшего брата Сербию, оторвав у последней - Косово.
В ответ Россия толкнула младшего американского брата Грузию, забрав у Грузии Осетию с Абхазией.
В свою очередь Грузия предала в свое время ее геополитические интересы, повернувшись к ней, как избушка на курьих ножках в известной сказке, задом, а к Америке – передом.
Но и Россия предавала интересы Грузии, грея руки на чужой беде и переманивая все эти годы грузинские автономии.
Это и есть притча о Фальшивом купоне.
Это – закон джунглей.

-От такой жизни и такого закона хороший человек - а мы все хорошие люди – может стать только или пофигистом в той или иной степени, или невротиком. Если, конечно, не использует третью свою возможность.

-Просто есть мораль победителей и есть мораль побежденных. Есть еще - мораль (аморальность) - политиков. Но все это - к подлинной морали - не имеет отношения. Это все - мораль для устройства серой, сумеречной жизни.

-Правящие элиты разных стран время от времени поигрывают друг перед другом мускулами.
А умирают - мирные люди из разных народов. Спросите у любого грузина, абхаза, осетина, украинца, русского и даже, наверное, американца, хотят ли они воевать? Я уверен, что все ответят, что - нет.
Что же тогда заставляет их всех воевать?
Cистема, и это ее нужно менять.
Но для этого еще предстоит снова стать детьми.

...............................

"-Русь-Тройка – это Фаэтон под управлением святой Троицы, и никак иначе! Но до Себя – еще надо дорасти.

- Нет, брать дурной пример с бряцающих экономическим оружием так называемых западных "друзей", фактически, выдавивших Россию из сферы ее традиционного влияния, не стоит.
Врага надо разить физическим оружием только если он посмеет сунуться на территорию России или территории ее настоящих друзей, либо если кто-то, теснимый на своей земле оружием, попросит ее о помощи.
Надо все прилегающие к России некогда дружественные страны - отпустить.
Как это делают истинные христиане.
Когда христиане отдают свое - они сохраняют.
А когда хотят сохранить в обход закону Любви - вот тогда и теряют.
Надо разойтись со всеми бывшими друзьями - окончательно.
Выстроить сугубо прагматические отношения, как и подобает лишенным дружеских уз союзам.
И заняться вплотную собственной жизнью - развитием духовной культуры и подчиненной ей современной экономики.
Экономики, закономерно вытекающей из духовной культуры нашей страны, пусть и со всеми временными скидками на ее нынешний непростой этап развития."
http://proza.ru/2015/02/01/1237

Наталья Гвелесиани Годарова   30.10.2017 13:50     Заявить о нарушении
Рецензия на «Марина Цветаева - социотип Робеспьер ч5» (Елена Разгон-Скорнякова)

Интересная версия.

Многое похоже.

Вот например такой момент -

вот это похоже - кроме спины

" Прямая спина. Увлечённость делом. Интровертное одиночество, уход в свой мир с детства. Холодный взгляд прозрачных глаз, избегание смотреть в глаза собеседнику."

Но прямая спина - это наработанное.
На самом деле в подростковом возрасте Марина сутулилась - я читала воспоминания. А потом она стала переделывать себя и наверное стала следить за спиной.

И еще - Л. Толстого Робеспьером не считают. В его отношении есть версии - Гамлет и Наполеон. Кто-то еще Драйзера в нем видит.
----------------------

Не знаю как Цветаева, но скорее всего Робеспьером был ее сын Мур. А может быть и С. Эфрон.
Но интересно, что С. Эфрон называл Мура вторым Марином Цветаевым.
Правда сама Марина писала, что сын отличается от нее.

Наталья Гвелесиани Годарова   18.08.2015 08:45     Заявить о нарушении
Для меня детская сутулость - попытка защититься от внешнего мира, неуверенность, низкая самооценка после переделывания личности. Когда в юности почувствовала свою ценность и внутреннюю силу - распрямилась. Я знала двух Робеспьерок, сутулых в институте и распрямившихся с возрастом.
Для меня Толстой, Чехов, Янковский - Робеспьеры. Толстой - свои принципы, работоспособность, фундаментальные работы, педантичное оттачивание фразы, аналитические портретные характеристика. Внешняя холодность и закрытость, увлечённость делом, правильность в своём понимании.
Сергей Эфрон больше напоминает Достоевского. Георгий не был внешне похож на Сергея, обычно большие глаза передаются по наследству. Думаю, социотип Георгия не совпадал с социотипами родителей. Поке не знаю, кто он.

Елена Разгон-Скорнякова   18.08.2015 22:14   Заявить о нарушении
Чехов и Янковский - Робеспеьеры.

Но Толстой... спорно.

Слишком активен для Робеспьера. Мог быть центром любой компании и даже центром всего мира. И нимало не смущался этим. Да, по мере духовного роста он стремился уйти от славы, уйти в тень. Но у него это плохо получалось - слишком уж был заметен, в отличие от малозаметного в компании Робеспьера.

Наталья Гвелесиани Годарова   19.08.2015 13:54   Заявить о нарушении
И вообще - очень уж был крупный и выносливый. Робеспьеры более хрупкие.

Скорее уж тогда он Драйзер.
Драйзеры находятся с Робеспьерами в отношениях суперэго, и если Вы видите в нем Робесеьера, то это может означать, что у него был сильный робеспьеровский блок суперэго.

Наталья Гвелесиани Годарова   19.08.2015 14:00   Заявить о нарушении
Не буду спорить насчёт Толстого. Я прочитала лет 10 назад у кого-то из известных социоников, что социотип Льва Толстого Толстого Робеспьер. За это время версия типировщиков изменилась, а моя нет, я информацию не перепроверяла. Не суть как важно для Марины Цветаевой. Я для себя отметила, что Цветаева не любила произведения Толстого и Достоевского.

Елена Разгон-Скорнякова   19.08.2015 19:18   Заявить о нарушении
девушки,
сорри за вклин!
ваш разговор интересен.
*
с уважением,

Игорь Влади Кузнецов   06.12.2015 11:13   Заявить о нарушении
всегда пожалуйста!

Елена Разгон-Скорнякова   07.12.2015 18:37   Заявить о нарушении
а заглядывайте
"на огонёк"!
)

Игорь Влади Кузнецов   07.12.2015 20:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Съезд нацистов в Ленинграде - всем нравится?» (Леонид Катилевский)

Очень жаль, что в России есть неофашисты.
И очень жаль, что еще больше неофашистов сейчас в Украине.
И особенно жаль, что так называемый цивилизованный мир - американский и европейский - хорошо видит только русских фашистов и совершенно не замечает украинских. Как и любых других фашистов и националистов и экстремистов и террористов, помогающих ему продвигать свои интересы и игнорировать интересы стран, которые они считают на сегодняшний день отсталыми и второсортными (куда попала и Россия). Вот где самый опасный и тонкий, замаскированный фашизм - интеллектуальный, изощренно владеющий технологиями "промывания мозгов".

Наталья Гвелесиани Годарова   21.04.2015 12:58     Заявить о нарушении
Украинские фашисты, конечно, есть. В частности, Ярош из созданного Януковичем (который укрывается сейчас в России) "Правого Сектора". Но надо разбираться с тем, что происходит в СВОЕЙ стране.

Леонид Катилевский   21.04.2015 13:33   Заявить о нарушении
Есть некоторая разница всё же. Например, Ярош на Украине набирает 0,7% голосов. А в России организаторы неофашистских съездов - у власти. Такое в нескольких европейских странах уже было в прошлом веке. В Германии, в Италии... это если кто забыл. Вот Европа помнит.

Леонид Катилевский   21.04.2015 13:38   Заявить о нарушении
Можно критиковать новую власть на Украине,как, впрочем,и старую,которую не любили даже так называемые новороссийцы,дважды голосовавшие за януковича.

Само слово "хунта"-испанское, и предполагает правящую военную верхушку,состоящую из высоких военных чинов В Испании не так давно военная хунта,бывшие сторонники генерала Франко, пыталась совершить переворот.

Но на Украине ни старая, ни новая,которую с лёгкой руки окрестили "кровавой хунтой" на самом деле не были милитаристскими,олигархическими -да, милитаристскими -нет, как сейчас наша российская власть, которую с полным правом можно назвать военной хунтой: Шаманов,Шойгу,Рогозин, из которых
Шойгу самый безобидный,хорошо управляемый Путиным,кстати полковником Путиным -
вот вам и весь цвет нашей верхушки. Что можно от неё ожидать.

Владимир Дьяченко   24.04.2015 07:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь неприкаянной души - О Марине Цветаевой» (Наталья Гвелесиани Годарова)


ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ:

Книга Натальи Гвелесиани «Путь неприкаянной души (О Марине Цветаевой и не только)», изданная весной этого года, представляет собой литературоведческое исследование духовного пути Марины Цветаевой.

В то время как в литературе, литературной критике и обществе в целом наблюдается процесс утраты интереса к «вечным» вопросам, размытость критериев добра и зла, отказ от поисков истины, автор на примере жизненного и творческого пути М. Цветаевой – ставит эти вопросы с неотразимой мощью и искренностью честного исследователя.
Фактически, Наталья Гвелесиани переосмысляет заново то, что известно на сегодняшний день в цветаеведении относительно главного внутреннего двигателя большого русского поэта. Она доказательно отметает многие мифы и стереотипы, существующие как среди почитателей, так и ниспровергателей имени поэта, что привело в последние годы к крайне полярным оценкам личности и творчества М. Цветаевой. А помогает ей в этом – опора на критерии Истины, почерпнутые из творений Святых Отцов православия, которых она рассматривает как носителей реального духовно-экзистенциального опыта. Их учение о «духовной брани», как и весь их собственный духовно-экзистенциальный опыт – при творческом его прочтении – и дает, по мысли автора, те самые критерии Истины, которые оказались утраченными. При этом Наталья Гвелесиани опирается именно на их индивидуально-экзистенциальный опыт, а не на Церковь как организацию. Помимо Св. Отцов, она обращается к глубинному духовному опыту лучших представителей всех религий и конфессий, так как считает, что на Глубине – все религии говорят об одном.
Путь Поэта – это Путь к святости. Никак не меньше. Марина Цветаева понимала предназначение Поэта и Поэзии именно так. А путь всякого честно следующего этим Путем Поэта – в условиях размытости и профанации критериев – тяжел, горек, чреват отступлениями и падениями.
О взлетах и падениях на Пути Марины Цветаевой и Пути человека вообще и идет глубокий, серьезный, взволнованный и в то же время увлекательный разговор на страницах этой книги.
Интересно и то, что это – первая книга Натальи Гвелесиани. До того она публиковалась только в журналах.
Думается, что первая книга, судя по глубине поставленных вопросов, также является квинтэссенцией жизненного опыта автора, на что недвусмысленно указывает название. Сверхзадача же Натальи Гвелесиани состоит в том, чтобы на примере жизненного пути Марины Цветаевой пробудить в читателе жажду пути в его собственную Глубину, предостерегая одновременно от некоторых заблуждений и ошибок, которые могут сопутствовать неизбежно сопровождающей такой путь – «духовной брани».
http://stavrolit.ru/about/news/21/

Наталья Гвелесиани Годарова   07.06.2014 16:46     Заявить о нарушении
Потрясающе. Титанический труд!
Очень интересно, развёрнуто и познавательно - особенно мне были интересны "лирические" отступления в сторону от личности Марины Цветаевой, так как с её биографией, поэзией, прозой, дневниками я более/менее знакома. )))

Понимаю, гениальность М.И., как поэта, мешает бросить в неё камень, как в женщину, но, как женщина и (особенно) как мать, Марина Ивановна была бездарна.

Поэтому Наталья Гвеселиани несколько деликатна в своих суждениях, на мой взгляд, она пишет по методу русской поговорки: "и хочется, и колется, но мама не велит". ))) Наверное, автору не велит не мама, а устоявшееся мнение о М.И., как о Мастере-Поэте, которые обязан! иметь мятущуюся натуру и неприкаянную судьбу. А ещё толпа поклонников, которым поэты зачастую нравятся из-за их трагичной судьбы.

Это ОБЩЕЕ моё первоначальное впечатление о выше прочитанной книге. Надо ещё раз перечитать. Книга настолько многогранна, что её надо читать с карандашом в руках - есть моменты, на которые хочется возразить, кое-то опровергнуть (извините), а с чем-то горячо согласиться.

Всё, что я читала о М.Ц. раньше, приглажено, причёсано и одобрено, словно творчество Цветаевой принадлежит не живому человеку, а Ангелу во плоти. В данном труде я увидела живое участие автора - можно любить или не любить Поэта, и в то же время относиться к нему взволнованно, потому что его личность "трогает за живое".
Спасибо большое за этот Труд!

Мита Пе   13.01.2015 17:27   Заявить о нарушении
Cпасибо Вам за отзыв. Только сейчас обнаружила его в комментариях.

Наталья Гвелесиани Годарова   20.04.2015 16:20   Заявить о нарушении