Аркадий Кузнецов 2 - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Про 315-ую школу я многие годы прежде всего знал, что с 30-ых годов там был планетарий. Но, хотя в Ваши, Наталья Алексеевна, времена он не работал, там было, конечно, много чего. Показательно, что роман "И это всё о нём" обсуждался в Вашем классе сразу после публикации и задолго до выхода фильма с песнями на стихи Евтушенко, после которого и книга в основном стала широко известной. Я-то говорил об этом произведении в школе уже после фильма. А недавно нашёл рассуждения современного читателя, который считает, что "орлы-комсомольцы" в этом романе какие-то мало по-человечески понятные, в отличие от Гасилова и Петухова...
Тогда, судя по всему, в школе ещё не было дискотек, но уже был свой ВИА - примета времени. У меня в школе были аж три - "Школьные годы", "Доброта" и... дай Бог вспомнить. А музей был лётчика-испытателя Даниловича, погибшего при испытании парашюта в 1970 году и не попавшего в отряд космонавтов (одно время там учились его дочери, одну из которых звали Аэлита). И ещё был знаменитый - о нём рассказывали по радио - танцевальный клуб "726" ( 7 - 1977 год, 2 - февраль, 6 - первоначальное число участников). То есть клуб родился одновременно с Наташей, о чём я упомянул в маленьком эссе про её год рождения, которое ей недавно подарил.
Спасибо!
Аркадий Кузнецов 2 24.04.2024 01:37 Заявить о нарушении
По существу, слова Тимофеева-Ресовского повторил Булат Окуджава:
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь, как человек.
Я помню споры вокруг личности учёного в годы перестройки, прежде всего после публикации романа Даниила Гранина "Зубр". Тогда достаточно веско и неоспоримо восторжествовала истина. Такие люди назывались истинными интеллигентами, гуманистами. Ведь тогда приоритетными у нас стали общечеловеческие ценности, о которых, к сожалению, позже стали забывать, и не только в нашей стране. И проблемы времён Тимофеева-Ресовского вдруг вновь встали перед людьми. В постсоветское время прошло, по меркам ХХ века, очень много лет, но время, похоже, обесценилось, если можно ходить и ходить теми же кругами. Вопрос: кого нужно приводить к власти, чтобы таланты и гении лучше всего реализовывались на родине?
Спасибо!
Аркадий Кузнецов 2 23.04.2024 02:07 Заявить о нарушении
Наталья Никитина-Карташова 23.04.2024 20:26 Заявить о нарушении
...И ни одной рецензии???
Да как же люди могут не интересоваться такими воспоминаниями!!! Или Вы, Михаил, что-то убрали?
Как же интересно сопоставлять эти школьные воспоминания со своими, ровно на десять лет более ранними... Всё было похоже: и "первые любови" с первого класса, и группы "друзей" и "врагов" (а у одних из моих первых учеников, Ваших ровесников, это называлось почему-то "католики" и "душманы"(?)). Может быть, только отношение к учителям уже было в Ваши годы несколько более раскованным. Что интересно: Вашу школу году к 1990-му ещё не затронул поворот отношения к религии? Вроде бы в это время немодно было уже ходить без крестика... Конечно, такие учителя, как Нина Макаровна - подарок судьбы. Интересно: у многолетнего директора одной из базовых школ "Искателя" - 364-ой в Сокольниках была фамилия Пуртова - она не родственница Вашего классного руководителя?
Разрешите поместить эти заметки в новом, мемуарном выпуске альманаха "Ищу человека". Большое Вам за всё написанное спасибо!
Аркадий Кузнецов 2 22.04.2024 23:40 Заявить о нарушении
Сколько аналогий, Наталья Алексеевна, вызывают у меня эти воспоминания! И у меня была преподавательница - английского языка - принимавшая зачёты включая 31 декабря и вновь после Нового года. Она даже приглашала студентов к себе домой, и я один раз побывал - у неё висел большой ковёр с картой Великобритании, привезённый из Англии... Наталья Яковлевна называла Тэтчер не иначе как "Маргуша". А ещё у нас был на истфаке Кинельм Ефимович Ям, рассказывавший о своём пребывании в Ватикане - на шаржах студенты изображали его за ручку с папой Иоанном Павлом II, который, как утверждал наш преподаватель, носил советские кроссовки... Учился я примерно так же, как Вы. Тройки изредка бывали из-за каких-то нелепых случайностей. А лучше и ровнее всего учился по предметам эстетического цикла - ведь до последнего момента выбирал между истфаком и филфаком и иногда слышал: "Сударь, почему вы не на филфаке?" "Потому, что на филфаке спросили бы, почему я не на истфаке", - отвечал я. О своих преподавателях написал перед выпуском стихотворные посвящения, можете почитать их в Стихах.ру. Некоторые потом читал на встречах выпускников.
Спасибо!
Аркадий Кузнецов 2 22.04.2024 02:23 Заявить о нарушении
Вспоминаю, что Элла Валентиновна строила "Олимпийский", а Вы, значит, гостиничный комплекс в Измайлове... Я ещё тогда не кончил школу и был во время Олимпиады в трудовом лагере в Запорожской области (сейчас больно вспоминать...) Конечно, в студенческие годы много есть чего вспомнить. Картошка у меня была, к счастью, не на выпускном, а на третьем курсе. "Прикалывались", конечно, и там - когда плохо готовили в столовой, рядом с ней кто-то поставил тарелку с мухоморами и табличкой "Аптека для души". Потом начали готовить плов студенты узбекского отделения, и стало вполне сытно. А ещё вспоминаю, как писал там разные плакаты - к различным датам и стихи. Рядом оказалось напоминание о 100-летии смерти Тургенева и какие-то мои стихи насчёт комсомола и о том, что "Решимостью строить мы завтра полны - черёд наш пришёл". Вскоре рядом появились такие стихи:
Выходят строить поколенья.
Сто лет назад помёр Тургенев.
И мы пришли, и наш черёд
Писать стихи, идти вперёд.
Спародировали и само отмечание дат - появились плакаты "? лет со дня смерти коня князя Олега" и "200 лет (почему-то) русской балалайке".
Спасибо!
Аркадий Кузнецов 2 22.04.2024 01:18 Заявить о нарушении
На самом деле очень важной частью нашей истории является история детства, образования и воспитания, и в том числе педагогических учреждений.Вспомню известный проект "Имя Россия": в число 500 деятелей отечественной истории там не попал Иван Бецкий (а попали, например, Василий Шуйский и Григорий Распутин). Из педагогов там оказались лишь Ушинский и Макаренко, и их же только имена в основном массово у нас известны. Хотя бы это говорит красноречиво о недооценке роли в обществе формирования человека. Нужно побольше таких работ, как эта! Как много об обществе может сказать история любого видного детского учреждения, в том числе у нас в Сокольниках! Большую почву для богатой картины даёт район, бывший, с одной стороны, окраиной Москвы, с другой стороны, районом парковым и дачным... Хотя бы хватает известных людей, сложившихся и вспоминавших свои школы, воспитательные дома, училища. Автором проделана большая исследовательская работа. Спасибо, Наталья Алексеевна!
Аркадий Кузнецов 2 21.04.2024 21:07 Заявить о нарушении
Наталья Никитина-Карташова 21.04.2024 22:45 Заявить о нарушении
Сколько я же видел в своё время в Москве греческих праздников, фестивалей и выставок! И с участием греков из Греции и Кипра, и прежде всего проводимых греческой диаспорой в России. Греческую пасху праздновал в 1992 году, а ко Дню независимости и Дню "Охи" много лет проходили красочные концерты - в них принимали участие Елена Камбурова, Ксения Георгиади, много танцевальных коллективов. В 1991 году на таком концерте в Доме дружбы мои ученики показали фрагменты из трагедии Еврипида со школьного праздника древнегреческого театра.
А греческие блюда! Уже будучи в Греции, отведал псаро - рыбную уху, а на Кипре - отменного котопуло - особо приготовленного цыплёнка. Греки и в России, и в Америке остаются греками со своей особой культурой.
Впрочем, читайте о Греции в моих материалах.
Спасибо!
Аркадий Кузнецов 2 20.04.2024 02:53 Заявить о нарушении
Спасибо.
Алла Валько 20.04.2024 22:56 Заявить о нарушении
В Вене мне, к счастью, удалось побывать. К сожалению, только в течение одного дня - так было по маршруту экскурсии по Европе. Но видел достаточно много.
Также был на экскурсии по историческому центру города, у многих памятников, дворца Шёнбрунн, на пешеходных улочках. Также - на концерте в соборе святого Петра. Оценил мощь святого Стефана. Отведал в кафе штрудель и торт "Захер". Погулял в Штадтпарке и представил, как будет рада моя мама, когда узнает, что стоял у "золотого Штрауса" рядом с другим памятником - Легару. Проехал на метро в Пратер и там поднялся на старейшем в Европе колесе обозрения (жалко - было туманно, и виды были не самыми впечатляющими). А ещё был в Сокровищнице Габсбургов, что навеяло на обратном пути отдельные стихи. И видел раскопанные остатки древней Виндобоны, где умер Марк Аврелий.
Остаётся пока лишь мечтать о Венском лесе. а также о поездке в Баден и Зальцбург... Но впечатления и без этого - совершенно незабываемые. И какой рождественский наряд зажёгся в городе вечером, во время моего отъезда!
Хочется попасть и в Братиславу. Конечно, для меня там особое место -Град, гравюра которого в кремлёвских палата навеяла Петру вид построенной у нас в Преображенском потешной крепости Прешбург.
Спасибо!
Аркадий Кузнецов 2 10.04.2024 16:19 Заявить о нарушении
Браво! Мне это напомнило тоже один день моего пребывания в западном украинском городе, о чём я написала путевые заметки "Один день в Ужгороде".
Спасибо.
Алла Валько 09.04.2024 23:17 Заявить о нарушении
Элеонора Леонидовна, большое спасибо за рекомендацию прочитать очерк Боргена. Это интересно и нужно прочитать тем школьникам, которые пробуют себя в литературном творчестве, Мне повезло: я занимался в школьные годы в литературном клубе московского Дворца пионеров, ряд моих знакомых оттуда стали известными литераторами. Такие вещи - о том, что значит писать, творить, мы там разбирали и обсуждали. Собственные занятия в дополнительном образовании во многом питались образцами из моего клуба.
P.S. ...Как раз в 1975 году я научился как следует плавать в бассейне в Лужниках, и хорошо помню этот день.
Аркадий Кузнецов 2 07.04.2024 14:29 Заявить о нарушении
Очень рада, что любимый мной очерк/ эссе Юхана Боргена нашел отклик к Вашей душе … Хорошо, если он сыграет даже практическую роль и в Вашей педагогической деятельности , то есть « с Вашей подачи», возможно. заинтересует тех школьников , которые любят литературу и пробуют себя в художественном творчестве.Именно к ним и обращается норвежский писатель , хотя он надеется пробудить творческое начало в младшем поколении и в более широком смысле, независимо от чьих-то конкретных устремлений и жизненных планов …
Способность запоминать и помнить - великий дар свыше , подарок судьбы .
Мои собственные воспоминания, самые разные и впечатления( так или иначе значимые события и просто счастливые мгновенья !) и по сей день продолжают служить для меня неиссякаемым источником творчества …А Юхан Борген просто очень выразительно и доходчиво рассказал нам всем об этом...
С добрыми пожеланиями.
Элеонора Панкратова-Нора Лаури 07.04.2024 21:11 Заявить о нарушении
Добрый вечер, Элеонора Леонидовна! Я выбрал трилогию Боргена для занятия по новейшей истории в комплексе дополнительного образования в серии "По страницам книги". Конечно, это произведение должно много рассказать десятиклассникам о Норвегии в первой половине XX века и быть поводом для разговора о мировоззренческом и нравственном выборе.
У меня есть несколько вопросов к Вам, как специалисту. Есть ли экранизация романа? Если есть, когда и кем она была осуществлена, был ли значительный резонанс? Есть ли интерпретации трилогии Боргена в музыке (ведь музыкой она весьма насыщена), может быть, в музыкальном театре?
С уважением
Аркадий Юрьевич Кузнецов, педагог, историк.
(Вместе с Ольгой Александровной Маркеловой, знакомой Вам, состою в литературном объединении "Поющий тростник")
Аркадий Кузнецов 2 30.03.2024 21:50 Заявить о нарушении
Очень рада , что в поле Вашего зрения попала прославленная трилогия Юхана Боргена и что Вы сочли её уместным , подходящим, материалом для такой важной задачи как «занятия по новейшей истории в комплексе дополнительного образования в серии "По страницам книги"…
В наше время у многих особенно представителей младшего поколения «компьютерное мышление» Какие-то жесткие формулировки как опции в смартфоне , при этом непонимание даже значений простых слов. какой-то «новый новояз»,порой ,получается. А ведь Борген – это сплошные нюансы ,оттенки человеческого сознания , чувств , ощущений, восприятия окружкающего мира. Аллюзии , ассоциации. Способны ли современные десятиклассники к восприятию подобного? Хочется надеяться, что да .
К сожалению, экранизации трилогии и даже первой её части( наиболее известной ) не было . Были экранизации новелл. , в основнм давно в 60-70 ые годы . Новеллав «Паспорт» в 2010 году
Насчет музыкальной интерпретации не слышала о таком и не нашла …Скорее всего нет..
Мне кажется надо бы сосредоточиться на тексте романа
+ мб взять что-то из малых жанров – это более короткие тексты. Особенно советую Вам короткое «Что значит быть писателем» , обращенное к школьникам , текст которого находится внутри моего большого эссе «О писательском творчестве-Что значит быть писателем",на моей страничке ( в некоторых изданиях Боргена , куда он вошел « Что значит быть писателем « этот заголовок переведен как «О профессии писателя» )
Можно почитать отдельные статьи -эссе Юхан Борген - СЛОВА, ЖИВУЩИЕ ВО ВРЕМЕНИ
СТАТЬИ И ЭССЕ, М, "Радуга" 1988,-415
И / или что-то Юхан Борген. Избранные новеллы: Сборник. Пер. с норв. - М.: Радуга, 1984. - 278 с.
Хотя в целом трилогия о маленьком лорде – это шедевр и потому приоритетна...
Напишите, что у Вас получится , как молодежь воспримет Боргена
С уважением и самыми добрыми пожеланиями
Элеонора Панкратова-Нора Лаури 31.03.2024 23:29 Заявить о нарушении
Когда будет занятие по Боргену, зависит от того, будут ли новые учебные группы и дойдут ли они до ХХ века или убегут готовиться к ЕГЭ. Но когда-то это будет...
(Я шесть лет вынашивал замысел праздника древнегреческого театра в школе, и он состоялся, причём в как будто малоподходящем для этого 1991 году).
Всего Вам наилучшего!
А.Ю.
Аркадий Кузнецов 2 01.04.2024 01:08 Заявить о нарушении