Александр Кларенс - написанные рецензии

Рецензия на «Айга» (Игорь Агафонов)

Долго думал, прежде чем всё-таки отметиться на твоей страничке.
Никак не мог взять в толк, что я ищу между строк твоих полупоэм в прозе. А нечего там искать кроме состояния, в которое надо вползать-заворачиваться, как в тигровую шкуру. Однако тигров всё меньше, и они все напересчёт, да и нас немного осталось. Всё норовим под себя, любимых, грести. Иногда удаётся, иногда мимо унитаза.

Твои орфоэпические опыты надо читать со сцены, это не для глаза. Либо… либо?.. Не знаю, – возможно, в соавторстве (с кем?..) они были бы более читабельны, но сейчас они скорей "слушательные".

Как-то так.

Иногда бывает жаль, что талантливые и сформировавшиеся личности не находят общего языка через самовыражение. А делов-то, казалось бы! Ведь это всего-навсего способ говорить. А вот надо же! Букавки одне, слова от самого Даля (Ожегова и т.д.), а чувства…

Ну вот как сделать, чтобы и чувства!..

Александр Кларенс   25.10.2010 23:37     Заявить о нарушении
А, знаешь, Александр - со сцены тоже читаю; не часто, правда. Однажды читал своё "То ж вам маэстро лепит, чтоб не больно", где про Навараханадатту и прочие всякости в виде Давы Гоцмана и других... Девчушка одна знакомая минут пять-семь, пока читал, сидела рот открыв, не шевелясь - думал, прибалдела, наслаждается...

Ага. Сцена закончилась, фуршет вовсю отгремел... Проходит дня три. Звонит мне та девчушка и вопрошает, а мол о чём вот эта штучка была, где стрелы, луки, озёра и опер с пистолетом? Я, - говорит, - музыку слышала, а половину слов не поняла; это религия, или как? и какой, вообще, язык...
Вот та штучка - http://www.proza.ru/2008/10/09/406

...

Так что и не знаю - чё делыть... Страдать, иль не страдать - вот в чём терзанье )))))))

Чего подумал. Сейчас готовлю очередной сборник. А тут такая мысль - а может после названия, в скобочках так и добавить, что мол типа орфоэпические опыты? А и... в целом... даже и название поменять. Так и назвать - "НЕ ДЛЯ ГЛАЗ"...

...
Блин. А вообще загрузился я чё-то...

Игорь Агафонов   26.10.2010 08:51   Заявить о нарушении
НЕ ДЛЯ ВСЕХ ГЛАЗ, Игорь.

София Павлова   27.10.2010 06:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Могу! монолог старпёра» (Игорь Рассказов)

Жизненно, но, извините, малолитературно. И дело не в Вашем "недодаровании", а скорей в незнании психологии, образа мышления людей, пусть даже и с налётом "экстремального вероисповедания" (шутка).
Переделывать-редактировать рассказ не вижу смысла, пусть таким и остаётся. Это явно не Ваш уровень, больше похоже на отписку от самого себя, чтобы сюжет ноги не понадкусывал.
И тем не менее – всего наилучшего в творчестве, наши горы ещё впереди. А на дне Байкала действительно не очень интересно, я проверял.
АК

Александр Кларенс   18.04.2010 07:50     Заявить о нарушении
Рецензия на «О законах алмазного языка» (Ольга Славянка)

Как музыкант (в прошлом) с превеликим удовольствием ознакомился с Вашими представлениями о ритмической прозе (но не о прозаическом ритме, я думаю). Всё остальное, простите, не стоило Ваших трудов. В одном замечании Вы сказали, что работа была написана Вами в 19-летнем возрасте. Неужели с тех пор Вам ничего не хотелось в ней исправить? Удалить, отредактировать, переосмыслить, наконец. Каждый автор проходит период школярства, во время которого легко угадываются его литературные предпочтения. Любой начинающий пытается в меру сил и дарований постичь методы, способы, даже мир своего "кумира". После чего он рано или поздно (или никогда) отправляется в свободное плавание. И никогда он не станет руководствоваться Вашими или подобными Вашим "формулами". Да и как можно разложить план ненаписанного ещё опуса "постранично"... В общем, не согласен я с такой постановкой вопроса, слишком мало остаётся места для литературы, совсем мало.
АК

Александр Кларенс   15.04.2010 08:35     Заявить о нарушении
Эта статья была опубликована в мелком журнале. Я не хочу ее переделывать. Пусть остается, какой есть. Я в свое время решила никогда ее не переделывать назло нашему литературоведению: это та горькая пилюля, которую литературоведам придется проглотить, поскольку до меня никто никогда не обсуждал расстояния до предметов в пространстве воображения. На эту статью и в таком виде уже начали ссылаться. Где-то на Украине даже включили в программу для написания дипломов. Если эту статью и в таком виде самостоятельно размещают к себе на сайты, думаю, она приносит кому-то пользу. В конце концов, мне многие пишут о том, что эта статья им помогла – отсылаю к другим рецензиям.

Можно вести пустые разговоры о том, что творчество – от Бога и т.д. Можно задавать конкретные вопросы, как строить фразы в том или ином случае.

Ритмико-поэтический слух не у всех есть – он встречается намного реже музыкального. Его природа сложнее – он увязывает построение визуальных образов, напряжение и расслабление внимания, еще ряд сложных ощущений. Я посмотрела бегло два ваших рассказа, но читать не смогла – на мой взгляд, то что вы пишете, нечитабельно. Или у вас нет ритмико-поэтического слуха, или вы его не развили. Но вы не видите причин, почему ваши тексты не читабельны. А нечитабельны они как раз потому, что в них нет "ритмической волны", т.е. программы чередования напряжения и расслабления внимания, о которой я пишу. Через полстраницы мозг устает настолько, что читать дальше не может.

Это как в живописи. Могут ли дальтоники быть художниками? Ведь есть другие дальтоники, которые не видят дефектов их картин.

Люди, лишенные ритмико-поэтического слуха, могут читать тексты, написанные не по ритмическим законам. Они могут читать "Доктора Живаго" или романы Гроссмана, или нечто в этом роде. А тех, у кого ритмико-поэтический слух есть, Гроссман или Пастернак бьют каждой фразой, как обухом, по голове.

Романы не сводятся к правильному построению фраз. Бывает, что по нечитабельным романам снимают хорошие кинофильмы. Это бывает в том случае, когда у автора нет ритмико-поэтического слуха, но есть умные мысли, которые тот излагает корявыми, нечитабельными фразами. Я не пишу об этих умных мыслях. Я пишу о том, как устроен ритмико-поэтический слух у тех, у кого он есть. А устроен он похожим образом, как музыкальный слух устроен похожим образом. Музыкальный слух не делает человека великим композитором. У моего деда был абсолютный музыкальный слух, но не было способностей к музыке. Музыкантам еще необходимо образное мышление, тренировки, определенный образ жизни.

Хотя разные писатели пишут о разных вещах, сам алгоритм зримого письма, видимо, у всех устроен одинаково, как у музыкантов одинаково устроен музыкальный слух.

У кого-то этот слух есть изначально, кому-то приходится его развивать. Я лично научилась писать зримо после того, как стала строить графики расстояния до героев в пространстве воображения в романах Толстого и Тургенева.

Ольга Славянка   15.04.2010 15:13   Заявить о нарушении
Знаете, Ольга, Ваше напоминание о Толстом и Тургеневе наводят меня на грустные размышления. Один для меня остался антихристианским, а второй нерусским писателями. Мои ориентиры с вашими не пересекаются. Склонен подозревать, что так вы и Брюсова наречете гениальным поэтом, а Набокова, соответственно, гениальным писателем.

Александр Кларенс   15.04.2010 16:46   Заявить о нарушении
А я тоже ярая противница христианства. Отсылаю вас к подборке фактов из истории христианства. Не только Лев Толстой, но, по сути, почти вся русская, да и европейская классическая литература имела выраженную антихристианскую направленность. Скажем, Бодлер был сатанистом. Или зайдите на сайт Превера и почитайте, что тот писал о христианстве. А Превера ныне включили в школьную программу как классика французской литературы. И не случайно Вийон грабил, видимо, исключительно христианские соборы. Идеалы европейцев были сформированы языческой культурой. У нас придумали православную набожность русского народа, которой никогда не было. Может ли в набожном народе возникнуть пословица "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится"? Или что пишет воистину русский Некрасов:

Теперь посмотрим, братия,
Каков попу почет?
Задача щекотливая,
Не прогневить бы вас?..
Скажите, православные,
Кого вы называете
Породой жеребячьею?
Чур! отвечать на спрос!"

Крестьяне позамялися,
Молчат - и поп молчит...
"С кем встречи вы боитеся,
Идя путем-дорогою?
Чур! отвечать на спрос!"
Крехтят, переминаются, Молчат!
"О ком слагаете
Вы сказки балагурные,
И песни непристойные,
И всякую хулу?..

Мать-попадью степенную,
Попову дочь безвинную,
Семинариста всякого -
Как чествуете вы?
Кому вдогон, как мерину,
Кричите: го-го-го?.."

**
Я собираюсь сделать подборку по классикам, показывающую антихристианскую направленность русской литературы. А Набоков, конечно, талантливый писатель. "Лолита" прекрасно написана, но у Набокова много и других интересных рассказов. У Набоков прекрасный слух и прекрасный русский язык. Он, безусловно, классик русской литературы. А почему же Тургенев не русский писатель? У него идеальный русский язык. У вас странные представления о русском народе, извините. Я допускаю, что вы не русский и вам трудно судить. Но мы, русские, всегда были в душе язычниками.

Ольга Славянка   15.04.2010 21:34   Заявить о нарушении
"А я тоже ярая противница христианства." Из этого перла мне непонятно "тоже", оно явно выпадает из стиля. Дальнейшее обсуждения нахожу излишним, поскольку себя позиционирую как правосланого.

Александр Кларенс   15.04.2010 22:30   Заявить о нарушении
Заметка замечательная! Отзывы интересны.

Иван Кунцевич   10.05.2010 15:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «18 вызовов современной литературе Брюса Стерлинга» (Александер Бобров)

Хорошая работа, – достойная и добротная, а главное – развенчание пессимистического мифа о "18 вызовах литературе". Выберу время – буду белее внимателен и, по возможности, вставлю свои 5 коп.
С уважением АК

Александр Кларенс   15.04.2010 08:11     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. Почему-то не очень многие решаются что-то у меня отрецензировать. Непонятно пишу, наверное.

В дополнение к Вами сказанному хочу сказать, что сейчас мне видится то, что рассуждения о мире постмодерна и происходящих в рамках него - и за пределами него - тенденциях, все же, мне кажется, лишены и структур типа "оптимизма" и "пессимизма". В мире постмодерна и, главное, в мире "после постмодерна" пессимизм и оптимизм смешиваются, образуя какую-то гремучую и очень дурно пахнущую субстанцию, для которой, наверное, в нашем лексиконе можно подобрать подходящее слово.

Александер Бобров   15.04.2010 10:41   Заявить о нарушении
Про "подходящие слова" очень точно подмечено.
Я считаю (и небезосновательно), что человек пишущий будет писать вопреки всем прогнозам и диагнозам.

Александр Кларенс   15.04.2010 10:47   Заявить о нарушении
Вопрос лишь в том, сколько будет существовать "человек пищущий". Когда слово будет соединено с потоками смыслов, когда предложение будет соединено с потоками событий, когда абзац будет соединен с вещами и действиями - я не уверен, что те, кто хотят писать, будут "пищущими людьми". Примерно похожее произошло с живописью - барокко всячески стремилось статически передать движение, достигнув в этом удивительных высот, однако когда кино и фотография смогли передать движение - живопись начала деградировать. Можно, конечно, сказать, что деградация живописи в нефигуративных тенденциях не связана с появлением фотографии или кинематографа, но - факт остается фактом.

Как только технологии будут предоставлять нам новые варианты "смешивать вещи и идеи", литературу может ждать разложение - и это произойдет не в связи с процессами глобализации и постмодерна, а в связи с технологическими прорывами, которые откроют новые возможности.

Как фотошоп сделал всех "дизайнерами", а "dance machine" - всех сделал музыкантами, так, я вижу множество вариантов, как - аналогично - литература может "расслоиться" в целую массу "литературозаменителей" - таких, правда, о которых Стерлинг даже и не помышлял.

Впрочем, от всего плохого нового нас защищает всемирная история, в которой существует Данте, Гете, Софокл, Гессе - великие люди, а всегда найдутся те, кто захотят пойти по их стопам. Потому, конечно, литературе, по большому счету, ничего не грозит.

Александер Бобров   15.04.2010 16:27   Заявить о нарушении
Поддерживаю, и помоги нам Господь.!

Александр Кларенс   15.04.2010 16:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Зразы по-белорусски» (Дмитрий Шапиро)

Занятненькое дело, – мне показалось, что в этом рассказе прозвучало что-то знакомо-родное, даже захотелось переделать по-своему. А для меня это как знак, как свидетельство душевной простоты и глубины.
АК

Александр Кларенс   15.03.2010 00:09     Заявить о нарушении
Я Вам рад, Александр, сами знаете.
ДШ

Дмитрий Шапиро   15.03.2010 20:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Год осьмидесятый» (Сергей Кобах)

о!.. мандарины на НГ!.. О!.. :))))))))))))))

Александр Кларенс   21.01.2010 10:54     Заявить о нарушении
...и под водку))

Сергей Кобах   22.01.2010 01:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Newstream российской фантастики» (Петров Александр Брахман)

Слава Богу!
Оказывается, с умом и чувством меры у меня не так плохо.
Пойду ваять свои нетленки.. :)
АК

Александр Кларенс   03.01.2010 18:33     Заявить о нарушении
Пиши, у тебя получается:)

Петров Александр Брахман   05.01.2010 22:17   Заявить о нарушении
Спасибо.
Вот закончил, наконец, повесть.
Ночью выкладывал.

Александр Кларенс   05.01.2010 22:20   Заявить о нарушении