Николай Тертышный - написанные рецензии

Рецензия на «Париж-2217 Пьеса в одиннадцати картинах» (Владимир Янов)

Даровито, хорошо, юморно, доходчиво, саркастично, особенно в отношении «совокупления»! Моё читательское пристрастие несколько смущено «феней» в языке героинь (но мы действительно, очарованные полууголовной лексикой, так нынче говорим!..). Не знаю, понимают ли французы такой юмор, но я хохотал до немогу и в одиночку и с женой. Неужели потому, что русский?..
Правда, заметил, что пьесу необходимо правильно отформатировать внешне для должного зрительного восприятия. Нашёл кое-что в женских рассуждениях чисто мужским, что картины из современного парижского борделя несколько аляповаты, что-то не всё срастается в юморе.
Но в целом при соответствующей постановке из пьесы уйдут затяжки и анекдотичности. Талантливому режиссёру в руки это бы…
Долголетия и работоспособности Вам, Владимир Станиславович!

Николай Тертышный   11.02.2018 08:45     Заявить о нарушении
Рецензия на «Супервайзер. Повесть про трассу» (Владимир Янов)

Мы всё более и более приходим к пониманию 2-полярности жизни, к пониманию того, что жизнь всё более и более распадается на два мира. Истинно размышляющий о жизни писатель не может этого не замечать. Отсюда открытое неприязненное отношение к миру рвачества, стяжательства, миру преступному и отвратительному. Автобиографичность повести недвусмысленно показывает, как нелегко герою оставаться собой в окружении алчности и вседозволенности.

Но volens-nolens герой живёт и служит в мире деятельном, активном, властвующем, утверждающем напор, силу, в том числе и с помощью подлости и лицемерия. Герой знает и понимает этот мир лучше, чем, оставленный у обочины «трассы» мир простых людей. Он служит честно нечестному миру! Этот мир «трубы» ему близок и более понятен. Все негативные стороны его поданы навыворот, смачно, со всех сторон, образно, в красках (казнокрадство, ложь, прелюбодейство, девочки, коньячок, непристойность и т.д.). («Москва любого растопчет, кто встанет на её пути»). А чистый добрый мир «старухи с девчонкой» – как бы проездом. Их мир уже забыт, для него почти нет ни плохих, ни хороших слов. Лишь подсознание героя тянет оттуда ниточку добра и человечности. Скупо, пунктиром, лишь догадываясь о прошлом благе…

А трассу ведёт нахрапом другой мир, не спрашивая бабку с внучкой. И президент, важно взявшийся пилить им дрова, служит тоже честно, но не бабке. Он служит всем(!), как и «трасса», безжалостно разрезавшая мир. Они другой, «лучший» мир! Алчный, бандитский! (по-другому, мол, лишнего у природы не вырвешь!). Вот и рвут, якобы для всех и для бабки в том числе. И ещё не совсем испорченную Наташу герой отправляет в этот «лучший» мир». Отправляет набраться умению «честно служить»…? Только вот cui bono? «Кто от этого выигрывает?» - как говаривали древние. Ведь, сытый мир развращает всех, как проходящая сквозь лес трасса или труба оставляют за собой исковерканную безжизненную полосу, заживить которую у природы уже не хватает сил.

Где-то за текстом повествования остаются, как и герой, бессильными одиночками те, кто ведут эту самую трассу, те, чьим трудом оплачены роскошь и излишества элиты, те, кого всё-таки всегда больше числом в любом обществе, как бы это не вуалировалось в идеологиях, каким бы скверным образом не ретушировалось в искусстве. («Народ обязан быть честным. Иначе как мы будем им управлять? Просто таким людям не надо поручать слишком сложные для них задачи»). Производственная повесть должна быть о них, во всяком случае, первое в названии как-то смущает. Склоняясь к полу-детективу, к рядовой криминальной истории на волне неудержимой коррупции, охватившей страну, вольно или невольно автор «восхваляет новую жизнь», как это сделано сегодня в неисчислимом количестве произведений, тягаться с которыми по объёму и качеству бесполезно. Невольно продолжается «героизация» отрицательных персонажей из сегодняшней жизни.

В принципе мы все хотим того, что имеют они, причём пытаемся достичь этого тем же безжалостным путём, используя современные формы производства и общественных отношений, сокрушаясь лишь над явным тупиком пути. («И без газа нельзя, и леса уже почти не осталось»). Мы видим важнейшие ценности в их роскоши и излишествах. И они знают об этом, потому чувствуют себя вершителями необходимых «главных» дел. Противостоять (только в теории, давно названой толстовством) этому можно лишь не признавая ценности, не участвуя в таких отношениях. Все другие способы ведут к распаду на «два образа жизни», два мира – и нет выхода из этого! Тут надо заметить, что так открыто и отважно за тему «двух миров» сегодня берутся авторы, пишущие для детей. Поскольку все попытки противостоять расслоению общества, похожи на так и не свершившееся до конца чудо(!) детского обращения к всемогущему президенту…

Николай Тертышный   08.02.2013 14:29     Заявить о нарушении
Рецензия на «В Казахстане запретили дышать в присутствии чинов» (Юрий Шпилькин)

Всё это было бы весьма смешно, если бы история не знала генерала Трепова…

Николай Тертышный   07.02.2013 01:46     Заявить о нарушении
Вы правы, Николай. Только найдется ли Засулич Вера?

Юрий Шпилькин   08.02.2013 13:57   Заявить о нарушении
ВЕРА(!) в чистых душах всегда жива. А вот новые треповы ещё только подрастают, глупости набираются...
Юрий Иванович, рад иногда перекинуться с Вами добрым словом!

Николай Тертышный   10.02.2013 09:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «VI Российский философский конгресс» (Юрий Шпилькин)

Нашёл фото и познакомился с отчётом о Конгрессах.
Интересно, просто и кратко о значительной миграции народов ныне, о грядущих проблемах в связи с этим, об экономическом расслоении общества. И очень важное упоминание об отдалённости нынешней философии от насущных проблем современности.
Упомянутый роман Рэнд получил ныне известность у нас по причине возврата общества в известном смысле в эпоху феодальных отношений. Надежды на просвещенных благодетельных феодалов, олигархов, правителей, бизнесменов питают наше общество ныне, как никогда. О, времена!
С Фунтусовым, даст Бог, жив буду и познакомлюсь при случае.
Ваш

Николай Тертышный   02.10.2012 04:54     Заявить о нарушении
Рецензия на «Хр. Гл. 5. Философия средневековья» (Юрий Шпилькин)

Доброго здоровья, Юрий Иванович! После летнего перерыва зашёл на Вашу страницу. Спасибо за философский «ликбез», не лишний раз напоминающий о стремлении «священного учения» всегда обосновываться в разряде «высшей науки», т.е. знания «которым обладает лишь бог и те, кто удостоен блаженства». Н-да! Отсюда и право «держать в узде», к которому и устремлено всегда «высшее учение». Мой безбожный рассудок как-то уж сразу подмечает это. Благо если это стремление направлено к умеренности и воздержанию, как у Ахмеда Ясави. А если начинает время от времени активизироваться, принимать агрессивные формы и служить всепожирающей алчности и стяжательству…?
Ниже пародийный стишок, может быть не совсем в тему, за что прошу прощения.

«…А мне владыка крестик подарил!» (Борис Лапузин)

…Какие нынче времена настали –
Твори, что хошь! Кому Бог подсобил,
За истиною в церковь побежали,
(Где всем тащить благословенье дали,
Притом прощенья горы обещали!)
И мне владыка… крестик подарил.
Я, верно, до того не веря в Бога,
Грешил изрядно, с «марксами» дружил,
Шагал со всеми «верною дорогой»,
За что теперь лишь крестик получил.
Кому завод, кому Чукотку дали,
Кому и пуще случай подфартил…
С меня бы, вот, последнее не сняли,
Спасибо поп хоть крестик уделил.
Как сельский счетовод когда-то маме
В тетрадь пустые трудодни «крестил»,
Так мне по-случаю под образами
Владыка «щедро» крестик отвалил.
***

Николай Тертышный   29.09.2012 13:37     Заявить о нарушении
Николай, благодарю за внимание к моей странице. Текст предназначен в основном для моих студентов. Дело в том, что после массовых приватизий вузов постепенно приходит отрезвление. Так и у нас получилось. Бывший государственный пединститут, а затем филиал казахско-турецкого университета был приватизирован ректором. И наконец в этом году частный вуз вновь вернулся в статус госпединститута. Но ноявленный хозяин вывез всю библиотеку (которая собиралась 75 лет!) и теперь не хочет возвращать. В институте теперь с литературой шаром покати. Вот и приходится использовать Проза,ру. За что ей большое спасибо. С уважением

Юрий Шпилькин   29.09.2012 17:40   Заявить о нарушении
Ну да ладно, хватит о печальном. В конце июня-начале июля принимал участие в работе 6 российского философского конгресса В Нижнем Новгороде. Познакомился с вашим земляком Владимиром Фунтусовым (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ФИЛОС ОБЩЕСТВА ПРИМОРЬЯ)

Юрий Шпилькин   29.09.2012 17:55   Заявить о нарушении
По-доброму немного завидую возможности активно участвовать в больших собраниях интеллектуалов. К сожалению незнаком с Владимиром Степановичем. Владивосток – столица, я же провинциал. И наверно, кроме профессиональных, бытовых интересов, какие-то межсословные границы всё-таки существуют. Мне так думается. Но мир тесен, как говорится. Вот и случай виртуального знакомства с Вами был абсолютно непредсказуем. И не устаю благодарит такие случайности в жизни. С пожеланием здоровья кланяюсь Ваш покорный слуга

Николай Тертышный   01.10.2012 04:21   Заявить о нарушении
Нашу фото с Фунтусовым я разместил в начале моего текста с конгресса в Нижнем. С уважением

Юрий Шпилькин   01.10.2012 08:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Перелом» (Юрий Шпилькин)

Доброго здравия, Юрий Иванович!
Ваш Иван Ильич подобно толстовскому, оказавшись на переломе судьбы, размышляет о путях человеческих. Только у Толстого герой оценивает свой личный путь и переживает психологическую драму не находя в своей жизни того, чем можно было бы подтвердить нужность и важность свою среди себе подобных. Ваш же Иван Ильич, вначале поворошив слегка бесхитростно свою биографию, решил боль поломанной руки заместить болью за человечество, оболваненное глобалистами, за обездоленную и преданную Отчизну, отданную политиками на распыл и растаскивание. Успокоит ли свою личную боль Иван Ильич? Сомнительно. Психологически ослабит, несколько сохранит силы душевные, как полагают психоаналитики, и, отдавшись в руки травматологов, вылечит… плечо. Душа же по-прежнему останется беспокойной…

И далее о том, что "капитализм по определению не может быть гуманным". Не думаю, что какая-то формация вообще была гуманной.Благополучие мы видим в материальном, и капиталисты, и коммунисты. Всё благо жизни мы строим на «развитии и совершенствовании» производства. Больше и лучше питаться, пусть вредно и искусственно, отдавая лучшее элите, больше и лучше одеваться, изощряясь в вычурности и противоестественности, всё более и более грабя природу. Всё более и более эксплуатируя друг друга, при Советах избрав, правда, несколько завуалированный способ угнетать с помощью государства. Но и это всё из ряда устремлений к земному и материальному. Алчность и жажда бОльшего завели человека в тупик. В то же самое время постигаем воочию то, что ресурсы Земли ограничены, и физическое выживание с такими потребностями как сегодня в дальнейшем немыслимо. Тот, кто не думает об этом либо обделён такой способностью, либо одержим сознательной идеей «хоть день, но мой» и «после нас хоть потоп», неизбежность которого, действительно, приходится признавать всем, независимо от миропонимания. Человек понимает, что время, ему отпущенное для ориентации в мироздании, безвозвратно уходит, если уже не ушло…
Религии, использующие идеи своих основателей, либо остановились на несовершенстве догм, на непонимании или искажении основ своих, либо также встали на материалистическую основу жизнедеятельности, видя благополучие в изысках питания, в излишествах злата, одежд и прочих материальных приобретениях. Припомните, как накинулись на Толстого, только лишь краешком мысли коснувшегося сомнением правильности понимания Христа. Ступив на путь материального «благополучия» человек невольно удалился от того знания, которым владел будучи рядом с Создателем. Либо, принимая во внимание модное ныне внеземное происхождение человека, можно думать, что путём интенсивного материалистического продвижения он пытается, вырвавшись в космос, найти способ убежать от грозящей Земле гибели. Звучит, как оправдание сторонникам прогресса. Но и тут есть вопрос: как человек оказался в такой ситуации, и почему забыл обо всём…?

Николай Тертышный   02.05.2012 07:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай, с праздником! В Казахстане он празднуется как день труда и единства народов. Но Вы верно заметили, что даже физическая боль не может вытеснить духовную.А души наши изтоптали, измесили, посеяли в них страх неблагополучия, неуверенности в будущем. Да, в советское время человек жил от зарплаты до зарплаты. Но ведь эта зарплаты была при желании у каждого. И уверенность, что без крыши над головой не останется. След-но, социализм гуманнее капитализма? Как его ни назови: шведский, датский. Поэтому дальнейшая приватизация по-медведевски, по-назарбаевски - преступление. Сегодня очевидно, что все добывающие отрасли и транспорт должны быть национализированы. В рациональном использовании ресурсов Земли - основная задача государств и наверное именно в этом и состоит сегодня гуманизм?

Юрий Шпилькин   02.05.2012 09:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Иисус из Назарета» (Юрий Шпилькин)

Статья интересна краткостью, и в то же время энциклопедичностью. Среди многочисленной литературы о Христе не так часто можно найти утверждения того, что истоки христианства лежат в среде ессеев, как племени, и как партии или коллегии, опирающейся на определённые низы древней Иудеи.
Ниже я, кощунствуя, чуть скажу о своём понимании того, что называют ранним христианством (см. напр. эту тему у Энгельса), и в художественной форме пытаюсь рассуждать об этом в повести «Ей!Гряду скоро!» здесь на прозе.ру.
…Вероятно, общественные отношения ко времени рождения Христа складывались в благоприятное сочетание факторов и требований «новой веры». Зачинателем такой веры действительно могло быть племя ессеев, о существовании которого можно судить по источникам из знаменитых Кумранских рукописей. Несомненно и то, что во многом на утверждение принципов равенства и уравнительности ессеев оказывало значительное влияние распространённое тогда учение волхвов, охватывающее области от обычного знахарства до серьёзных научных знаний (внутреннее величие и могущество человека с помощью знаний и мудрости). Волхвы по Геродоту - одно из племён древних мидян, хранящие религиозные функции племён (как левиты у евреев), но владеющие знанием практичнее и значительнее жрецов. Например, у персов маги – философы и богословы, ведающие тайнами природы, умеющие производить необычайные опыты, толкователи снов, предсказатели, вплотную подступившие к научной разработке в естествознании и т.д.
Общая картина накануне прихода Христа говорит о многочисленности форм волхвования, проявлявшихся и далее во времена становления христианства. Несомненно то, что Христос не мог не знать основ и воззрений волхвов. Они предвещают и первые приветствуют Его приход. И совсем уж из области фантастики – волхвы владели каким-то ещё «доисторическим знанием» или частицами его, доставшимися от пришельцев, о чём можно размышлять сегодня, опираясь на модное ныне «учение о палеовизите». Как бы там ни было волхвование было значительным и влиятельным явлением того времени, к нашему времени ослабевшее и затёртое в значительной мере материалистическим миропониманием. И опыты врачевания, воскресения, исцеления, ясновидения, волшебства Он мог талантливо применять при организации своей коллегии первых христиан. Но постепенно эти опыты уже после Него превращаются в ненадёжные, сомнительные атрибуты веры, и, в конце концов, запрещаются Константином под страхом смерти.
Сам же Христос весьма осторожно использовал такой прикладной опыт, вероятно понимая бОльшую совершенность, важность и силу в духовном обогащении и в единении людей в вере. Всё его устремление направлено к единоверию. В нём Он видит спасение от «войны всех против всех». Возвеличивая ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в людях, Он показывает, что природа среди бесконечных сменяющихся процессов, уничтожений, рождений и гибели даёт человеку способность видеть себя выше всех смертей.
Продолжаю читать Вас. С уважением

Николай Тертышный   01.04.2012 12:00     Заявить о нарушении
Совершенно верно, социальные условия к приходу Христа как мессии требовали появления религии, которая бы давала возможность обрести воздаяния представителям всех народов и социальных слоев, а не только избранному народу. Идеология коммунистического равенства ессеев безусловно находила своих сторонников и, напротив, садукеи и фарисеи осуждались. Зерна нового учения падали на возделанную почву.
С трактовкой волхвов как магов совершенно согласен.Это была весьма серьезная организация, причем, структуированная.Иеримия упоминает начальника магов - Нергел-Шарицера, который сопровождал Навуходоносера, царя Вавилонского, (Иеримия, 39. 3,13) Если жрецы занимались жертвоприношениями, то маги, волхвы предсказывали сны, вот такая специализация. Обладал ли такими знаниями Христос, вероятно, да.
С уважение

Юрий Шпилькин   01.04.2012 16:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Горби меченый» (Юрий Шпилькин)

…Несомненно, стоит помянуть политиков, что по веским причинам так и не смогли утвердить в жизни идей нового понимания государства накануне развала советской системы. Так вероятно устроен наш мир, что мы не понимаем, да и не принимаем тех, кто оказывается чуть впереди, кто добрее и человечнее. Я говорю о политиках горбачёвского толка. Они, казалось, должны были возглавить новые общественные отношения даже после распада нашего государства. Казалось, они видели возможность более сложных политических отношений при сохранении прежних экономических и территориальных основ государства. Что же помешало им? Почему победил сепаратизм? Победил в принципе старый взгляд на государственное устройство. Все разбежавшиеся кинулись городить границы и таможни по образу и подобию империи. А горбачёвцы интеллигентно сложили свои полномочия, поднявшись, однако, к вершинам понимания безысходности своей позиции и не скатившись до безрассудства гражданской драки. Они были выше и дальше, потому оказались непонятыми и оставленными. Общество оказалось ниже их взглядов, проще, безграмотнее. От этого факта не уйти. Сегодня нет достаточных аргументов называть образованными политиков неспособных предотвратить неприкрытый грабёж общества, войну, чинодральство, или увидеть и защитить новые общественные отношения, новые формы государственности. Чтобы вернуться к допотопным формам государства не требуется большой образованности, достаточно знать устройство автомата Калашникова…
Горбачёв и еже с ним были, несомненно, выше. Но они не смогли отыскать даже возможности примирить своё понимание сути грядущих перемен с той наукой, что вскормила их, с… ленинизмом. Сменившие их политики просто выбросили этот ленинизм из своего соображения. И всё! Так в своё время ленинцы отбрасывали соображения меньшевиков, стоявших непопулярно выше во взглядах на государство. Большевизм опустился просто ниже, чтобы реализоваться и выжить. Ленин, вероятно, как теоретик понимал это. Не мог не понимать. Может быть, только не видел, насколько ниже опустится планка интеллигентности его идей уже после него. Его последние «ученики» это уже видели. И потому наверно синдром этого греха помешал им лично опуститься чуть и выжить, и разваливать империю, и делить заводы, фабрики. Они оказались интеллигентнее все вместе, хотя поодиночке неплохо пристроились после развала советской системы…
Кланяюсь и продолжаю знакомиться с Вашими трудами

Николай Тертышный   04.03.2012 12:16     Заявить о нарушении
Уважаемый Николай! С большой надеждой на понимание нахожу в Вашем лице человека стремящегося мыслить не стереотипно. В своих работах стараюсь понять, почему мы 19 млн. оказались не способными сохранить действительно мировую державу. Мне приходилось видеть Горбачева в работе. Поэтому попытался понять его стиль. Конечно все штучки с метками это только прием. Но сатанинское начало есть в каждом человеке, только проявляется по-разному. Его разговор с Терещенко видел своими глазами. Его слабость не простительная для руководителя такого ранга, обусловила все его дальнейшие трагические ошибки.

Юрий Шпилькин   04.03.2012 13:32   Заявить о нарушении
Наверно беда была в том, что на тот момент в нашем обществе «новая каста людопасов не состоялась» (кажется из А.Герцена…?). Тому много причин: и большевизм, с его опытами, и заграница с деньгами и разведкой, и вообще вся внутренняя суть нашего этноса. Мне думается, беда ещё и в том, что коммунисты не работали в должной мере над своей теорией, как, впрочем, не работают и сейчас. Всё в теории упирается в материальное благополучие. Достичь и превзойти! Но людям этого как раз и не надо делать. Вот-вот грянет абсолютный недостаток средств, которые человек так активно потребовал на своё существование у природы. А ведь в Начале человек почти Бог, рядом с Ним, в Эдеме, в абсолютном достатке, в довольстве, всемогущ! Но потом наказан! За то, что полез познавать материальное. И теперь уж тысячи лет ищет пути к прощению, ищет путь возврата в Эдем. Но возможности видит опять лишь в… материальном…! И упирается в тупик. Тот же, кто предполагает духовный путь, тоже не далеко уходит и тоже всячески цепляется за материальное благополучие. Христос, кажется, так уж просто постиг и предложил верный путь, ан нет, до сих пор не сообразим, как это Он делал…
Возвращаясь к началу своей реплики, ещё скажу – только что прошедшая кампания выборов показала: нынче «новая каста людопасов» – состоялась…!
Спасибо за то, что поддерживаете разговор. Кланяюсь

Николай Тертышный   05.03.2012 11:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Теомонизм Г. 3 Экуменизм современного христианства» (Юрий Шпилькин)

Уважаемый Юрий Иванович! Приятно найти себя в списке читаемых Вами авторов. Ещё важнее найти сомыслие (если так можно говорить) в Ваших работах.
…Действительно главенствующим в обществе нужно признать развитие институтов морали и нравственности. Недаром нынешнее государство обращено к церкви. Но политики должны понимать – современному обществу, чтобы разрешать все вопросы морали, не достаточно одного такого, построенного на догме института, как церковь. Тем более, что и у самой церкви не разрешены проблемы отношения к сословности, к элитарности, к стяжательству и т.д. Отсюда сегодня такая востребованность всевозможных идеологических «специалистов» телевидения и прочих средств массовой информации.
Болезни и падение рождаемости населения в наименьшей степени зависят от экономических причин. Причина скрыта в идее предназначения человека, в духовности и личности, и народа вообще. В основе падения нравов, т.н. сексуальных революций, и прочих непотребств лежит устремлённость в обществе к материальным излишествам, которые затем фактически диктуют нормы морали, подстёгивающие и поощряющие безнравственность и грехопадение. В таких условиях природа человека сама приступает к регулированию численности. Природе важна функция продолжения жизни, но поскольку человек, следуя противоестественным устремлениям, изворачивается и ищет всячески способ уклониться от упомянутой функции, то природа действительно предоставляет ему возможность прекратить продолжение своё вообще…
С пожеланием здравия

Николай Тертышный   04.03.2012 12:14     Заявить о нарушении
Всех избранных прочитать конечно не успеваю, но поддерживать связь с теми, кому ты интересен, конечно, необходимо.Теомонизм почти закончил, еще осталась глава об иконописце екуменического мышления. За религиозным экуменизмом, думаю, будущее как необходимое средство нравственного воздействия на человека

Юрий Шпилькин   04.03.2012 13:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Дорога к морю Повесть в двух частях» (Владимир Янов)

Владимир Станиславович, в кои веки осмелился зайти на Вашу страницу. Одолел пока глазами эту повесть. Её, конечно же, я бы разбил по главам для читателя. Редко бываю, плохо ориентируюсь в интернете, но знаю что на некоторых сайтах можно публиковавть и иллюстрации к текстам, которые, я знаю, у Вас есть. Правда, признаюсь, сам я одолеть правильную публикацию работ в интернете так и не могу. Но у нас всё ещё впереди, не правда ли...?
Поклон, здравия и успехов в творчестве. Ваш


Николай Тертышный   14.11.2010 07:13     Заявить о нарушении