Николай Гайдук - написанные рецензии

Рецензия на «Узорные платки Николая Гайдука» (Швейцар)


НИКОЛАЙ ГАЙДУК

ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ И ПЕЙЗАЖ В КАРМАНЕ

С незапамятных времён в литературе, точно так же как в живописи, был самостоятельный пейзаж – от нескольких строк до размаха в полнеба. И всегда на фоне пейзажа – даже при отсутствии такового – проступает душа художника. Достоевский, например, вообще не замечал пейзажа – один голимый камень Петербурга. Шукшин всегда писал с оглядкой на кинематограф – оператор снимет. Зато у Шолохова пейзаж выступает как один из ярких и самобытных героев.
Никакой пейзаж нам с потолка не падает – не надо обманываться понятием «вдохновение», которые древние люди относили к области легкого помешательства. Любой пейзаж рисуется всем естеством поэта или прозаика. Пейзаж в стихах Есенина – кипящая стихия. Пейзаж у Пастернака – прохладный, добротно сколоченный.
Взгляд на пейзаж находится в прямой зависимости от устройства глаза художника. Пейзаж можно увидеть, как видит его Треплев у Чехова – бутылочное стекло блеснуло лунной ночью на плотине, вот и вся любовь к природе. А можно разрисовать пейзаж на полстраницы и на страницу – как это делал Гоголь, Шолохов, Толстой. На восприятие пейзажа – кроме устройства глаза – влияет глубина и широта чисто физическое дыхание автора. Так, например, чахотка Чехова диктовала рваное, короткое дыхание текста.
Что же касаемо до современных авторов, тут мы видим не просто уход от пейзажа – паническое бегство. Надо ли говорить о прозаиках, если даже поэты, увенчанные Нобелевской премией, выдают нам такие перлы: «Бессеребряной сталью мерцало крыло, приближаясь к луне. И чучмека в папахе рвало и текло это под ноги мне». («Мне» - это Бродскому). И вот такая блевотина всё шире и шире растекается нынче по страницам нашей литературы. И это у многих уже не вызывает брезгливости – принюхались. А если у автора встретится многокрасочное описание пейзажа – ну его к черту, пропустим, как пропускали в школе подобные страницы.
Душа человека очерствеет – мы скоро совсем закатаем её, упакуем в бетон и асфальт. Вот почему нам становится скучно смотреть или читать спокойные пейзажи. У нас уже потребность в том, чтобы природа вставали на дыбы – взрывалась и горела. И это, к сожалению, относится к пейзажам не только литературным, но и музыкальным, живописным.
Если раньше был пейзаж в романе – цветистый, вольный, то теперь это какой-то «пейзаж в кармане», что-то вроде нюхательного табака: достал, понюхал и чихнул на это дело…
И далеко не каждый современный автор находит в себе мужество и силы заниматься «не популярным» пейзажем. И только редкий читатель сегодня может по достоинству это оценить.

Николай Гайдук   05.05.2012 05:29     Заявить о нарушении
Совершенно с Вами согласен - потому и возникли "Узорные платки.."
Вам - новых книг!

Швейцар   05.05.2012 17:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Колыма ты Колыма - чудныя планета!» (Фёдоров -Северянин)

Север был всегда мне по душе! Правда несколько другой - Норильский. Но всё равно от прозы тянет лютым,знакомым холодом, и хочется туда на время занырнуть, душой "погреться" у воспоминаний!

Николай Гайдук
14.10.11

Николай Гайдук   14.10.2011 19:46     Заявить о нарушении