Павел Гордеев - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Эдуард, приветствую! С интересом прочитал твое новое (ну или почти новое) произведение. Впечатление неизменно положительное - как всегда легкость и глубина мысли в удачной пропорции! Рад, что находишь время на творчество.
Спасибо за хорошее настроение.
Успехов.
С уважением, Павел
Павел Гордеев 30.09.2017 21:38 Заявить о нарушении
С неизменным уважением, ЭФ.
Эдуард Фетисов 30.09.2017 23:38 Заявить о нарушении
Сейчас работаю над переводом эссе А. Кумарасвами "О сфинксах" - интересная тема и расшифровка символа дается, анализ образцов искусства. В общем, увлекло меня...
Павел Гордеев 01.10.2017 16:05 Заявить о нарушении
С уважением, ЭФ.
Эдуард Фетисов 01.10.2017 22:46 Заявить о нарушении
Уважаемая Елена! Очень понравилось Ваше произведение. Впечатлила правдоподобность и живость образов, эмоциональность. Очень тонко и точно показано противоречие между "Богом"-Законом и Богом-Любовью (не под влиянием ли гностических умонастроений?), "холодным" знанием и знанием "сердечным".
Желаю творческих успехов!
С уважением,
Павел Гордеев.
Павел Гордеев 14.06.2017 08:44 Заявить о нарушении
Эдуард, приветствую! С удовольствием почитал твои стихи. Как всегда забавные, легкие, остроумные. Понравилось про Познера:) Так держать!
С уважением,
Павел Гордеев
Павел Гордеев 12.06.2017 08:54 Заявить о нарушении
С уважением, ЭФ.
Эдуард Фетисов 12.06.2017 22:54 Заявить о нарушении
Эдуард, здравствуй! Рад был почитать твои новые стихи. Понравились. Легкие, не затянутые, ни одно слово не теряется среди других. "Первый сказ" очень злободневен - здесь ты метко попал в современное [псевдо]мышление. Твой "лев" мне навеял ассоциации с образом "льва" Ницше - не знаю, уместные ли.
Желаю успехов.
С уважением,
Павел Гордеев.
Павел Гордеев 07.12.2016 20:24 Заявить о нарушении
Все стихи как всегда шуточные с малой долей смысла. Последний стих про современное молодёжно-идиотское движение, где участниками под видом якобы справедливости движет желание пропиариться. Вероятно запутал и не очень хорошо передал эту мысль, да и вообще заметил, что из из 3 стихов удачным получается только один! Вот и запускаю их сразу по 3!
Мои неизменные удачи-успехи желаю,
Твоего нового ожидаю,
Уважаю,
ЭФ.
Эдуард Фетисов 07.12.2016 21:04 Заявить о нарушении
Что стихи "оптом" выпускаешь - мне кажется, это прикольно. Но плохих, "неудачных" еще у тебя не нашел. Наоборот, все разные и по-своему интересные.
С уважением,
Павел Гордеев.
Павел Гордеев 08.12.2016 19:49 Заявить о нарушении
Уважаемый Василий!
Тронут Вашей новеллой. Связь музыканта с инструментом передана очень точно, особенно там, где Вы говорите про со-настроенность души героя и его гитары. Здесь не только сантименты, но и мощная мысль, вскрывающая особенность искусства (в частности, музыки), а именно: музыка не может быть выражена иначе, как в музыке. Отсюда смысл музыкального произведения не-сказуем без инструмента. И эта несказанность, когда нет возможности выразить нечто наиболее адекватно и полно из-за отсутствия языка (в техническом смысле музыкального исполнительства - без инструмента), ведет к одиночеству. Это как закрыть кому то рот, когда он жаждет сказать, даже самому себе в одиночестве. Невозможность сказать ни другому, ни себе. Одиночество от других и самого себя. Отчуждение и опустошенность. Не удивительно, что герой захворал. И очень хорошо, что Вы именно это и акцентировали.
Произведение понравилось.
Желаю успехов.
С уважением, Павел Гордеев
Павел Гордеев 03.12.2016 21:57 Заявить о нарушении
Василий Зиновьев 05.12.2016 11:53 Заявить о нарушении
С уважением! Забил Алекперов.
Забил Алекперов 15.12.2016 09:23 Заявить о нарушении
Василий Зиновьев 15.12.2016 09:38 Заявить о нарушении
Василий Зиновьев 09.11.2018 11:03 Заявить о нарушении
Привет Эдуард! Очень интересные стихи. Весьма необычный слог - первый раз читаю подобное. Скажу, что цепляет внимание сильно. Способствует этому и множество самых неожиданных вещей - Pink Floyd, "зипуны от Zara & лапти-лабутены", ковбои vs плейбои и т.п. За Понтиду вообще отдельный респект. Легко, с юморцой, при этом, что очень важно - не бессмыслица, заигрывания со словами ради смысла, а не ради самой игры. Стихи понравились. Буду ждать еще!
С уважением, Павел Гордеев
Павел Гордеев 15.11.2016 21:54 Заявить о нарушении
С уважением, ЭФ.
Эдуард Фетисов 15.11.2016 22:58 Заявить о нарушении
Привет, Эдуард! С удовольствием прочитал твои стихи. Легкие, забавные, искрометные. Понравились!
С уважением, Павел Гордеев.
Павел Гордеев 30.07.2016 18:56 Заявить о нарушении
С уважением, ЭФ.
Эдуард Фетисов 30.07.2016 21:56 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Евгений Михайлович!
Рад, что здесь можно найти Ваши актуальные работы. (Еще будучи студентом философского факультета СГУ, с интересом слушал Ваш спецкурс по философии сознания.)
Извиняюсь за "флуд" - мой вопрос имеет косвенное отношение к этой статье, не относится прямо к ее содержанию. Просматривая рецензии к этой и другим Вашим статьям, я убеждаюсь в чудовищной силе "естественной установки", из-за которой многие люди (порой далеко не глупые) не понимают того, о чем Вы пишите, а также думают, что Вы не понимаете их и игнорируете данные психологии, физиологии, биологии и т.д. (Например, начинают спорить, утверждая, что сознание - это совокупность врожденных и приобретенных психических способностей, ценностей, инстинктов, привычек и т.д.). Самому мне тоже приходилось участвовать в подобных "дискуссиях".
Как вы думаете, преодолима ли пропасть этого непонимания? Мне кажется, что только преодолев естественную установку, человек впервые начинает что-то действительно понимать.
Меня сейчас это очень заботит, так как хочется найти средства, чтобы собственные философские взгляды были адекватно поняты, а не стали причиной бессмысленной и глупой логомахии. Думали Вы когда-нибудь об этом?
С уважением, Павел Гордеев.
Павел Гордеев 20.07.2016 16:55 Заявить о нарушении
Рад с Вами пообщаться на этом сайте. Действительно, постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда читатели даже не понимают о чем идет речь, когда я пишу о феноменальном сознании, о "Я" и т.п. Думаю дело здесь в системе образования, которая вбивает в сознание людей еще со школы некие "квазиматериалистические", а по сути очень эклектичные, представления о реальности, разрушить которые крайне сложно. Нужно, видимо, как-то менять систему образования, показывать уже школьниками некие альтернативные типы мировоззрения. Хотя сделать это весьма сложно. Я пытался читать лекции по философии школьникам старших классов - по большей части все это вызывало у них отторжение. Но не думаю, что дело в возрасте. Скорее в подспудном мировоззренческом содержании прочих школьных дисциплин. Те. нужно не просто давать школьникам азы философии, но и как-то менять мировоззренческие компоненты содержания других учебных предметов.
Иванов Евгений Михайлович 20.07.2016 17:50 Заявить о нарушении
С уважением, Павел Гордеев.
Павел Гордеев 21.07.2016 13:48 Заявить о нарушении
Иванов Евгений Михайлович 21.07.2016 18:09 Заявить о нарушении
С уважением, Павел Гордеев.
Павел Гордеев 21.07.2016 22:31 Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей Иванович!
Хорошие рассуждения. Лаконично. Строго. Ничего лишнего.
Вспомнилось Плотиновское размышление о том, что энергия бытия пребывает в настоящем.
Лично мне удалось эту идею прочувствовать очень сильно, не только рассудком - но, что называется, всем естеством:) Я бросал курить с мыслями, что некурящим я могу быть только в одном случае - если я уже сейчас некурящий. Поэтому бросить завтра/с понедельника/с Нового года невозможно. Я бросил. Считаю, что не без помощи понимания этого.
С уважением, Павел Гордеев.
Павел Гордеев 04.07.2016 15:46 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Геннадий! Ознакомился я с Вашим текстом. Хочу поблагодарить за весьма интересную и познавательную статью! Проделана большая работа. Отрадно, что философские проблемы находят отклик и вопрошание в умах, в том числе умах, подобных Вашему – я имею в виду естественнонаучную направленность. Видятся живая заинтересованность темой, высокие аналитические способности, знание литературы. Как мне показалось, аргументация преимущественно основывается на авторитетных источниках. И для того, чтобы ее полностью понять, следовало бы также обратиться к этим источникам, и вместе с ними (учитывая Ваш подход) – к основам теории и методологии квантовой физики. Я не считаю себя специалистом в этой области, и в ближайшее время не планирую изучать эту область научного знания. Поэтому постараюсь избежать оценки квантово-механического подхода и его специфики, а сосредоточусь лишь на собственно философском содержании, ибо полагаю, что развитие науки дает новое видение, новые подходы, новые способы и языки описания по сути одних и тех же, и в этом смысле вечных, философских проблем (чему пример, кстати, Ваша статья). Надеюсь, это поможет Вам по-новому увидеть свой взгляд, а мне, в свою очередь, сделает яснее специфику Вашего вклада в развитие темы.
Итак, Вы начинаете с указания, что непостижимость связи души и тела есть следствие материалистического механистического подхода. Мне кажется, что эта непостижимость есть скорее следствие дуалистического подхода, когда обе природы – телесная и душевная – признаются самобытными. Материализм, особенно в вульгарных формах, вообще этой проблемы не признаёт, так как не признаёт существования души как особой сущности. А раз нет души – то нет и проблемы души, и проблемы тела-души. Из дуализма есть выход – его показал уже Спиноза. И Вы совершенно справедливо следуете этой вполне разумной тенденции – признать материю и сознание не сущностями, но атрибутами единой для обеих реальности, «двумя сторонами единой реальности». Квантовой реальности, надо полагать. На основании ее единства утверждаются единства вещества и поля, материи и сознания, энергии и информации. Исходя из этого утверждается наличие некоего поля, имеющего энерго-информационную природу. (Не совсем ясно, почему тогда оно называется «всеобщим информационным полем», а не «всеобщим энерго-информационным полем».) Из этого следует, что сознание, как информация, есть свойство мира. Но, как мне кажется, из этого так же необходимо должно следовать и то, что материя и энергия есть свойство мира. Если, конечно, под миром здесь подразумевается действительно единая реальность.
Далее по тексту встречаются указания на то, что самосознание – это эффект работы мозга, что процесс редукции волновой функции происходит в мозге, что эволюция разума есть следствие эволюции мозга, что «разум это поверхностное или мембранное явление в коре головного мозга», что в основе психического функционирования лежат электрохимические процессы в мозге и т.д. Мне ясен этот взгляд. Но чем это принципиально отличается от материалистического редукционизма, когда определенное ментальное состояние признается производным от соответствующего ему церебрального состояния? Не приходим ли мы в данном случае от замысла преодолеть узость материалистического механистического подхода к его утверждению?
***
Вы интересуетесь проблемой – как связать динамику энергии с динамикой информации. Она представляет собой частный случай темы единства реальности (или единой реальности). Действительно, если энергия и информация коррелируют, то каково основание этой корреляции? Мне кажется, что направление, которое Вы обозначили в этой статье, должно привести к решению. Но при этом придется отказаться от односторонности условных «идеализма» и «материализма» (извиняюсь за вульгарщину, но это здесь с целью большей наглядности) и все-таки принять тезис Декарта, что ни тело не воздействует на душу, ни душа – на тело. Давайте рассмотрим это на простом, человеческом – а потому понятном – примере :) Великий Плотин в трактате «О том, что есть животное и что есть человек» писал: «Как же осуществляются эти общие [душе и телу движения]? Может быть так, что желание принадлежит желательной части души, а гнев – гневной, и, вообще, всякое выхождение вовне – стремящейся части души? Но, таким образом, эти движения уже не будут общими, но будут всецело принадлежать только душе. Или же они все-таки будут принадлежать телу, ибо кровь и желчь должны кипеть, и тело должно прийти в определенное состояние, как в случае любовного желания. … Стремление к любовным утехам будет принадлежать человеку, который желает, с другой стороны – это стремление будет принадлежать стремящейся [части души] стремящегося. Как же это? Неужели человек начинает желать, и за ним следует его желательная часть? Но как же человек может желать, если желательная часть уже не подвинулась? Тогда желательная часть будет начинать. Но как она начнет, если тело не расположится прежде соответствующим образом?» (Плотин. Эннеады. I.1.5.) По сути, это один из первых вариантов постановки психофизической проблемы.
В приведенном примере заложен намек на хронологический аспект проблемы. Вот два элемента единого процесса – например, процесса мышления. Первый элемент – душевный, воспринимается собственно как наша мысль, «ментальное событие». Второй элемент – телесный, составляющий физиологическую основу первого; здесь – электрохимические процессы, «нейронные события». Решений может быть несколько. Допустим, что нейронное событие (как причина) возникает первым, а за ним следует (как следствие) ментальное событие. Или наоборот: сначала – ментальное событие (как причина), затем – нейронное (как следствие). В обоих случаях оказывается, что эти события могут существовать друг без друга, поскольку предполагается хотя бы минимальное время их автономного, т.е. не зависящего от другого, существования. Стало быть, такая причинная связь оказывается мнимой. Или, если она все-же каким-то образом есть, то оказывается вневременной. Другое решение: оба события – и метальное, и нейронное – оказываются возникающими одновременно. Ergo, они не могут быть причиной друг друга, а полагают причину в третьем, т.е. в некоей единой реальности, являющейся первоосновой для обоих. Следовательно, чтобы понять связь души и тела (информации и энергии), а также их динамическое соответствие, надо исследовать эту единую реальность. Если не ошибаюсь, именно в этом направлении Вы сейчас глядите. Я пока воздержусь от суждений – для меня также этот вопрос остается открытым. И слава Богу, кстати:)
P.s. На Прозе есть работы философа (еще будучи студентом я слушал его лекции – очень интересный человек), разработавшего концепцию сознания в квантовом мире. Судя по специфике Вашего подхода, Вам будет необычайно интересно. Рекомендую, Иванов Евгений Михайлович:
http://www.proza.ru/avtor/mikroprozop
Желаю дальнейших плодотворных изысканий и успехов!
С уважением, Павел Гордеев.
Павел Гордеев 22.05.2016 20:43 Заявить о нарушении
Наука постепенно приближается (но еще долго не достигнет) к той области, где самые фундаментальные понятия энергии, массы, информации и времени сольются в единое представление, туда где, как в древности, исчезнут различия между наукой, искусством и верованием и где исчезнут все условные различия «материализма» и «идеализма» и останется только всеобщая связь и взаимообусловленность явлений на принципе «все в одном – одно во всем» и это одно и есть, на мой взгляд, информация в концентрированном виде. Хотя возможно в будущем это будет называться иначе (например, отрицательная энергия). Для описания такого миропонимания нужен новый и единый язык науки, который может возникнуть лишь в сфере новой универсальной философии, применимой ко всем фактам реальности. Пока такого языка и философии нет, а УФС это лишь эксперимент в этом направлении.
Что касается вопроса связи души и тела, то я разделяю вашу мысль о том, что хронологическая цепочка осознавания «желаний» должна состоять из трех элементов: спонтанного импульса из неосознаваемого, причина которого пока скрыта, и уже известных «нейронных» событий и осознанной мысли.
Обязательно познакомлюсь с работами Иванова. С признательностью и уважением. Геннадий.
Геннадий Мельников 02.06.2016 17:20 Заявить о нарушении
В Вашем мышлении можно отчетливо увидеть философскую интуицию всеединства, что лично мне симпатизирует. Я сейчас как раз пишу небольшой очерк на упомянутую тему «все в одном – одно во всем».
Всего Вам наилучшего!
С уважением, Павел Гордеев.
Павел Гордеев 06.06.2016 11:02 Заявить о нарушении