Павел Гордеев - написанные рецензии

Рецензия на «Возвращение миелофона» (Эдуард Фетисов)

Эдуард, приветствую! С интересом прочитал твое новое (ну или почти новое) произведение. Впечатление неизменно положительное - как всегда легкость и глубина мысли в удачной пропорции! Рад, что находишь время на творчество.
Спасибо за хорошее настроение.
Успехов.
С уважением, Павел

Павел Гордеев   30.09.2017 21:38     Заявить о нарушении
Павел здравствуй! Рад твоему появлению и что читал, написал, - спасибо! Всё ждал твоей расширенной статьи, но подумал, что очень уж серьёзную тему ты взял и может быть зашился, т.е. не сумел сформулировать, сжать и т.д, т.к. подобные темы уже находятся где-то на стыке откровения.
С неизменным уважением, ЭФ.

Эдуард Фетисов   30.09.2017 23:38   Заявить о нарушении
Статью давно написал, но опубликовать здесь пока не могу, так как ее приняли для публикации в одном крупном журнал (надеюсь, опубликуют - редактуру уже прошла). После выхода в номере, возможно, выложу ее здесь - если с авторскими правами все нормально будет) аналогичная история еще с двумя статьями - пока жду выхода.
Сейчас работаю над переводом эссе А. Кумарасвами "О сфинксах" - интересная тема и расшифровка символа дается, анализ образцов искусства. В общем, увлекло меня...

Павел Гордеев   01.10.2017 16:05   Заявить о нарушении
Всё, что без ущерба издателям и тебе - выкладывай здесь, очень интересно будет прочитать.
С уважением, ЭФ.

Эдуард Фетисов   01.10.2017 22:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Фанатик, Праведник и Грешник» (Елена Килязова)

Уважаемая Елена! Очень понравилось Ваше произведение. Впечатлила правдоподобность и живость образов, эмоциональность. Очень тонко и точно показано противоречие между "Богом"-Законом и Богом-Любовью (не под влиянием ли гностических умонастроений?), "холодным" знанием и знанием "сердечным".

Желаю творческих успехов!

С уважением,
Павел Гордеев.

Павел Гордеев   14.06.2017 08:44     Заявить о нарушении
Рецензия на «Круговорот ума в народе. Сборник стихов» (Эдуард Фетисов)

Эдуард, приветствую! С удовольствием почитал твои стихи. Как всегда забавные, легкие, остроумные. Понравилось про Познера:) Так держать!

С уважением,
Павел Гордеев

Павел Гордеев   12.06.2017 08:54     Заявить о нарушении
Павел привет! Рад что читал, написал, - спасибо, но особенно рад твоему появлению! Интересно было бы читать твоё новое.
С уважением, ЭФ.

Эдуард Фетисов   12.06.2017 22:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Дети в приоритете» (Эдуард Фетисов)

Эдуард, здравствуй! Рад был почитать твои новые стихи. Понравились. Легкие, не затянутые, ни одно слово не теряется среди других. "Первый сказ" очень злободневен - здесь ты метко попал в современное [псевдо]мышление. Твой "лев" мне навеял ассоциации с образом "льва" Ницше - не знаю, уместные ли.
Желаю успехов.
С уважением,
Павел Гордеев.

Павел Гордеев   07.12.2016 20:24     Заявить о нарушении
Привет Павел! Как всегда твоему визиту и отзыву особенно рад, - спасибо!
Все стихи как всегда шуточные с малой долей смысла. Последний стих про современное молодёжно-идиотское движение, где участниками под видом якобы справедливости движет желание пропиариться. Вероятно запутал и не очень хорошо передал эту мысль, да и вообще заметил, что из из 3 стихов удачным получается только один! Вот и запускаю их сразу по 3!
Мои неизменные удачи-успехи желаю,
Твоего нового ожидаю,
Уважаю,
ЭФ.

Эдуард Фетисов   07.12.2016 21:04   Заявить о нарушении
Да нет, эту мысль про "стоп-хам" ты очень ясно выразил - и здесь она, как кажется, угадывает сходство стремлений этих ребят с порывом ребят из первого сюжета. Понравилось и небезосновательное указание на то, что хам может быть по обе стороны лобового стекла. Поэтому лобовое стекло, представляется, может обернуться зеркалом - искал хама, а увидел себя (= хама). Кто ищет, тот всегда найдет. В общем-то, для этого даже идти никуда не надо:)
Что стихи "оптом" выпускаешь - мне кажется, это прикольно. Но плохих, "неудачных" еще у тебя не нашел. Наоборот, все разные и по-своему интересные.

С уважением,
Павел Гордеев.

Павел Гордеев   08.12.2016 19:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Баллада о старом музыканте и классической гитаре» (Василий Зиновьев)

Уважаемый Василий!
Тронут Вашей новеллой. Связь музыканта с инструментом передана очень точно, особенно там, где Вы говорите про со-настроенность души героя и его гитары. Здесь не только сантименты, но и мощная мысль, вскрывающая особенность искусства (в частности, музыки), а именно: музыка не может быть выражена иначе, как в музыке. Отсюда смысл музыкального произведения не-сказуем без инструмента. И эта несказанность, когда нет возможности выразить нечто наиболее адекватно и полно из-за отсутствия языка (в техническом смысле музыкального исполнительства - без инструмента), ведет к одиночеству. Это как закрыть кому то рот, когда он жаждет сказать, даже самому себе в одиночестве. Невозможность сказать ни другому, ни себе. Одиночество от других и самого себя. Отчуждение и опустошенность. Не удивительно, что герой захворал. И очень хорошо, что Вы именно это и акцентировали.
Произведение понравилось.
Желаю успехов.
С уважением, Павел Гордеев

Павел Гордеев   03.12.2016 21:57     Заявить о нарушении
Спасибо,Павел , я рад ,что Вам понравилось,спасибо.

Василий Зиновьев   05.12.2016 11:53   Заявить о нарушении
Очень трогательная произведение! Мне понравилось! Спасибо!
С уважением! Забил Алекперов.

Забил Алекперов   15.12.2016 09:23   Заявить о нарушении
Спасибо, Забил, рад встречи с Вами на моей страничке,заходите еще буду рад.

Василий Зиновьев   15.12.2016 09:38   Заявить о нарушении
Обязательно! Удачи и счастья в Новом году!

Забил Алекперов   15.12.2016 09:40   Заявить о нарушении
Добрый день Павел. Вышло произведение про рояли. Стремился, чтобы и это произведение Вас не оставило равнодушным.

Василий Зиновьев   09.11.2018 11:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «В Алеппо всё нелепо» (Эдуард Фетисов)

Привет Эдуард! Очень интересные стихи. Весьма необычный слог - первый раз читаю подобное. Скажу, что цепляет внимание сильно. Способствует этому и множество самых неожиданных вещей - Pink Floyd, "зипуны от Zara & лапти-лабутены", ковбои vs плейбои и т.п. За Понтиду вообще отдельный респект. Легко, с юморцой, при этом, что очень важно - не бессмыслица, заигрывания со словами ради смысла, а не ради самой игры. Стихи понравились. Буду ждать еще!
С уважением, Павел Гордеев

Павел Гордеев   15.11.2016 21:54     Заявить о нарушении
Привет Павел! Твоему отзыву рад особо, - спасибо! Давно хотелось писать нечто новое не только по смыслу, но и в плане техническом, т.к. обычные стихи с привычными рифмами-куплетами я нахожу скучными.
С уважением, ЭФ.

Эдуард Фетисов   15.11.2016 22:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Яблопад» (Эдуард Фетисов)

Привет, Эдуард! С удовольствием прочитал твои стихи. Легкие, забавные, искрометные. Понравились!

С уважением, Павел Гордеев.

Павел Гордеев   30.07.2016 18:56     Заявить о нарушении
Привет Павел! Рад твоему визиту, отзыву, - спасибо!
С уважением, ЭФ.

Эдуард Фетисов   30.07.2016 21:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сознание и время» (Иванов Евгений Михайлович)

Здравствуйте, Евгений Михайлович!
Рад, что здесь можно найти Ваши актуальные работы. (Еще будучи студентом философского факультета СГУ, с интересом слушал Ваш спецкурс по философии сознания.)
Извиняюсь за "флуд" - мой вопрос имеет косвенное отношение к этой статье, не относится прямо к ее содержанию. Просматривая рецензии к этой и другим Вашим статьям, я убеждаюсь в чудовищной силе "естественной установки", из-за которой многие люди (порой далеко не глупые) не понимают того, о чем Вы пишите, а также думают, что Вы не понимаете их и игнорируете данные психологии, физиологии, биологии и т.д. (Например, начинают спорить, утверждая, что сознание - это совокупность врожденных и приобретенных психических способностей, ценностей, инстинктов, привычек и т.д.). Самому мне тоже приходилось участвовать в подобных "дискуссиях".
Как вы думаете, преодолима ли пропасть этого непонимания? Мне кажется, что только преодолев естественную установку, человек впервые начинает что-то действительно понимать.
Меня сейчас это очень заботит, так как хочется найти средства, чтобы собственные философские взгляды были адекватно поняты, а не стали причиной бессмысленной и глупой логомахии. Думали Вы когда-нибудь об этом?

С уважением, Павел Гордеев.

Павел Гордеев   20.07.2016 16:55     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Павел!
Рад с Вами пообщаться на этом сайте. Действительно, постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда читатели даже не понимают о чем идет речь, когда я пишу о феноменальном сознании, о "Я" и т.п. Думаю дело здесь в системе образования, которая вбивает в сознание людей еще со школы некие "квазиматериалистические", а по сути очень эклектичные, представления о реальности, разрушить которые крайне сложно. Нужно, видимо, как-то менять систему образования, показывать уже школьниками некие альтернативные типы мировоззрения. Хотя сделать это весьма сложно. Я пытался читать лекции по философии школьникам старших классов - по большей части все это вызывало у них отторжение. Но не думаю, что дело в возрасте. Скорее в подспудном мировоззренческом содержании прочих школьных дисциплин. Те. нужно не просто давать школьникам азы философии, но и как-то менять мировоззренческие компоненты содержания других учебных предметов.

Иванов Евгений Михайлович   20.07.2016 17:50   Заявить о нарушении
Благодарю за ответ. Предложенное Вами решение имеет глобальный характер. При его очевидной пользе, я думаю, оно трудноосуществимо. Но что можно сделать в приватном порядке - например, в частной беседе с человеком, уже имеющем свои сформированные натуралистические взгляды на мир? Наверное, тут кроме собственной "отточенности" философского мышления неплохо было бы еще иметь развитый педагогический и ораторский навык. Я пробовал некоторым пересказывать содержание "Лекций по античной философии" Мамардашвили, приводить примеры, которые Мераб приводит. Мне казалось, что это очень удачная книга для инициации собственно философского мировосприятия. Но она оказалась трудновата для понимания нефилософами. Хотя сам Мамардашвили там говорит, что философии нельзя научить - философское мышление должно само как-то возникнуть. Согласны ли Вы с ним и можно ли найти какие-то педагогические методы или тексты для создания благоприятных условий? Интересен здесь Ваш опыт работы со студентами не-философских специальностей.
С уважением, Павел Гордеев.

Павел Гордеев   21.07.2016 13:48   Заявить о нарушении
Лучше всех философию воспринимали физики, математики и биологи. Отсюда можно сделать вывод, что важным фактором является общий интеллект (в случае физиков и математиков - по крайней мере раньше там дураков не было), а также общая мотивация на исследовательскую деятельность (в случае биологов). Главный фактор, однако, все-таки некая философская одаренность. Попадались единичные очень талантливые парни и девушки, некоторые просто поражали своей способностью сразу схватывать суть дела и давать творческие решения поставленных задач. Что касается пед. приемов, то самое лучшее - стимулировать самостоятельное мышление. Я достигал этого методом "мозгового штурма". Предварительно давалось домашнее задание, которое не предполагало однозначного ответа и не требовало профессиональных знаний по философии. Например: "что мы видим, сами вещи или образы вещей". Нужно было по каждому заданию написать сочинение произвольного объема и формы. Затем на семинаре все по очереди высказывались, я подводил промежуточный итог, затем процедура многократно повторялась. Очень эффективно стимулирует мышление, некоторые даже впадали в своего рода экстаз от ощущения раскрытия своей потенциальных интеллектуальных возможностей.Так что если занимаетесь преподаванием философии с достаточно сильной группой - советую этот метод попробовать.

Иванов Евгений Михайлович   21.07.2016 18:09   Заявить о нарушении
Спасибо за дельный совет. Надеюсь, что предоставится возможность опробовать это на практике.
С уважением, Павел Гордеев.

Павел Гордеев   21.07.2016 22:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Моменты непереходов в Настоящее» (Данилов Сергей Иванович)

Уважаемый Сергей Иванович!

Хорошие рассуждения. Лаконично. Строго. Ничего лишнего.

Вспомнилось Плотиновское размышление о том, что энергия бытия пребывает в настоящем.
Лично мне удалось эту идею прочувствовать очень сильно, не только рассудком - но, что называется, всем естеством:) Я бросал курить с мыслями, что некурящим я могу быть только в одном случае - если я уже сейчас некурящий. Поэтому бросить завтра/с понедельника/с Нового года невозможно. Я бросил. Считаю, что не без помощи понимания этого.

С уважением, Павел Гордеев.

Павел Гордеев   04.07.2016 15:46     Заявить о нарушении
Рецензия на «К вопросу о непостижимости связи души и тела» (Геннадий Мельников)

Здравствуйте, Геннадий! Ознакомился я с Вашим текстом. Хочу поблагодарить за весьма интересную и познавательную статью! Проделана большая работа. Отрадно, что философские проблемы находят отклик и вопрошание в умах, в том числе умах, подобных Вашему – я имею в виду естественнонаучную направленность. Видятся живая заинтересованность темой, высокие аналитические способности, знание литературы. Как мне показалось, аргументация преимущественно основывается на авторитетных источниках. И для того, чтобы ее полностью понять, следовало бы также обратиться к этим источникам, и вместе с ними (учитывая Ваш подход) – к основам теории и методологии квантовой физики. Я не считаю себя специалистом в этой области, и в ближайшее время не планирую изучать эту область научного знания. Поэтому постараюсь избежать оценки квантово-механического подхода и его специфики, а сосредоточусь лишь на собственно философском содержании, ибо полагаю, что развитие науки дает новое видение, новые подходы, новые способы и языки описания по сути одних и тех же, и в этом смысле вечных, философских проблем (чему пример, кстати, Ваша статья). Надеюсь, это поможет Вам по-новому увидеть свой взгляд, а мне, в свою очередь, сделает яснее специфику Вашего вклада в развитие темы.

Итак, Вы начинаете с указания, что непостижимость связи души и тела есть следствие материалистического механистического подхода. Мне кажется, что эта непостижимость есть скорее следствие дуалистического подхода, когда обе природы – телесная и душевная – признаются самобытными. Материализм, особенно в вульгарных формах, вообще этой проблемы не признаёт, так как не признаёт существования души как особой сущности. А раз нет души – то нет и проблемы души, и проблемы тела-души. Из дуализма есть выход – его показал уже Спиноза. И Вы совершенно справедливо следуете этой вполне разумной тенденции – признать материю и сознание не сущностями, но атрибутами единой для обеих реальности, «двумя сторонами единой реальности». Квантовой реальности, надо полагать. На основании ее единства утверждаются единства вещества и поля, материи и сознания, энергии и информации. Исходя из этого утверждается наличие некоего поля, имеющего энерго-информационную природу. (Не совсем ясно, почему тогда оно называется «всеобщим информационным полем», а не «всеобщим энерго-информационным полем».) Из этого следует, что сознание, как информация, есть свойство мира. Но, как мне кажется, из этого так же необходимо должно следовать и то, что материя и энергия есть свойство мира. Если, конечно, под миром здесь подразумевается действительно единая реальность.

Далее по тексту встречаются указания на то, что самосознание – это эффект работы мозга, что процесс редукции волновой функции происходит в мозге, что эволюция разума есть следствие эволюции мозга, что «разум это поверхностное или мембранное явление в коре головного мозга», что в основе психического функционирования лежат электрохимические процессы в мозге и т.д. Мне ясен этот взгляд. Но чем это принципиально отличается от материалистического редукционизма, когда определенное ментальное состояние признается производным от соответствующего ему церебрального состояния? Не приходим ли мы в данном случае от замысла преодолеть узость материалистического механистического подхода к его утверждению?

***

Вы интересуетесь проблемой – как связать динамику энергии с динамикой информации. Она представляет собой частный случай темы единства реальности (или единой реальности). Действительно, если энергия и информация коррелируют, то каково основание этой корреляции? Мне кажется, что направление, которое Вы обозначили в этой статье, должно привести к решению. Но при этом придется отказаться от односторонности условных «идеализма» и «материализма» (извиняюсь за вульгарщину, но это здесь с целью большей наглядности) и все-таки принять тезис Декарта, что ни тело не воздействует на душу, ни душа – на тело. Давайте рассмотрим это на простом, человеческом – а потому понятном – примере :) Великий Плотин в трактате «О том, что есть животное и что есть человек» писал: «Как же осуществляются эти общие [душе и телу движения]? Может быть так, что желание принадлежит желательной части души, а гнев – гневной, и, вообще, всякое выхождение вовне – стремящейся части души? Но, таким образом, эти движения уже не будут общими, но будут всецело принадлежать только душе. Или же они все-таки будут принадлежать телу, ибо кровь и желчь должны кипеть, и тело должно прийти в определенное состояние, как в случае любовного желания. … Стремление к любовным утехам будет принадлежать человеку, который желает, с другой стороны – это стремление будет принадлежать стремящейся [части души] стремящегося. Как же это? Неужели человек начинает желать, и за ним следует его желательная часть? Но как же человек может желать, если желательная часть уже не подвинулась? Тогда желательная часть будет начинать. Но как она начнет, если тело не расположится прежде соответствующим образом?» (Плотин. Эннеады. I.1.5.) По сути, это один из первых вариантов постановки психофизической проблемы.

В приведенном примере заложен намек на хронологический аспект проблемы. Вот два элемента единого процесса – например, процесса мышления. Первый элемент – душевный, воспринимается собственно как наша мысль, «ментальное событие». Второй элемент – телесный, составляющий физиологическую основу первого; здесь – электрохимические процессы, «нейронные события». Решений может быть несколько. Допустим, что нейронное событие (как причина) возникает первым, а за ним следует (как следствие) ментальное событие. Или наоборот: сначала – ментальное событие (как причина), затем – нейронное (как следствие). В обоих случаях оказывается, что эти события могут существовать друг без друга, поскольку предполагается хотя бы минимальное время их автономного, т.е. не зависящего от другого, существования. Стало быть, такая причинная связь оказывается мнимой. Или, если она все-же каким-то образом есть, то оказывается вневременной. Другое решение: оба события – и метальное, и нейронное – оказываются возникающими одновременно. Ergo, они не могут быть причиной друг друга, а полагают причину в третьем, т.е. в некоей единой реальности, являющейся первоосновой для обоих. Следовательно, чтобы понять связь души и тела (информации и энергии), а также их динамическое соответствие, надо исследовать эту единую реальность. Если не ошибаюсь, именно в этом направлении Вы сейчас глядите. Я пока воздержусь от суждений – для меня также этот вопрос остается открытым. И слава Богу, кстати:)

P.s. На Прозе есть работы философа (еще будучи студентом я слушал его лекции – очень интересный человек), разработавшего концепцию сознания в квантовом мире. Судя по специфике Вашего подхода, Вам будет необычайно интересно. Рекомендую, Иванов Евгений Михайлович:
http://www.proza.ru/avtor/mikroprozop

Желаю дальнейших плодотворных изысканий и успехов!
С уважением, Павел Гордеев.

Павел Гордеев   22.05.2016 20:43     Заявить о нарушении
Уважаемый Павел. Благодарю Вас за очень толковую рецензию позволяющую взглянуть на мои идеи несколько со стороны. Вы уловили сущность проблемы, которой я занимаюсь, и она заключается в том, чтобы представить вечные вопросы философии в новом описании с позиции современной науки. Сейчас во всех сферах знания стремительно растет детальность и взаимопроникновение методов исследований, возникают междисциплинарные отрасли. Можно сказать, что все науки стремятся к некоему единому центру познания, который представляется подобием «точки Омега» Т. де Шардена, в которой сойдутся все современные условные описания мира.

Наука постепенно приближается (но еще долго не достигнет) к той области, где самые фундаментальные понятия энергии, массы, информации и времени сольются в единое представление, туда где, как в древности, исчезнут различия между наукой, искусством и верованием и где исчезнут все условные различия «материализма» и «идеализма» и останется только всеобщая связь и взаимообусловленность явлений на принципе «все в одном – одно во всем» и это одно и есть, на мой взгляд, информация в концентрированном виде. Хотя возможно в будущем это будет называться иначе (например, отрицательная энергия). Для описания такого миропонимания нужен новый и единый язык науки, который может возникнуть лишь в сфере новой универсальной философии, применимой ко всем фактам реальности. Пока такого языка и философии нет, а УФС это лишь эксперимент в этом направлении.

Что касается вопроса связи души и тела, то я разделяю вашу мысль о том, что хронологическая цепочка осознавания «желаний» должна состоять из трех элементов: спонтанного импульса из неосознаваемого, причина которого пока скрыта, и уже известных «нейронных» событий и осознанной мысли.
Обязательно познакомлюсь с работами Иванова. С признательностью и уважением. Геннадий.


Геннадий Мельников   02.06.2016 17:20   Заявить о нарушении
Вы очень чутки к современному характеру научного поиска и его принципу "методологического плюрализма" (Пол Фейерабенд). Наколько он оправдан, не знаю. Главное, чтобы он приводил к пониманию предмета, а не уводил от него, не множил непонимание. Тут уже все зависит от личных умственных способностей. Мне кажется, у Вас есть предпосылки для того, чтобы не запутаться в этой методологии, а действительно прийти к положительному результату. Делать грамотные философские выводы из научных открытий - это непростая задача. Желаю Вам успехов в этом направлении.

В Вашем мышлении можно отчетливо увидеть философскую интуицию всеединства, что лично мне симпатизирует. Я сейчас как раз пишу небольшой очерк на упомянутую тему «все в одном – одно во всем».

Всего Вам наилучшего!
С уважением, Павел Гордеев.

Павел Гордеев   06.06.2016 11:02   Заявить о нарушении