Летучая Рыбка - написанные рецензии

Рецензия на «9. Неудобоваримый. Браво» (Мария Шпинель)

На первом и главном плане в тексте стоят путевые заметки.
Аня и музыка проходят второй линией, слабой и местами пунктирной. Особенно Бах, который, бесспорно, очень хороший композитор, а его исполнители – умелые музыканты, но с Неаполем его произведения тематически связываются слабовато. Может, Аня всё-таки играла что-то другое?
Обман же, особенно, пятьдесят евро в подарок от мошенников, притянут за уши, и ни разу в него в такой форме не веришь. Понятно, текст на конкурсе «Обман» и всё такое, но в итоговом, послеконкурсном варианте это место стоило бы решить более элегантно.

К путевым же заметкам претензий не имею. Это сложный жанр, и вам, автор, он удался. Ну, если совсем уже придираться и учитывать, что вы оформили путевые заметки в виде художественного текста, то их стоит местами укоротить в соответствии с идеей произведения, даже если и жалко хороший материал.

Забавно, что на конкурс трэвелогов я писала о тех же местах :)

Удачи на конкурсе!

Летучая Рыбка   15.02.2022 15:43     Заявить о нарушении
Немного возражу. Иоганн Себастьян Бах считается одним из величайших композиторов в истории музыки, живший в Священной Римской империи. Мне этого уже достаточно. Турне началось в Риме и окончилось в Риме.

Александра Стрижёва   15.02.2022 19:22   Заявить о нарушении
Спасибо, Рыбка. Насчёт Баха у меня сомнений нет. Итальянский композитор был бы неуместен. А Баха в музыкальной школе задают чаще, чем, например, Рахманинова. Часто задают Чайковского, но я выбрал Баха.
Насчёт сцены с бывшим музыкантом, поделившимся добычей, в главном остаюсь при своём. Это Неаполь, пианист – неаполитанец, гобоист впитал дух города. Воровская натура может быть одновременно широкой. Было бы ситуативно проще сделать так, чтобы пассажиры в вагоне начали один за другим обнаруживать пропажу, да ещё и посматривать косо на пианистку – невольную соучастницу. Да и герои могли обнаружить у себя недостачу. Ситуативно проще, но не так интересно. Но в нюансах, в исполнении, согласен, надо ещё подумать.
Спасибо
Неудобоваримый.

Шпинель   15.02.2022 22:22   Заявить о нарушении
Дело, конечно, хозяйское, Бах так Бах.
Но если не вдаваться в рассуждения, сколько Рима было в Священной Римской Империи начала восемнадцатого века, и что чаще задают в музыкальной школе, то стоит заметить, что вы, автор, сознательно вплели в свой рассказ дополнительный аудиоряд. И так как вы обозначили его обобщающим словом «Бах», без деталей, то читатель в моём лице и слышит типичную музыку Баха: сложную, глубокую, серьёзную, драматичную, философскую. И она никак не вяжется с атмосферой, которую вы создаёт в тексте. Кстати, вы и сами это прекрасно чувствуете, потому-то Аня у вас и «исполнила на одном дыхании все три заданных на каникулы ПЬЕСЫ Баха» :)

Летучая Рыбка   15.02.2022 23:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «6. Марина. Зона» (Мария Шпинель)

//Эх, страна. Что же нам нравится так, тюремно-зоновское устройство//

На этот краеугольный вопрос давным-давно дал ответ в своём известном монологе профессор Преображенский: «Разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «Бей разруху!» – я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку!»
Ведь что сделали ваши героини, чтобы //тюремно-зоновские принципы в нашем обществ// стали менее живучи, раз уж вы утверждаете, что дела обстоят именно таким образом? Ничего они не сделали. Даже наоборот, попытались выдавить из этих принципов максимум пользы для себя.

А так мне не хватило в тексте красной линии повествования. Начали с «Лягушатника» и через Клодель, пэтэушниц и водку переехали по Крымскому мосту на зону. Как-то уж слишком велик тематический разброс.

Удачи на конкурсе!

Летучая Рыбка   09.02.2022 17:16     Заявить о нарушении
Милые названия:Невский, Лиговка, Лягушатник, дом Перцева(где жили родители и я провёл первый год своей жизни).
Вначале читал просто потому, что встретил эти названия, потом потому, что было интересно, в чём же интрига. Рассказ умный и дана чёткая характеристика обществу и стране. А это просто шедевр: (цитирую предыдущего рецензента) -"Начали с «Лягушатника» и через Клодель, пэтэушниц и водку переехали по Крымскому мосту на зону." Тонко и умно вы, автор, подметили.
Мне понравился рассказ очень, преочень.
С Уважением!
Борис.

Шпинель   09.02.2022 17:47   Заявить о нарушении
Здесь принято, не понимаю почему, критиковать произведения. Но я не нашёл в вашем рассказе недостатков. И мне не важно, к какому жанру его отнести. Для меня важен глубокий смысл, заложенный в нём. Хотелось бы почитать и другие ваши произведения. Да тут много и не напишешь. Дом Перцова и написал не с "О", а с "Е" не случайно ;-)
Ёщё раз благодарю!

Шпинель   09.02.2022 18:03   Заявить о нарушении
Забыл поставить подпись в передыдущем сообщении.
Борис.

Шпинель   09.02.2022 18:04   Заявить о нарушении
Борис, здесь принято (приветствуется) высказывать собственное мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства.

Александра Стрижёва   09.02.2022 18:16   Заявить о нарушении
)) Александре. Вот я его и высказал.))
На удивление хороший рассказ! ))

Шпинель   09.02.2022 19:16   Заявить о нарушении
Борис, спасибо

Мне приятно, что именно Вам, как Ленинградцу, Петербуржцу, понравилось.

Рада, что увидели // смысл, заложенный в нём //.
Да, пусть это не рассказ (получился) - здесь на страничке М.Шпинель, мы все-таки учимся, - но если высказанные мысли находят отклик - это важно и ценно для меня.

Да, по поводу дома Перцева (мне тоже помнится что называли Перцева) но посмотрела в интернете - пишут Перцова?

С благодарностью и уважением,
Марина

Воинственный Читатель   09.02.2022 22:56   Заявить о нарушении
Рыбка, спасибо

Да, героини - не героини. С системой бороться не стали.

А через Клодель, пэтэушниц и водку переехали по Крымскому мосту на зону (улыбаюсь)
на самом деле переехали во Вкус жизни )) - кафе на набережной. Но заодно и про зону поговорили.

Если б планировались мемуары, пришлось бы правду писать.

Во Вкусе жизни, точно была бы не водка, среди бела дня, в жару (улыбаюсь)

Так, по бокалу Новосветского шампанского с мороженым))) или мартини - не помню... мемуаристка из меня тоже не очень (улыбаюсь).

С уважением,
Марина

Воинственный Читатель   09.02.2022 23:08   Заявить о нарушении
Доброго вечера.
Если говорить о жанрах, то это больше всего похоже на бытописание.
Среднее такое, без изюминки. И без таракана. Как объяснил московский бытописатель, таракан и изюминка - это одно и то же.
Ленинградский бытописатель говорил про "Зону внутри нас", но это было немного о другом.
Собственно, о рассказе на этом всё.
Если говорить о проблеме, к которой автор старается привлечь внимание читателя, то простите, моё маленькое тихонько сидящее в углу мнение, что пиетет по отношению к человеку сиделому сидит, простите, глубоко в человеческой натуре. Есть статьи антропологов о сходстве психологии людей, находящихся в колонии общего режима позднесоветского периода и представителей племён, живущих в условиях близких к первобытным. Как пример, приводилась жизнь папуасов. В описании антрополога получалось поразительно похоже. Вспомните знаменитые "табу" у папуасов, которые в колонии называются "западло". Итд.
Есть интересная книга Дольника "Непослушное дитя атмосферы". О том, как много в человеке животного. "To make long story short", речь о том, что в животном заложена программа, заставляющая его наблюдать за опасным животным из безопасного укрытия. Это помогает изучить повадки хищника. Поэтому людям тигры, львы, итд, кажутся красавцами, а обезьяны - отнюдь. Поэтому, люди так любят смотреть фильмы ужасов: это создаёт бессознательную иллюзию, что человек набирается опыта на случай, если попадёт в похожую ситуацию. Особое отношение к человеку, побывавшему "в ужасных условиях" - подсознательная иллюзия возможности набраться у него опыта на тот же случай. Примерно так. Наверно, в одних культурах это проявляется сильнее, а в других - слабее, но есть везде.
В английском многочасовом документальном фильме "World in War", о второй мировой войне, есть отрывок из интервью со Шпеером, уже отсидевшим двадцать лет. Так с каким чувством превосходства он говорит о том, что у него есть опыт тюрьмы! Он вовсе не остался приверженцем нацистских идей, речь именно о том, что он полагал себя обладателем особого опыта.
В общем, рекомендую Дольника, "Мир в войне", и историю о превращении таракана в изюминку.
Неудобоваримый.

Шпинель   09.02.2022 23:31   Заявить о нарушении
Неудобоваримый,
Спасибо за ваш взгляд.
А про таракана и изюминку это ж не про булочную Филиппова?
Это что-то другое?

Просто не совсем поняла к каким тараканам вы меня красиво послали.
С улыбкой и уважением,
Марина

Воинственный Читатель   10.02.2022 00:08   Заявить о нарушении
Да,это о нём.История достаточно известная, не требует уточнений.
Предполагаю, что Дольник, вовсе не литератор,а как раз, учёный и популяризатор науки, известен далеко не всем, потому уточняю. И рекомендую.

Шпинель   10.02.2022 01:01   Заявить о нарушении
Описания у Вас хороши, но зачем было валить все в одну кучу? Так подробно о туалетах в общаге да ещё с расчетами? Это чтобы надеть на официантов наручники?

Шпинель   13.02.2022 20:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «4. Соседка. Маргарита» (Мария Шпинель)

Главная героиня – женщина по имени Маргарита, кудрявая, черноволосая, косящая на один глаз, в тёмном платье и с атласным цветком на плече (или это были замшевые банты на туфлях?).
После такого авторского представления героини планка моих читательских ожиданий сразу же сильно повысилась, но затем выяснилось, что текст совсем о другой Маргарите. И не совсем понятно, для чего необходима такая ну очень явная параллель, если дальше речь пойдёт о Мюнхгаузене, а не о Воланде.

Понравилось, как девочки ждут фантастические истории, в которые им хочется верить. Понравилось, как поданы истории Маргариты – лихорадочно-сухо, хотя речь идёт о самых невероятных и экзотических вещах. Именно такой способ подачи, на мой взгляд, и позволяет одновременно чувствовать драму героини, оставленную автором за кулисами, позволяет на фоне развлекательных небылиц предчувствовать грустный финал.

Но вот сам финал, болезнь, мне не очень понравился. Уж слишком просто и без изысков, уж слишком в лоб. Изначальный замах был на большее.

Удачи на конкурсе!

Летучая Рыбка   06.02.2022 03:38     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Рыбка.
Всё-таки замшевые банты и яркий цветок, согласитесь, совсем по разному звучат. Но, пожалуй, откажусь от кудряшек. Вы правы.
По замах, что уж теперь говорить. Совсем переделывать текст не буду.
Про лихорадочно-сухой язык буду думать.

Спасибо вам большое.

Шпинель   06.02.2022 08:54   Заявить о нарушении
В целом и общем я не имею ничего против кудряшек и цветов.
Но вот только описание вашей героини Маргариты абсолютно идентично описанию булгаковской Маргариты. Зачем?

Летучая Рыбка   06.02.2022 15:21   Заявить о нарушении
Рыбка, честно говоря, совершенно случайно. То что у Маргариты Булгаковской косил глаз я просто не помнила. То, что волосы кудрявые и тёмные были, вроде помнила, краем уха. Но как- то упустила.
Ну, а про имя, я понимала, что первая ассоциация будет с Маргаритой. Но точную копию не хотела делать.
Что-то роковое, ведьмовское хотелось превнести с образ. Но не только от Маргариты но и от Кармен, и т.д.

Шпинель   06.02.2022 15:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мир-подушка» (Джон Маверик)

Пронзительная, грустная и несмотря ни на что светлая история. Хочется верить, что для мальчиков и на самом деле существует вывернутый наизнанку мир Алисы. А в противовес ему – внутренний, пусть и реальный, но так же вывернутый мир матери, не способной даже в мыслях, даже после смерти полюбить ласкового, привязчивого, но чужого ребёнка.
А самой Алисы больше нет, остались только разномастные воспоминания о ней, ведь //в тот роковой день, в парке у ручья, взорвался и разлетелся на клочки мир одинокой недолюбленной девчонки//.

Спасибо, Джон.

Летучая Рыбка   15.01.2022 19:31     Заявить о нарушении
Спасибо большое за отклик! Любовь, вообще, сложная штука и сердцу, как говорится не прикажешь... Так что получилось как получилось.

Джон Маверик   15.01.2022 20:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «1. Галка. Парк, женщина» (Мария Шпинель)

Здравствуйте, Ирина! Тот редкий случай, когда я полностью поддерживаю Ольгу Бланкар: не смейте поддаваться упадническим настроениям!

Если говорить об этом вашем новом рассказе (я вижу его новым, а не переделанным старым), то он получится целостным, если убрать из него биографический монолог Галки о Регине. В новой сказочной реальности он вообще ни к чему, вот вывели вы такую волшебницу Рэги – и точка, ни к чему читателю в этом тексте знать, как она до такой жизни докатилась:) Зато так и просится расширение эпизода с наставлением на путь истинный заблудшей двадцатилетней души. Это как раз в духе Регины, воспитывающей своих последователей.

А вот история пожилой женщины заслуживает отдельного рассказа. Причём абсолютно точно не в формате сказки. Йога сама по себе представляет в современном мире альтернативную реальность. Зачем же её еще и в сказку вмуровывать? История жизни вашей героини – тема трудная, но интересная, требующая глубокой психологической проработки, её так наскоком среди снеговиков не возьмешь и простым пересказом до читательского сердца не донесёшь.

Вы внизу написали, что решили при переделке текста последовать советам рецензентов. Позволю себе привести ответ Андре Жида на просьбу одной дамы, дать ей литературные советы:
«Милостивая государыня!
Не извиняйтесь, пожалуйста: долго ли мне было прочесть ваше очаровательное письмо! Но не надейтесь, что у меня найдется время на просмотр вашей рукописи с тем вниманием, какого она безусловно заслуживает. Я нашел бы, однако, время, и с большой охотой, ежели бы считал мои советы сколько-нибудь вам полезными. Сам я с давних пор убедился в полезности лишь тех советов, которые даешь себе сам. Вот вам один хороший совет — вы найдете его во фразе г-жи Севинье, которую я неоднократно напоминаю многочисленным молодым людям и особенно девицам, спрашивающим моего мнения об их литературных трудах: „Когда я слушаю только самое себя, у меня выходят чудесные вещи“.
Примите и т. д.»

Знания, работа и доверие самому себе – звучит как готовый девиз! :)
С пожеланием не унывать от обычных для всех нас неудач,

Летучая Рыбка   15.01.2022 14:57     Заявить о нарушении
Спасибо огромное!
Надеюсь, что время слабости пройдёт и все полученные советы найдут своё место в моей голове.
Мне очень нравится, как вы пишете)

Ирина Гирфанова   16.01.2022 20:28   Заявить о нарушении
Любопытный рассказ. Жила- была девочка Регина, многое в своей жизни прошла,претерпела: девчонкой - военные годы, после мечтала сказки сочинять, но стала врачом... И вот прилетела она проведать бывшую дубравушку, которая парком стала, а для этого Галку, свою ученицу, превратила в птицу, чтобы та почувствовала прелесть полета? А зачем? А после и глупую девчонку превратила в снежную бабу, чтобы та прочувствовала все плохое в своей жизни? Так у ней и так все плохо. И она, мама двоих детей, оставляет эту заблудшую на длительное время, а сама дубками занимается, фонарями, а живое существо дома одно. Может, она ни врачом не была, ни мамой своим детям, а обычным лесником-лесоводом?

И вот что я думаю, Галка! Если в первом рассказе мне героиня понравилась именно воспоминаниями, добрыми желаниями изменить жизнь - детская часть рассказа для меня была самой сильной, то здесь случилось наоборот: Соединив героиню с лесом, Вы напрочь лишили ее человеческих качеств, которые были у Вас в первом.

Но читатели откликнулись и на плохую Регину - значит, рассказ все-таки состоялся до конца со всеми его нюансами. Вы знаете, этот рассказ легче доработать. И, действительно, слушать можно всех, но спрашивать только свое сердце. Лично я откладываю такие рассказы на какой-то срок, а потом возвращаюсь. Свою ночную сказку я пока отложил - не люблю править впопыхах.

Мичуринец

Шпинель   16.01.2022 21:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «11. Баклан. Мечты о лыжной прогулке» (Мария Шпинель)

Здравствуйте, Баклан.

Увлечённый наукой орнитолог оказывается среди пёстрых птиц в человечьих обличьях. Раньше он собирал перья, крики и воркования, теперь ещё и фольклор туземцев на «воющем, ноющем, щёлкающем, дребезжащем, потрескивающем здешнем языке». Полный интереса к жизни вокруг себя, он окольцовывает, записывает, переводит, учит, и легенды жителей острова равны для него легендам древнегреческим и христианским. Эрик видит различия между людьми не в религии, не в письменности и не в культуре, он с любопытством и без высокомерия разбирается в тонких-толстых палочках и чужих пантеонах.

И вот ведь как, учёный с необходимой профессиональной отстранённостью, человек якобы без национальности, но внезапно ему становится важным доказать, показать, дать почувствовать аборигенам, как это – дома, в Европе. Показать на примере того, что ему на самом деле дорого, о чём он тоскует. Пусть заморозки на тропическом острове предвещают катастрофу,//европеец вышел навстречу мокрому снегу и граду, поморщился от забытого ощущения, а потом улыбнулся, и вдохнул ставший родным, воздух, полной грудью//, ведь //это единственное, что могло подарить ему небо в ответ на вечно подавляемые мечты о лыжной прогулке//.

Отличный эпизод с вождём и отличная кульминация со снеговиком в виде то ли Бога Луны, то ли Иакова. Да и вся общая задумка рассказа, как я её увидела, очень пришлась мне по душе. Но признаюсь, ваш рассказ дался мне нелегко – и это при том, что я с интересом ждала рассказ автора симпатичных конкурсных комментариев.

Мне тяжело дался ваш стиль, неизменный на протяжении всего текста слог, короткие и рубленые фразы, нарочитое отсутствие местоимений. Как по мелким кочкам тряслась весь текст, и все силы уходили на концентрацию, чтобы при этой тряске уследить за развитием событий. Простора для их интерпретаций, разгадывания кодов и поиска метасмысла, да просто передышки, вы мне во время чтения практически не оставили. Причём эта характерная манера повествования совершенно не меняется при смене ракурсов и декораций, что сделало ваш (длинный) текст более плоским, одномерным.

Далее, не хватило более глубокой проработки деталей, и важные моменты, на которые и опирается вся идея, намечены только пунктиром.
В первую очередь, снег. Совершенно не чувствуется, что любовь к снегу и прогулкам на лыжах – в крови вашего героя, что они для него - предмет мечтаний и подарок небес.
Во вторую очередь, связь снега и птиц. Было бы изящно, связать их внутри героя воедино.
И в-третьих, роль в жизни ГГ самих птиц, которые от развода с женой до перьев в хламидах туземцев лейтмотивом проходят по рассказу. Орнитологов много, но откуда у этого такая страсть, что аж на многие годы на дикий остров?
Не важно, из какой Эрик страны, но важно, чтобы читатель понимал движущие им мотивы, его душу.

Спасибо за рассказ, Баклан.
Удачи!

Летучая Рыбка   09.01.2022 04:07     Заявить о нарушении
Рыбка, спасибо. Более чем ценные замечания. Тут нечего комментировать, над вашим отзывом надо просто думать. Заглатываю его целиком для постепенного усвоения.
Баклан при виде рыбки подавил в себе чувство голода.

Шпинель   09.01.2022 11:24   Заявить о нарушении
Мне тоже нелегко дался рассказ - в этом Мичуринец солидарен с Рыбкой. Ему в рассказе не хватило воздуха. Проехался как в закрытой машине "по кочкам", один раз только дверцу открыли... А обещали лыжную прогулку.

Шпинель   10.01.2022 01:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Бибабо. Кукла» (Мария Шпинель)

Нет, всё же Галкина старушка остаётся в меньшинстве. Концепция веры в себя явно не в тренде. Любовь и чудеса, вот, что нужно современной женщине! Ну и замужество, само собой.

В тексте несколько логических несовпадений, что можно, теоретически, поправить. И жуткие слащавость и шаблонность – как глобальные, так и в отдельных деталях – которые, на мой взгляд, сводят на нет все авторские старания.

Прошло целых полгода, а Валера приятным голосом почему-то всё не звал, грамотно и красиво, замуж, хотя всегда платил за всё на природе, в Париже, Риме, Барселоне и Вене, и зарплата у него, с точки зрения девушки, выросшей среди роскоши и прислуги, была достаточно высокая…
Простите, Бибабо, но этот рассказ чуть не в каждой строчке расходится с моим пониманием жизни в целом и литературы в частности. Как-то совсем не моё.

Удачи!

Летучая Рыбка   04.01.2022 23:57     Заявить о нарушении
«Я не буду бить твою куклу, - сказала Ася. – Она на тебя похожа. Я лучше никого бить не буду. Если правда может быть у каждого своя, я найду свою правду».- Это утверждение не ведёт никуда. Героиня остаётся капризной дочкой богатого папы. Не сделала ничтожной попытки найти свою правду. К окружающим продолжала относиться «как к неодушевлённому предмету».

Вот ещё одно никуда не ведущее утверждение:» Со временем, немного успокоившись, нашла куклу, которую закопала на самое дно ящика с игрушками, и больше с ней не расставалась. Взяв куклу в руки, Ася почувствовала, что ей стало легче, ушло чувство одиночества. Как будто незримо няня была рядом». – Так она куклу спрятала на дно души или взяла в руки? Она менялась, выместив личные жизненные обиды на кукле? – Да ни хрена подобного. Она осталась дочкой своего одновременно меркантильного и солдафонистого отца. Ледяной куклой. Кстати, почему её так прозвали? - Холодность и капризность в сочетании с наплевательским отношением к людям - это не одно и то же.
Рассмешило утверждение, что влюблённые скрывали свои отношения, а сами посетили все главные города Европы. Кстати, что они там делали? Валера тащил безразличную Асю в музей Родена?
Итдитп, весь рассказ.
Единственное, что понравилось – это описание внешности Аси:
«белокожая брюнетка среднего роста и среднего телосложения, с серыми глазами, полными губами. Курносая. Несчастная» - В таком бы духе и продолжить.
Сразу вспоминается : «он был небольшого роста, широк в плечах и вообще нескладен; казался сильного сложения, неспособного к чувствительности и раздражению; походка его была несколько осторожна для кавалериста, жесты его были отрывисты, хотя часто они выказывали лень и беззаботное равнодушие, которое теперь в моде и в духе века»
Есть что-то общее, правда?
По крайней мере, Баклану так показалось.

Шпинель   05.01.2022 01:13   Заявить о нарушении
Ну, прямо "Зита и Гита" какая-то. Добавить родимое пятно Валере, а еще лучше - пусть бы он оказался внебрачным братом Аси - и можно за дорого продать в Бразилию для экранизации. Извините, автор, мне не понравилось. Постоянно спотыкалась о несоответствия - как это Ася с Валерой ловко скрывали свои тайные свидания в Риме, Париже и т.д. А на работу Валере не надо было ходить (ездить). Наверное, брал за свой счет. Тогда откуда "доходы", которые он целиком тратил на оплату путешествий? Добило предложение руки и сердца - "выходи за меня замуж", счастливое "да" невесты" и тут же "нет, это невозможно!" грамотного Валеры. Я даже закричала, правда. А куда же делась кукла, которая должна была изменить героиню? Ах да, она без всякого дела валялась в огромной сумке до самой кульминации опознания няниного портрета. Как выяснилось, это вложенная няней душа девочки. В сына-то удалось вложить только жизнь. Эк оно...

Полина

Шпинель   05.01.2022 12:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «6. Полина. Такая вот история» (Мария Шпинель)

Самая первая и крамольная мысль: вот бы старичка из этого рассказа свести со старушкой из рассказа Галки! Ведь тот же самый антураж, тот же самый парк, тот же снеговик, точно так же вне контекста рассказанная снеговику история – и такая противоположность в поучениях! Такое столкновение мировоззрений: где же счастье, в любви (старичок) или всё же не в любви (старушка)?...

Если же оставаться в пределах данного текста, то, с одной стороны, ваша идея, создать многослойную композицию, очень интересна, Полина. Но с другой стороны, даже если сказка про фонарь, вишню и электрика романтична и мила сама по себе, то в рамках такого вот именно рассказа она притянута за уши и разрушает своей инородностью целостность и так очень сложно слепленного текста. Это если ещё закрыть глаза на психологическую недостоверность внешнего слоя. (У Галки, кстати, такая же проблема, слабая связь рамки и её содержимого).

Хотя, с третьей стороны, может я бурчу, потому что уже не понимаю сказки и ещё не доросла до проблем внуков и бабушек :)
Удачи на конкурсе!

Летучая Рыбка   04.01.2022 02:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Рыбка, согласна со всеми замечаниями. Рассказ про фонарь и вишню действительно инороден. Проще всего разбить сказку на две. Но меня не покидает ощущение, что можно чуть развернуть сюжет, добавить некую деталь, и все срастется. Волнует меня, как не подобранный шифр к сейфу. И столько подсказок от рецензентов, что вот-вот щелкнет. Может, история влюбленной вишни - это из бабушкиных воспоминаний, старичок в парке - ее давнишняя любовь, бывший фонарь, она с ним когда-то лепила снеговиков. А Сашка - ее вполне взрослый семнадцатилетний внук-монтер, прогулявший работу, чтобы слепить с бывшей одноклассницей снеговика, как когда-то в детстве. Должен быть выход из безвыходного сюжета, точно должен!

Полина

Шпинель   05.01.2022 12:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «7. Мичуринец. Сон в зимнюю ночь» (Мария Шпинель)

Приветствую, автор!

Из хорошего: у вас отличнейше получились лирические описания лунной ночи.
Из менее хорошего: логика сюжета полностью от меня ускользнула. Даже с самыми широкими интерпретациями мне не удаётся связать картинки воспоминаний героини в цельное, несущее смысловую нагрузку полотно. Самое загадочное – чем плохи красные носки и почему девочка в ярких штанах «родилась не в своё время».

Лично я не люблю разжёванные до манной каши тексты, где объяснено абсолютно всё и вся. Но у вас, автор, получился перекос в другую сторону: всю важную для понимания вашего замысла информацию вы от читателя утаили. Жаль.

Успехов!

Летучая Рыбка   04.01.2022 01:08     Заявить о нарушении
Мичуринец, прочитав ваш рассказ, я прочувствовала, почему все зависли на моём - я так же зависла на вашем: ничего ни с чем не срослось. Впрочем, сон есть сон - какой с него спрос)
Галка

Шпинель   04.01.2022 18:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «8. Леся. Снежные зайцы» (Мария Шпинель)

Хороший у вас рассказ получился, Леся, очень понравился.
Всему веришь, во все шкуры вживаешься – и в девочкину, и в папину, и в мамину, и даже эпизодические алкоголики-тунеядцы у вас естественными и живыми получились. К тому же вы выбрали очень верную интонацию, именно тот необходимый иронично-добрый тон, которым только и можно было рассказать эту историю. И под конец ещё и ловко всё завязали на сакральном смысле зайцев для рассказчика – ну прямо нигде ни одного хвоста не оставили :)

Спасибо за удовольствие от чтения!

Летучая Рыбка   04.01.2022 00:47     Заявить о нарушении
Спасибо Рыбка,

За такую оценку рассказа и за моих героев, включая алкоголиков-тунеядцев))

С уважением,
Леся

Воинственный Читатель   04.01.2022 00:59   Заявить о нарушении
Добрый вечер.
Ключевой эпизод с обезумевшим отцом, ищущим дочку и девочкой, потерявшей счёт времени, великолепен.
Девочка, плачущая над мокрой землёй, на сто баллов.
Я бы тут заставил папашу с ромбиком сказать, что с уходом снега зайцы полиняли и разбежались.

Но глубокой связи между зайчиками, слепленными в детстве, и их собратьями, состряпанными руками внуков, я простите, не прочувствовал. Не поверилось, что незавершённая сотня занимала внимание героини во все десятилетия, пока она обзаводилась детьми и внуками на фоне разнородных политических перемен на малоснежном полуострове. Наоборот, показалось, что вспомнила она об этом случайно, так, к слову пришлось.
Вот как она сама об этом говорит:
«Не сказать, чтобы часто, но вспоминались. Особенно если делала что-то, старалась и вдруг кто-то встал на пути. Помешал. Разрушил. Говорила себе: не успела, не долепила. Опять обстоятельства сильнее меня.

Или, наоборот, в этих зайцах сила. Может, они как прививка от жизненных неудач. Не получается – брось. Остановись. Камешки блинчиками по воде запусти».
И это всё за пятьдесят лет! Хоть бы они приснились в важный жизненный момент, или какой-нибудь ушастик удрал из-под ног, или конкретная жизненная неудача вызвала ассоциацию. Да и заявленная цель создания заячьей роты состояла в том, чтобы показать бойцов папе. А что папа? Жив ли он?
И связь, довольно слабая, только в том, что в обоих случаях это драгоценный Крымский снег. Поэтому героиня случайно вспомнила случай из детства. Если бы дело было на Урале, так и говорить было бы не о чем. Если бы в Крыму снег выпадал раз в пятьдесят лет, тут можно было бы создать связку. Но Крым не Флорида.
И ещё одно замечание из текста: « Недавно совсем, матери лбов здоровых в дверь тарабанили, с пеной у рта кричали». – Что за тарабарщина на фоне хорошо выстроенного текста?
Кстати, то обстоятельство, что Олеся учила мальчишек разводить костёр, это же сильнейший ход, его бы выделить, его бы обыграть! Девчонка-то семилетняя, не впервые заставляет о себе говорить. У вас этот случай тонет на фоне метаний отчаявшегося отца. Отцу не до того, вы не можете развить тему в этом месте, так развейте в другом! Или не вспоминайте вообще, отцу-то не до того!
Но это всё поправимо, сердцевина великолепна, повторюсь.
Всё, пожалуй.
Баклану пора на рыбалку, никто ему обеда не принесёт.

Шпинель   05.01.2022 00:11   Заявить о нарушении
Спасибо, Баклан
Отвечу немного не по порядку.
//показалось, что вспомнила она об этом случайно, так, к слову пришлось.//

В реальности - вспомнились потому что конкурс Снеговик)))
В рассказе же // снежный заяц. Похоже, на площади у фонтана. Точно. На том самом месте, где был пустырь.// т.е. запускает повествование снежный заяц, не приснившийся, не выскочивший, а именно вылепленный точно на том самом месте, где был пустырь. Не рядом, не на другой стороне улицы, а именно на площади с фонтаном, точно на месте бывшего пустыря. Вылеплен не просто кем-то, тогда могло бы всплыть: о, кто-то там же зайца слепил - и на этом бы остановилось. Но слепили внуки - мелькнула мысль "завершить детскую задачу".

Спасибо, что заметили значимость костров как //сильнейший ход//

Чуть поясню про спички и костры. и может быть оправдаю папу с ромбиком, станет ясно почему не мог //сказать, что с уходом снега зайцы полиняли и разбежались//))

Спички - не игрушка. А значит, что? - Надо уметь ими пользоваться а не играть. Лет с пяти учил (сначала над тазом с водой) правильно зажигать спички. Так чтобы в глаз не отлетело. Прикрывать огонь рукой чтоб не потухла. Тушить быстро прижав тряпкой если вдруг газета или вата загорится.
А потом костры разные виды (и в походах, и просто на пляже у моря). И так чтобы сама все делала.

Но в рассказе вся история, как мальчишек научила, была бы слишком большой и не вполне уместной. Там ведь все. И ощущение защиты отца. И встреча с первым предательством. И то, что когда сказала с предателями дружить не буду, отец сказал: нет, так быстро не решай, сначала разберись почему так поступили. И солдатский ремень, что затянул на дочке, отправляя на важные переговоры с пацанами. И впервые увиденные кровавые (реально с запекшейся кровью следы от мокрой веревки), которой избили родители одного из пацанов - и искренняя просьба простить его (все пацаны просили) - это всё совсем не про зайцев.

А в рассказе мне нужна была причина, пояснение коротенькое почему у костра побежал искать.

А фраза-тарабарщина //матери лбов здоровых...//, да она из слов отца:
- Объясняйте, мужики, что случилось... Вы же лбы здоровые. Она ж вам до подбородка не достает, не стыдно?
А пена у рта - тоже из его шутки, про орущих крымских женщин.

Спасибо, Баклан за ваши замечания и особо за то, что обратили внимание на значимость костров.

Леся

Воинственный Читатель   05.01.2022 14:54   Заявить о нарушении