Станислав Кочетков - написанные рецензии

Рецензия на «Печальные мысли» (Галина Гладкая)

Большое спасибо!

И за микрорассказ спасибо, кратко, ёмко, душевно, глубоко, и за то, что на мысли навёл. Я на Вашей страничке случайно, просто глянуть захотел читательский рейтинг, прочёл -- захотелось чего-то из нашей, донбассовской войны, но более жизнеутверждающего, думалось, что ли, как в поддержку.

И пришёл за сутки рассказ от соседа давнего моего героя, Николая Фомича. Сколько смогу, вставлю здесь, и целиком всё -- на своей страничке, в разделе "Рассказки Николая Фомича".

===========================

Соседи Николая Фомича. Кузьмич Жук.

В ответ на http://proza.ru/2020/07/26/1608

Я проснулся до света от звуков обстрела -- уж отвыкнуть успел, но вроде покуда далеко, вроде покуда не совсем к нам.

Щёлкнул светом -- а света-то ведь уже и нету, проверил воду -- всё так же, как перебили водовод в Горловке, то ли частые капли, то ли тоненькой струйкой. Попробовал включить газ...

Лучше бы не пробовал: пыхнуло, взвыло и загорелось, но загорелось не на плите, а -- выглянул в окошко -- на трубе между мной и соседом. Видно, и к нам осколки долетали.

Спешно влез в резиновые боты, обрезки от сапог, схватил давно приготовленный разводной ключ и прямо, как и был, в трусах и майке, пошлёпал в сарай за лестницей: надо вентиль закрыть, надо гасить, пока ещё где не рвануло.

Успел. Пришлось аж верхом на трубу усесться: нагрелась она, но видно, покривилась, и вентиль с таким трудом проворачивался, что три раза проверял, сорвал ли я пломбу на закрытие, ведь нагретое должно легче закрываться. Вроде и трёх минут не прошло, как спросонья попробовал печку зажечь -- а поди ж ты, даже задницу припекло, не до ожога, но пришлось задницей по трубе приплясывать, как по сковородке, оно ведь сидеть больновато будет.

Пока спускался, ключ разводной и выронил, а это меня и спасло: солнце ведь ещё не взошло, темень, пока я на карачках его впотьмах под забором в густой траве нашаривал, так над головой осколки и прошуршали. И вскользь по железным воротам соседа, только искры, полосы содранной краски и звон. Тут я и ключ нашёл, и сел в траву, и тем ключом и перекрестился, и заново вспотел, да так, что впору опять на трубу лезть сушиться.

Не, думаю, хорош на сегодня, и лестницу забирать пока не буду, нехай так стоит; не особо разгибаясь, на полусогнутых и рванул в собственный двор. Но, видно, слишком громко думал про "хорош", там где-то наверху услышали и надо мной посмеялись: не успел в дом войти, ключ в угол, вторую дверь спиной закрыть, прямо за спиной и прилетело, и этими двумя дверьми меня в спину так аккуратненько и шмяк всей тушкой об ковёр!

Хороший ковёр, шерстяной, толстый, видно не соврал цыган, когда продавал, ещё при Андропове, точно хорасанский! И стенка под ним саманная, на дранке. Короче, когда я в себя пришёл, проморгался, то лежу я под дверьми, а ковёр и подо мной, и на дверях за моей спиной; а на стенке от меня, точнёхонько по моей фигуре, вмятина, и в другой комнате, в спальной, из стены на компьютерный стол столько мусора насыпано...!

Не, видно, оглушило меня знатно: окна давно без стёкол, кирпичами заложены, так вот часть этих кирпичей осколками внутрь повыбивало, через щели солнце светит ярким днём, рядом стоят ополченец, аварийщик в куртке "Горгаз", ещё морда сыто-бритая буржуйская в белой жилетке с буквами OSCE слепоглухотой ОБСЕ раздражает да жвачку жуёт, и сосед напротив, Фомич, и все что-то говорят, а я нифига не слышу.

Поднялся. Голова кружится и болит, и локти, и коленки саднит, и ладонь свёз, но не тошнит и в глазах не двоится. Резкость, правда плохо сводится, всё как в тумане. "Громче!" -- говорю, -- "Говорите громче, видно, контузило меня, нифига не слышу!".

Тут заскочили ещё двое, один в голубеньком таком костюмчике с шапочкой на волосах и с сумкой с красным крестом, ещё один в оранжевом берете и серо-синей камуфляжной куртке с оранжевыми буквами "МЧС", под руки меня, табуретку в центр кухни выставили, меня на табуретку усадили. Медик давление мерять, пульс щупать, в глаза фонариком светить, через лупу разглядывать, по суставам молоточком стучать, а МЧС-ник на голову мне что-то вылил -- ух, защипало! -- и забинтовывает. А потом на руки мои глянул, что-то сказал -- ополченец за тазик, с соседом-Фомичом куда-то вышел, воды в тазике внёс, руки, локти и коленки отмыли, тоже щипучей гадостью обработали, забинтовали. Тут и доктор свои ковыряния закончил, меня так бережно под руки, и ведут в соседнюю комнату, в спальную. Туда где я до обстрела спал.

В кровать уложили, хотя вернее, усадили: под спину подушку, одеяло, ещё даже надувную подушку и какое-то тонкое, но тёплое, с одной стороны блистявое, как фольга, покрывало ОБСЕ-шник приволок. А МЧС-ник увидел край монитора из кучи того, что из стенки насыпалось, на столе, в тот самый тазик, из которого меня мыли, мусор собрал, а потом щёточкой такой, как будто кисть малярная, только щетина короче, весь мусор и пыль с клавиатуры-мышки пососкребал, очистил -- и включил компьютер.

Оба-на! - думаю, -- так свет уже починили! Быстро!... Или это я слишком долго валялся?

А он так профессионально в компьютере какую-то программу запускает и печатает, и шрифт большой сделал, такой, что мне с кровати хорошо видно:

"Не волнуйтесь, -- печатает -- у вас просто контузия". Ха, как будто я и сам этого не знаю. "У вас голова не кружится, не тошнит?". А я и отвечаю: "И не кружится, и не тошнит, и в глазах не двоится, нету у меня сотрясения! А что контузия я и так понял, я ж сколько лет в горно-спасателях!" - и головой киваю на стенку, где мой персональный иконостас.

Это бабка моя покойная, жёнушка моя родная, Мария Поликарповна, за неделю до того, как в неё прилетело, вдруг в шкафу, где фотографии, все мои грамоты-награды нашла и захотела на стенке развесить, и каждой место разметила, и всё пилила меня, мол, сделай рамки для грамот, хоть из штапика сделай... Я тогда две рамки сделал, даже покрасил лаком, а потом война, то да сё, забросил, мол, недосуг, потом как нибудь. А когда её сто двадцать вторым снарядом в огороде, да так, что в гроб куски мяса, вот как тогда я этот её пилёж вспоминал... Сделал, конечно, и на те места, где она хотела, повесил, и даже пыль вытираю, когда не забываю, но её-то этим уже не вернёшь...

И вылупились все эти на иконостас! А там и грамоты, и благодарственные письма, и удостоверения к наградам, и фото разные, и даже как вручали орден в Кремлёвском Дворце Съездов... Стоят, рассматривают, переговариваются, а что -- я не слышу. Тут медик к компьютеру сел, печатает: "Ваши фамилия имя отчество -- помните?" Я и называюсь полностью, как положено, и сразу и год рождения, и место рождения, и даже номер паспорта вспомнил, правда, не этого, синего, укропского, а ещё советского, того, который сейчас тоже в рамке, вместе с паспортом жены... Она этого не просила, но я не смог, как для себя иконостас, так и для неё, она ведь тоже столько лет в образовании, заслуженный учитель, ветеран труда. Оба мы были ветеранами...

ОБСЕ-шник что-то медику, а тот и печатает: "На фотографии -- жена ваша? Где она?" Ну я открытым текстом, так де мол и так, в четырнадцатом, в июле, бандеро-фашистской артиллерией разорвана в клочья, когда на огороде клубнику собирала. И что я с тех пор клубнику есть не могу, и по всему огороду и повывел её. Говорю, а сам на эту морду буржуйскую смотрю. И ополченец ему тоже что-то прямо в ухо, видно, тихонько, а переводит или комментирует, то мне неведомо.

"У вас дети есть?" -- опять медик печатает. Конечно, отвечаю, сын с женой и внуками сейчас в России, в Череповце, его как в четырнадцатом среди беженцев, токаря-фрезеровщика-инструментальщика шестого разряда выхватили, распределили, так и работает, и гражданство давно получил всей семьёй. И дочка есть, эта поближе, у родни мужа, на Кубани, в Приморско-Ахтарске, да что я вам рассказываю? Вы ж в компьютере! Вот на ту жёлто-чёрную иконку нажимайте, где как на шевроне разведки мышь летучая, там все их адреса есть, и переписка, и написать можно! Правда есть ли связь не знаю, а на мобильный у меня за интернет на Фениксе не уплачено, с пенсии собирался...

Открыли, смотрят, о чём-то своём лопочат, а я уже и звуки слышать начинаю, но так далеко и неразборчиво...

"А кто Вам эту программу ставил?" - опять МЧС-ник печатает.

Внук, говорю, он военный, наше военно-политическое закончил, и в ополчении с четырнадцатого года, заезжает, когда служба позволяет. Он не здесь, не в Роще, а под Авдеевкой, на промке, там его часть. И называю позывной. Тут они между собой и залопотали, быстро, часто, громко. Тут же медик в свой крестатый чемоданчик полез, какие-то ампулы достал, таблетки, на стульчике разложил, что-то на столе пишет. А МЧС-ник печатает: "Вот тут вот на столе под монитором будет лежать рецепт для вас. По этому рецепту в аптеке вы получите лекарства бесплатно, а то, что нельзя бесплатно, со скидкой, но проехаться нужно будет в центральную аптеку, в Город, на Площадь, там за трамвайными путями, знаете где? Можно будет попросить вашего внука этим заняться? А доктор сейчас сделает вам уколы и вы спокойно уснёте".

Я и отвечаю: да не дозвонитесь вы до него, он же на боевых, да вечно занятой, у него телефон всё время в секретке, в штабе. Вы, как и я, ему смс-ку напишите, он как прочитает, тогда приедет и всё сделает! И телефон по памяти диктую.

Переглянулись, смотрю, пишут смс-ку. Тут "Горгаз" в дом входит, и уже, не обращая внимания на всех на них, прямо как по стойке смирно передо мной стал и докладывает, а МЧС-ник печатает, мол, газ починен, труба заварена, благодарность за то, что не побоялся, под обстрелом центральный вентиль перекрыл, а сам "Горгаз" такой гордый-гордый, аж сейчас расплачется. И только в конце МЧС-ник дописал "правда, лестницу вашу осколками посекло, а потом по ней машиной проехало". Тут я и спрашиваю: какой машиной? Джипом? Белым? ...
Дальше http://proza.ru/2020/07/28/648

Станислав Кочетков   28.07.2020 10:34     Заявить о нарушении
Рецензия на «Зачем Афанасий Никитин отправился в Индию?» (Дмитрий Медведев 5)

Афанасий Никитин с Индией, Хабаровск с Норильском и деньги, деньги,деньги...
(аллаверды к http://proza.ru/2020/07/20/509, отчасти к http://proza.ru/2020/07/23/373 и http://proza.ru/2020/07/22/525)
Говорят, "хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах". Говорят, "наедине --
это один на один с Богом". Но говорят и "Судьба играет человеком, но человек играет на трубе".

Вообще-то много чего говорят, и, хоть реальных научных подтверждений пока никто нигде не привёл, но ведь по жизни именно так и получается! Не верите? Ну, вспомните хотя бы "ссанкции" против России: они так много говорили всюду об угрозе России, хуже того, они так громко думали, когда считали будущие барыши с выгодой от развала России, а результат?... А тут ещё вишенкой на тортик ковидла намазалась...

Не так ли обстояли дела у Афанасия Никитина? Нет, конечно, сугубо-исторически и научным способом мы можем сомневаться в существовании самого такого купчины, более того, его предсмертные речи, записанные писцом, столько раз переписывались, столько раз в них вносились изменения, что исходный вне-литературный текст с его реальными вне-литературными, обыденными событиями, равно как и сам образ купчишки представляются нам, в начале двадцать первого века, скажем так, весьма сомнительными.

Но ведь факт записи "Хожения за три моря" есть? Литературный факт -- и литературное событие -- есть? Значит, хотя бы как литературный персонаж, Афанасий Никитин является для нас не менее жизненным, животрепещущим, авторитетным и взыскующим нашей читательской, человеческой, эмоциональной, этической и эстетической реакции не в меньшей степени, чем Ходжа Нассреддин! А в связи с родством русской литературной культуры, то и в бОльшей степени, чем Ходжа Насреддин или Д'Артаньян с мушкетёрами и разными там кардиналами!

Вот давайте рассмотрим бытие этого самого литературного Афанасия Никитина с точки зрения не изложенного в тексте "Хожения", а в смысле восстанавливаемых из за-литературным бытием отношений человека и Бога/Судьбы. Более того, усложним себе задачу, рассмотрим не дошедший до нас текст "Хожения", а то, как он -- текст, -- и они -- отношения -- отобразились в тексте Дмитрия Медведева 5, в "Зачем Афанасий Никитин отправился в Индию?"...

Купец был Афанасий Никитин... скажем помягче, так себе! Даже не купец или купчина, а купчишка: "он не собирался ни в какую Индию, а был купцом и хотел «провернуть» очень выгодное дельце в Закавказье. Вернувшись с неплохом барышом, хотел отдать все долги в Твери". То есть долги -- были. Причём не просто текущие долги, а-ля кредит на текущие расходы, а такие, которые исходя из привычной текущей торговой деятельности отдать он не мог: вспоминаем покупательскую ёмкость рынка, вспоминаем его сегментирование и особенности продвижения товара. Только дальний поход, только куш, сорванный на экономии гарантии оплаты купеческих рисков, за счёт отсутствия большой и дорогостоящей охраны, представляющей угрозу уже для местных разбойников, отсутствия опытных местных навигаторов-штурманов, способных предсказать бурю, то есть нищебродство в крупных экономических масштабах. И это всё вместо нудной скрупулёзной ежедневной торговой работы, вместо отыскания новых сегментов, вместо продвижения своего товара, вместо сегментирования самого товара...

"Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах", очевидно ведь, что Бог был против такого сверхбюджетного кидняка кучи классных, но узких специалистов, кормившихся с мер, обеспечивающих безопасность этого торгового пути. Потому конец закономерен: "Какой смысл был возвращаться на родину? Чтобы оказаться в долговой тюрьме? Вариантов не было. Только вперед «…я с горя пошёл в Индию, потому что на Русь мне было не с чем идти, не осталось товару ничего»".

И вот тут вот начинается "играет на трубе": ведь не планировал Афанасий идти в Индию, вообще дальше Закавказья не планировал! И дорога непростая, и пути неведомы -- с чего его в Индию-то понесло? Неужто только из-за того, что "Афри... эээ Индия -- страна чудес", что только что случившийся печальный опыт ничему не научил, и вместо удлиннения плеча торгового пути местного тверского купчишки до рейда в Закавказье захотелось ещё удлиннить плечо "аж до Индии", чтоб купить за полушку, а продать даже не за рубль, а "за мульён"?

С одной стороны, вроде бы и так, и в "Хожении", и в тексте уважаемого Дм.Медведева 5 читаем: "Судя по его записям особых успехов в торговом бизнесе у него не было. И тем несчастным кредиторам, которые ссудили его оборотным капиталом на «круиз» до Закавказья (первоначальной цели его поездки), не повезло с невозвращенной ссудой". Но почему же тогда сам "круиз" состоялся, почему же тогда Афанасий Никитин вернулся, смог вернуться, а не сгинул в диких и страшных жарких туманных далях тропической Индии?

"А человек играет на трубе": видно, было что-то такое в стремлении тверского купчишки, что даже и Судьба, и Бог не стали смеяться, а придержали "длань карающую", типа "нехай, а мы посмотрим". Видно была в нём какая-то мистическая мечта, порыв к чему-то недоступно-волшебному, сродни походам в Беловодье или поискам правды и счастья для всех, и чтоб никто не сбежал обиженным, именно то, что и делает из обычных и обыденных сереньких людишек первопроходцев и первооткрывателей, Колумбов и Магелланов, святых подвижников -- ну или шутов и юродивых. Та самая для протестантского духа Европы "глобальная бездельная гниль", которая, собственно, заставляет "не бить по мелкому, замахиваться на большое", "тыкать не каждым пальцем, а всем кулаком", стремление к вечному, глобальному и общезначимому, а не к сиюминутному и ощутимо-полезному. Которая и приводила католицизм к "титанам Возрождения"... и к кострам инквизиции с другой стороны.

Вот через поход Афанасия Никитина в Индию мы и подбираемся... к Хабаровску с Норильском.

Что принёс тверской купец из Индии, помимо болезни, от которой и помер в монастыре? Прежде всего тот товар, который пережил его самого: информацию. То, что позволило (или позволило бы) другим купцам по его следам успешно с Индией торговать. Да, до нынешнего пост-индустриализма, когда информация как технология становится самым ценным товаром, ценнее денег и любых других ресурсов, ещё было очень-очень далеко. А Афанасий Никитин -- осознал, понял! А тверской купчишка нёс её домой, как самую большую драгоценность, нёс, и боялся не донести, и умереть себе позволил только после того, как ёё -- информацию -- записали, и не просто записали, но ещё и обещались довести. Чем не титан Возрождения? Чем не Бенвенуто Челлини, только вместо пушек и конных статуй льющий из своих мыслей, слов, мечтаний не менее убийственные и жизненно-важные вещи, будущие торговые связи?

И второй товар. Тот, который "двигал" не только его в многолетнем "круизе", но и длань карающую Бога / Судьбы. Мечту. Не просто мечту, но Мечту воплощённую. Человек -- смог. Даже такой никчемный, зряшный купчишка, как Афанасий, захотел -- и смог. И прошёл. И увидел. И познал. Ибо нет предела. А вот чему "нет предела" -- это уже каждый, сам. В соответствии с собственной Мечтой. С собственной в неё Верой. Как там в Евангелии, "если бы было веры в вас хотя бы с горчичное зерно..."

Вот такой пердимонокль Веры, Информации и денег закрутили Бог и Судьба с Афанасием Никитиным ещё в середине пятнадцатого века. И ведь поныне не меняется ничего: поманить "большим и длинным рублём" -- и вместо того, чтобы его честно, но трудно и нудно зарабатывать, сколькие кинутся протестовать против того, что "кто девочку ресторанит, тот её и танцует" (ведь девочка-то -- местная, своя!), в расчёте на долю от ставшего местным, а не федеральным, финансового пирога, как в Хабаровске?

А если вдруг "закон сменили" и "аварийным пирогом" теперь кошерно затыкать дыры не в местном, Норильском, а в федеральном бюджете? То есть "большой и длинный мульён" вдруг стал вполне себе виртуальным, ну как победа на турнире силачей внутри компьютерной игрушки или секс по телефону: он вроде есть, но его всё же нету? Ведь проблема-то -- она реальная, ни экологическая катастрофа в Норильске, ни проблемы власти в Хабаровске от этого не перестают быть реальными, не становятся виртуальными?

Всех, способных честно и трудно зарабатывать проблемы, конечно, касаются, но ни "длань карающая", ни "играет на трубе" пока не про них: они заняты своим делом. А вот среди тех, кто, как Афанасий Никитин, "так себе купчишка"...

"Супербюджетный круиз за богатством" уже не только начался, но и завершился уже после бури: товар разграблен, корабли разбиты, оставшееся подобрано чужаками как "что упало -- то пропало". Наступила полоса волосо-драния и небо-проклинания. То есть очень эмоциональной реакции на заранее предсказуемый, но такой лично-обидный факт "не свезло": денег нет, а без честного труда и не будет. Самое важное -- что же дальше?

Что же дальше? Найдётся ли среди "предсказуемых пострадальцев" вменяемый до такой степени, чтобы сделать выбор, чтобы, если уж деньги ему настолько важны, "пойти за деньгами", отказаться от "местечкового" -- пардон, сиречь, регионального -- мышления и перейти на "федеральные рельсы" оценок и ориентиров? Как расторговавшийся купец идёт к более удачливому и умному конкуренту в приказчики и ученики?

И самый главный для меня вопрос: найдётся ли среди них хотя бы один Афанасий Никитин, способный "пойти за мечтой", чтобы принести новый "товар на века", ту самую "информацию про технологию успеха", которая послужит если не ему, то его потомкам? И -- новую мечту о новом человеке?

Станислав Кочетков   24.07.2020 11:11     Заявить о нарушении
Станислав! Ну Вы и дали! Просто поражен глубиной мышления и сопоставления. Зачитался, даже не смог бы "подпрыгнуть" до Вашей планки.
По Хабаровской ситуации могу добавить только, что то восприятие мира, которое происходит в головах хабаровчан (и россиян) будет очень крепко сидеть в подкорке, как "информация про технологию успеха". Они (мы) ее очень быстро забудем,как это не удивительно. Но она нас будет постоянно сопровождать и в определенный момент очень громко выстрелит. Во всяком случае у меня такое видение. От различных московских событий не происходит этого эффекта - слишком много наносного, внешнего, спорного, накрученного. А чистая и обычная обида хабаровчан на несправедливость это действительно сильно. И уж точно в чей-то голове отзовется стократно.

Дмитрий Медведев 5   24.07.2020 18:46   Заявить о нарушении
Ничего особенного.

Мне ведь было проще: соединить своё собственное вИдение и Ваш "в унисон, но не совпадающий" взгляд -- это ведь уже диалог, это ведь всяко продуктивнее, чем быть первопроходцем, искать в одиночку...

Станислав Кочетков   27.07.2020 08:04   Заявить о нарушении
Извините.
понравилось как эмоциональный "выстрел" высказанное у Станислава.

Эхом выстрела отозвалось:
Интересная ситуация с таким человеком была - с человеком по имени Иакинф Бичурин.
Знакомый Пушкина, нечто из записей о Китае, Манчжурии Пушкину передал, может быть и некоторые сюжеты сказок Пушкин оттуда взял.

Но не об этом:
Чтоб не заработать, сидя на связи Россия-Китай совсем ничего - это надо уметь.
Специалистом хорошим быть в неумении.

А с другой стороны: в рассуждениях о Афанасии Никитине, о Бичурине упускаем интерес обратной стороны, интерес южной стороны, имея её в нашем видении как бы пассивной.

А она тоже что то, да предпринимает, что то, да делает. Имеет к этому ресурс гораздо более мощный, чем мы.
Делает посредством купцов.
Купцы оттуда - нами представляются в таком случае почему-то в экзотическом индийском тюрбане.
И никак не укладываются в нашей психологии в лиц в иудейской шапочке.

Может быть мы здесь что то не додумываем ?

Георгий Сотула   06.08.2020 07:49   Заявить о нарушении
И Вам спасибо!

Татьяна Герасимова 3   21.09.2018 12:03   Заявить о нарушении