Роман Охриппа - написанные рецензии

Рецензия на «Мера таланта» (профиль удален)

Приветствую Вас, Юрий!
ваш визави прошел тест на ненастоящую литературу.

Роман Охриппа   22.05.2017 00:09     Заявить о нарушении
да, видимо он очень талантлив, и такие элементарные основы:
http://www.proza.ru/rec.html?2015/01/13/2738
ему совсем ни к чему.

Роман Охриппа   22.05.2017 00:21   Заявить о нарушении
да ради всего святого.
однажды, склоняясь по прозе я набрел на один журнал:
http://www.proza.ru/rec.html?2013/10/25/1808
и вот что-то меня торкнуло, я стал внимательно за ним наблюдать.

Роман Охриппа   22.05.2017 00:32   Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/rec.html?2013/11/09/1762

этот чел на основе чужих идей и проектов хотел рубить бабло на прозе.
догадайтесь с трех раз.

Роман Охриппа   22.05.2017 00:42   Заявить о нарушении
о щепетильности на эту ссылку:
http://www.proza.ru/rec.html?2013/11/04/2272

Роман Охриппа   22.05.2017 00:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Немцов, ЦРУ, Ми-5, Ми-6 и прочие заинтересованные» (Джей Би Джей)

"Телеканал ТВЦ показал съемку с всепогодной камеры, которая обеспечивает круглосуточное наблюдение на Большом Москворецком мосту. На записи запечатлен момент убийства политика Бориса Немцова. На видеозаписи можно разобрать движения автомобилей и некоторые движения размытых силуэтов людей. Сам момент убийства оказался в «слепой зоне». В 23:30 мск предположительно Немцов и его спутница идут по мосту в сторону Болотной площади. Через минуту кузов снегоуборочной машины закрывает их от камеры. После этого человек выбегает из закрытой для видеокамеры зоны на проезжую часть и покидает место происшествия в белом автомобиле. Снегоуборчная машина остановливается в нескольких метрах от места происшествия, камера фиксирует лишь один силуэт – предположительно, спутницы Немцова. Она подходит к водителю снегоуборщика. После убийства по мосту по-прежнему проходят пешеходы, некоторые из них останавливаются. В 23:35 у места происшествия останавливает первый автомобиль, но через несколько секунд уезжает. Снегоуборщик также покидает место происшествия. В 23:42 прибывает полиция."

http://www.kp.ru/online/news/1988148/

Привет, Джей.

Конкретная провокация это убийство. Четверо детей у мужика осталось...

Роман Охриппа   01.03.2015 01:08     Заявить о нарушении
Привет!
смотрю ролик, спасибо за инфу.. могли бы поставить там камеру получше, вроде бы уже не проблема поставить в таких местах нормальную камеру.
.. а мне что-то казалось, что у него пятеро или шестеро детей от трех жен.

Джей Би Джей   01.03.2015 01:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Перестаньте склонять Макаревича!» (Нора Нордик)

к сожалению, да.

Макаревич хотел ударить громко в барабан Машины времени, а попал в свой лоб.
как и вот эти строки:

"Смотрю трансляцию Антимайдана. А методика-то - жёстко-проникновенная - напоминает мастер-классы по набору в "Гербалайф" и иже с ним. Те же завывания, отрепетированная речь, суровые акценты, завораживающий ритм скандируемых заклинаний, забивающий зов мозгов. Западные технологии, однако... Для потомков скифов.
Ещё и бубны с барабанами бьют. Шаманство какое-то, право слово."

Роман Охриппа   22.02.2015 21:12     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за мнение.

Нора Нордик   23.02.2015 01:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Писатель - издатель» (Тима Феев)

Здравствуйте, для пишущего человека это мозоль:)

вот маленькая зарисовка на эту тему:

http://www.proza.ru/2015/01/13/66

Роман Охриппа   22.02.2015 21:01     Заявить о нарушении
Почитаю. Вообще-то точно, больная тема...

Тима Феев   22.02.2015 21:18   Заявить о нарушении
Может, тема и больная, но главное, чтобы автор был здоров и творил. А там - видно будет. Вот данный сайт, по-моему - прекрасная возможность публиковаться и даже иногда отзывы получать.

Наталья Мезенцева Тайна   24.02.2015 19:52   Заявить о нарушении
Если честно, то что-то сомневаюсь, что на этом сайте кто-нибудь помимо авторов есть. Выходит, что мы тут сами для себя "существуем".

Тима Феев   24.02.2015 21:09   Заявить о нарушении
вы правы, так оно и есть - это сайт для малоизвестных авторов и каждый приходит сюда с определенной надеждой.
но потом остаются только отношения между авторами.
хотя на сайте существуют междусобойчики в виде неких конкурсов, например конкурс копирайта2, или вот этот:

http://www.proza.ru/avtor/vsenetak

но к сожалению страница литературной критики по некоторым причинам на консервации, а вот копирайтовцы привносят в этот хиреющий портал какой-никакой креативчик.

вот их страница:

http://www.proza.ru/avtor/konkursk2

Роман Охриппа   25.02.2015 12:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Звягинцев - подросток на костях Левиафана» (Владимир Рысинов)

Здравствуйте, Владимир.
Хочу признаться: я поступил как вор, ибо зная об авторском праве, я умышленно позволил себе посмотреть фильм Звягинцева до официального проката в России, есть ли оправдание этому проступку или подобным мне, пользующимися пиратскими просмотрами?
И мучает ли меня совесть в данной ситуации, я затрудняюсь ответить себе, наверно также затруднялись ответить себе все те, кто жил в СССР, когда миллионы трудящихся строителей коммунизма тащили с общественных (государственных) родных заводов, колхозов все в свой дом, порицали ли они себя, посыпали ли свою голову пеплом за свершенное – вряд ли, они пытались накормить свою семью в первую очередь, порицали ли их родные, что мать, отец, муж, жена, сын, дочь свершили противоправное действие, не совместимое с моральным обликом строителя коммунизма?
Вот они левиафаны прошлого и за двадцать три года государства российского они никуда не исчезли, и еще долго будут прятаться в наших душах, пока мы не научимся осознавать на подсознательном уровне, что всякое творимое дело рук, прежде всего творящего.
Вы тонко подметили, что по сути режиссер – подросток, только на мой взгляд: не на костях левиафана а на истории России, ибо с незапамятных времен этот зверь крепостит наши души, низвергая нас в страшные пороки – алчность, зависть, прелюбодеяние, предательство, ненависть, и нет страшнее греха, чем кровь ближнего..
Что сотворил Звягинцев – он выпустил своего левиафана, выдавил раба, обрел свободу.
И на мой взгляд ответ на сам фильм лежит в этих словах:
«Не в силе Бог, а в правде, не в хитрости, а в премудрости божьей, не в злобе и ненависти, а в дерзновении праведном.»
Правда это то самое, чего нам не хватает всем, ибо только правда позволяет нам заглянуть в самую глубину своей души и обрести ту священную истину, без которой нам невозможно быть.
Я не буду здесь обмусоливать сценарий, не буду касаться внешнеполитической ситуации, я не скажу о тех призах..
Но я скажу: мне стыдно за левиафана, который в моей душе и которого я еще не могу победить..

Роман Охриппа   27.01.2015 01:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Роман.

Кража ли - детская уверенность, уверенность семейная, что всё наше, одновременно и моё? Нет, это качество, которое спорит с несправедливостью, с казённостью. Это жизнь в коммуне.
А вот загрёб для себя ото всех, современные нувориши - вот они - порча морали, общества, кража из семьи. И сегодня правят они. Они и завязка сюжета в фильме. Те несуны советских времён ближе к царствия без-бесным нежели эти куршавельские чистюли, эти элитчики со всеми признаками и действиями быдл.

"алчность, зависть, прелюбодеяние, предательство, ненависть, и... кровь ближнего", эти качества воцаряются и ширятся с Запада, с его лицемерных ценностей, с его основ - колониализма, с грабежей "не их" мира, с регулярных войн и постоянной дойки человечества.
Россия таким не занимается.

Левиафана я понимаю, как непритёртое состояние общества, когда в обществе не укрепились ещё ответственность всех за каждого, когда ещё бурлят в нём неизжитые страсти власти, жадности, безчеловечности. Он - безсемейное состояние государства.
В фильме надежда на новое поколение, которое воссядет на костях этого духовного чудовища, которое победит в себе зверя.
В фильме опасность лишиться России, пусть пока ещё несовершенного государства, увязнув во внутренних дрязгах, упустив душевную связь с подрастающим поколением.

Роман, с уважением...

Владимир Рысинов   27.01.2015 05:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Левиафан Звягинцева. Впечатления» (Татьяна Осипцова)

Татьяна, здравствуйте.
оговорюсь сразу: фильм не смотрел, жду официального проката, вроде бы с пятого февраля, но слухов о нем уже наслышан - без комментариев.

позвольте задать вам несколько вопросов:
первый - что есть мораль для вас в конкретном осуждаемом фильме?
второй - этично ли пользоваться.. скажем мягко неофициальными источниками информации, чтобы потом публикнуть в сми статью-впечатление о нравственности и морали?
третий - на ваш взгляд: Звягинцев - враг народа при данном раскладе международной обстановки, может не церемониться с ему подобными: режиссерами, актерами и другими товарищами, которые нам вовсе не товарищи, а сразу к стенке всех?
после вашей рецензии, мне уж мочи нет как хочется посмотреть этот фильм:).

Роман Охриппа   22.01.2015 23:21     Заявить о нарушении
Мораль, в смысле вывод: справедливости в России не существует, ее не добиться и персонажи ее не заслуживают, а поскольку ни одного положительного персонажа не показано, навязывается мысль, что все русские такие, и поделом им.
Мы-то с вами здесь живем, и знаем, что не все, но зарубежные зрители, практически не знающие ни русской жизни, ни русского кино, увидят именно это. Ведь хорошего о России не говорят, особенно в последнее время: монстр, Левиафан. Вчера Евроньюс смотрела. В Донецке обстреляна троллейбусная остановка, погибло не менее девяти человек, ведется следствие. (Кем ведется? И - заявление Яценюка западным СМИ: виноваты русские)
Я никого не призываю расстреливать или наказывать. Но коли снимаешь фильм и на народные деньги в том числе, так хоть не гадь в душу этому народу.
И уж точно, киночиновники должны соображать, что (в том числе ориентируясь и на конкретный политический момент) посылать на международные фестивали.
Смотрите. Судя по вашей реплике, останетесь довольны.

Татьяна Осипцова   23.01.2015 07:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Памяти Флорида Булякова. Божий дар» (Светлана Демченко)

Светлая память Флориду..

Светлана, Вам спасибо за публикацию.

Роман Охриппа   22.01.2015 22:43     Заявить о нарушении
Рецензия на «Осторожно, издательство!» (Василий Капров)

спасибо за приглашение, вот наткнулся в сети на это.
по-моему в тему о литературе в год литературы:

"Основы написания рассказа
Рассказ — это малая форма эпической прозы, которую по развернутости формы повествования можно сопоставить с повестью, однако рассказ отличается меньшим объемом. Согласно другому определению, рассказ — небольшое реалистическое повествование, объемом менее 10 тысяч слов, которое включает в себя элементы драмы. В рассказе все внимание обращено на одного героя, который оказывается в определенный момент в конкретной ситуации. Впрочем, это условие может и не соблюдаться, однако в любом случае для этой малой формы эпической прозы характерно единство на протяжении всего повествования. В рассказе один персонаж или группа персонажей полностью вовлекаются в предлагаемую ситуацию не только физически, но и морально.

Главные правила хорошего рассказа

1. Увлекательная завязка. Она укладывается в рассказе в один–два абзаца. И главная ее цель: удержать читателя, направить его дальше, значит, важно придумать эту «зацепку» для его внимания.

2. Четкая сюжетная линия. Прежде чем приступить к написанию рассказа определите его главную цель. Продумайте сюжет, проработайте его в своем сознании. С самого начала необходимо очень ясно представлять, зачем вы пишете рассказ. Иначе он просто «развалится» на ваших глазах.

3. Неожиданная интересная концовка. Читателя надо чем–то удивить. После прочтения рассказа у читателей некоторое время сохраняется впечатление. Надо, чтобы оно его не разочаровало.

Задайте себе вопросы: что? где? когда? как? зачем? куда? почему? (можете дополнить список вопросов по своему усмотрению). Так вам будет намного проще самому понять мотивы своих героев.

Композиция

Композиция (построение, структура) рассказа – это расположение отобранного материала в таком порядке, которым достигается эффект большего воздействия на читателя, чем было бы возможно при простом сообщении фактов. Перемены в последовательности и соседстве эпизодов обусловливают разное ассоциативное, эмоциональное смысловое восприятие материала в целом. Удачная композиция позволяет добиться максимума смысловой и эмоциональной нагрузки при минимуме объема.

Виды композиций:

1. Прямоточная композиция. Наиболее простой и традиционный способ передачи материала: какая–то несложная история с минимальным количеством значимых действующих лиц рассказывается в последовательности событий, связанных единой причинно–следственной цепью. Для такой композиции свойственна неторопливость и подробность изложения: такой–то сделал то–то, а потом было так–то. Это позволяет обстоятельно углубиться в психологию героя, дает читателю возможность отождествить себя с героем, влезть в его шкуру, сочувствовать и сопереживать. Внешняя простота, как бы бесхитростность и безыскусность такого построения вызывают дополнительное доверие читателя, единая нить повествования позволяет не рассеивать внимание и целиком сосредоточиться на изображаемом.

2. Окольцовка. Обычно отличается от композиции предыдущего типа только одним: авторским обрамлением в начале и в конце. Это как бы рассказ в рассказе, где автор представляет читателю героя, выступающего в дальнейшем рассказчиком. Таким образом, создается двойной авторский взгляд на рассказ: поскольку сначала охарактеризовывается рассказчик, то затем в собственно рассказе может «браться поправка на рассказчика» – образы автора и рассказчика намеренно расподобляются. Автор, как правило, мудрее и информированнее рассказчика, он выступает судьей и комментатором собственной истории.

3. Точечная (новеллистическая) композиция. Отличается тем, что какое–то количество мелких подробностей и обстоятельств веером привязано к одному событию незначительного масштаба. Соблюдается триединство времени, места и действия. Характерна для бытовой прозы. Автор как бы наводит увеличительное стекло на одну точку и пристально разглядывает ее и ближайшее окружающее пространство. В «точечной» новелле нет ни развития характеров, ни изменения ситуации: это картинка из жизни.

4. Плетеная композиция. Действие в ней есть, есть и последовательность событий, но русло повествования размывается в сеть ручейков, авторская мысль то и дело возвращается к прошлому времени и забегает в будущее, перемещается в пространстве от одного героя к другому. Этим достигается пространственно–временная масштабность, вскрывается взаимосвязь различных явлений и их взаимовлияние.

5. Остросюжетная композиция. Суть ее в том, что наиболее значительное событие ставится в самый конец повествования, и от того, произойдет оно или нет, зависит жизнь или смерть героя. Как вариант — противоборство двух героев, которое разрешается в самом конце. Короче — кульминация является развязкой.

6. Детективная композиция. Отнюдь не адекватна предыдущей. Здесь центральное событие — крупное преступление, необычайное происшествие, убийство — выносится за скобки, а все дальнейшее повествование — как бы обратный путь к тому, что уже произошло раньше. Перед автором детектива всегда стоят две задачи: во–первых, придумать преступление, во–вторых, придумать, как его раскрыть. Все шаги и события изначально предопределены преступлением, словно ниточки тянутся из каждого отрезка пути к единой организующей точке. Построение детектива — как бы зеркально: действие его заключается в том, что герои моделируют и воссоздают уже бывшее действие.

7. Двухвостая композиция. Самый эффектный, пожалуй, прием в построении прозы. В литературе первой половины XIX века встречался в таком виде: какое–то описываемое событие оказывается сном, и затем произведение оканчивается совсем иным образом, чем, полагал было читатель, уже кончилось.

8. Инверсионная композиция. Эффект ее, так же, как и предыдущей, основан на контрасте. Какое–то событие изымается из естественной хронологической цепи и помещается рядом с противоположным ему по тональности; как правило, эпизод из будущего героев переносится в настоящее, и соседство полной надежд и веселья молодости — и уставшей, многого не добившейся старости рождает щемящее ощущение быстротечности жизни, тщеты надежд, бренности бытия.

9. Шарнирная композиция. Интереснейший гибрид с использованием элементов детектива, ложного хода и инверсии. В узловом пункте развития действия самое принципиально важное событие изымается автором, и сообщается под самый конец. Совершенно неожиданная концовка придает всему рассказу смысл иной, нежели читатель видел до этого: поступки героев приобретают иную мотивировку, иными оказываются их цель и результат. Автор до последних строк как бы дурачит читателя, убеждающегося, что главного–то в рассказе он не знал. Такую композицию можно было бы назвать обратной: концовка рассказа обратна тому, что ожидает читатель.

10. Контрапункт. Аналогично музыкальному термину — параллельное развитие двух или более линий.

а) две–три не связанные между собою сюжетно линии совмещаются по пространственно–временному принципу — и то, и другое, и третье происходит здесь и сейчас: в результате такого монтажа возникает совершенно новая ассоциативная, эмоциональная, смысловая окраска;

б) линия из прошлого, история из прежней жизни перемежается с лицевым планом, объясняя поведение героя в настоящий момент, раскрывая его внутренний мир, — прошлое как бы живет в настоящем.

11. Револьверная композиция. Здесь событие показывается с разных точек зрения глазами нескольких героев, подобно тому, как деталь, доводимая до нужной формы, поочередно обрабатывается несколькими резцами, подаваемыми вращающейся обоймой. Это позволяет и диалектически рассмотреть происходящее, и показать героев как со стороны, так и изнутри, их собственными глазами.

Завязка или зачин

Существуют разные формы зачина:

1. Повествовательная. Самая привычная и традиционная.

2. Диалог. Очень удобное и выгодное начало. Во–первых, сказать можно все, что угодно: о герое и о пейзаже, о действии и о вечных истинах. В–третьих, диалог можно продлить, а можно в любой момент оборвать и перейти к повествованию. В–четвертых, на первую реплику может следовать как прямой логичный ответ, так и самый неожиданный, непоследовательный, что оживляет вхождение в рассказ.

3. Монолог. Сохраняет многие преимущества диалога. Может быть прямым и внутренним, предполагать наличие слушателя или нет. Тоже позволяет оживить любые фразы разнообразнейшими разговорными выражениями и интонациями.

4. Письмо. Близко к монологу, причем имеет то преимущество, что в нем можно сочетать разговорную речь с особенностями эпистолярного стиля. Письмо как зачин может быть рассказом в рассказе, резко повышая емкость и содержательность текста.

5. Документ, причем самый разнообразный: выписка из архива, заявление на квартиру, приговор суда и т. д.

Основная часть..

Роман Охриппа   13.01.2015 21:49     Заявить о нарушении
Способы написания основной части:

1. Последовательное развитие. Не требует комментариев: логично и естественно, в согласии с причинно–следственной связью, действие разворачивается.

2. Хронологическая последовательность. Этим широко пользуются авторы детективов, строя ложные боковые ходы. Это удобно для создания полифонии рассказа: не связанные между собой, но совпадающие по времени действия дают панорамность изображаемого.

3. Временной возврат. Автор дает предысторию того, с чем познакомил читателя в начале. Часто начало является результатом каких–то действий: сначала нас впечатляют результатом, заинтриговывают, потом дают события, бывшие до того. Нередко это принимает форму воспоминания, и тогда окрашивается естественной ностальгией.

4. Временной прыжок. Иногда зачин отделен от основного действия годами, иногда и веками: речь может пойти о выросшем уже человеке, родившемся в результате случайной встречи его родителей в командировке, или о погребении фараона, к примеру, и экспедиции в пирамиду.

5. Ассоциация. Так сломанный цветок репейника напомнил Толстому Хаджи–Мурата. Здесь продолжение следует не в зависимости от реалий самих по себе, но в соответствии с настроением, звучанием, внутренней тональностью зачина, приобретающего, пожалуй, символическое значение.

6. Контраст. Может существовать между зачином и продолжением в массе аспектов: лексическом, эмоциональном, интонационном, информативном, пространственном и т. д. — то есть на любом стилистическом или фактологическом уровне. На ветке щебечет птичка — и на той же ветке вешают человека: лишь один из простейших примеров. Контраст вызывает своего рода шок у читателя: сочетание двух несочетаемых элементов вызывает психологический дискомфорт, сравнительно сильную эмоцию — смех или печаль, иногда граничащие друг с другом: тот самый «смех сквозь слезы»: сочетание двух несочетаемых элементов дает совершенно иной результат, чем они дали бы порознь. Изображая контраст, автор стоит как бы на пограничье между двумя его сторонами, и картина получается двойственная, диалектичная.

Стиль

Содержание определяет форму. Мысль определяет фразу. Овладение мыслью — первый этап овладения стилем. Мировоззрение писателя, его настроение, его опыт, образование, эстетические взгляды, темперамент, симпатии и антипатии, его ценностная ориентация и уровень притязаний – неизбежно определяют выбор темы, идеи, материала, и в конечном итоге — выбор слова.

Обычно принято подразделять стили на:
• деловой /официальный/;
• газетный /публицистический/;
• научный;
• торжественный;
• разговорный /повседневный/;
• просторечный;
• жаргон;
• фамильярный;
• эпистолярный;
• юмористический /шутливый/;
• сатирический/насмешливо–издевательский/.
Возможны и более мелкие обособления: фельетонный или очерковый стиль, стиль рапорта или жалобы, диалекты те или иные, жаргон уголовный, молодежный, профессиональный и т. д.

Выделяются художественные стили:
• орнаментальный – усложненный, метафорически насыщенный;
• иронический;
• ноль–стиль – бесстрастное, внешне сухое описание;
• лапидарный – краткий, даже рубленый;
• экспрессивный;
• сентиментальный;
• романтичный – как и предыдущий, определяется соответствующей лексикой;
• сказ – яркий, «ударный», уподобленный разговорной речи;
• описательный – спокойный, подробный.
Все эти определения, разумеется, условны и не исчерпывающи. В рассказе могут сочетаться два или более разных стилей, что дает практически бесконечное количество вариантов. Единого «стиля рассказа», разумеется, не существует.

Как написать детский рассказ

Чтобы написать детский рассказ, нужно обладать особым творческим потенциалом, способностью смотреть на мир глазами ребенка и безграничным полетом фантазии. Дети – самые правдивая аудитория. Забудьте, что вы взрослый. Представьте себя ребенком, постарайтесь думать понятиями детей. Вспомните, как сами были ребенком, вернитесь в детство. Зарядитесь той искренностью и непосредственностью.

Для хорошего детского рассказа вам нужна интересная история. Это может быть какая–то реальная ситуация или выдуманный случай. Главное, чтобы история была захватывающая, с приключениями и интересными персонажами. Может быть вам сначала проще будет придумать главных героев, а уже под них выстроится сюжет. Характеры персонажей должны быть яркими, с четко выраженными положительными и отрицательными чертами. Для ребенка очень важно понимать кто плохой, а кто хороший.

Написать детский рассказ можно с помощью красочных сцен. Используйте простые, понятные детям слова, ориентируйтесь на тот возраст, для которого пишите. Описывайте обстановку, героев, пишите так, чтобы при чтении вашего рассказа у ребенка четко представлялась картинка описываемого.

Обязательно используйте шутки. Украсьте свой рассказ описанием различных забавных ситуаций, в которые попадает главный герой. Только не забывайте, что пишите детский рассказ, поэтому юмор должен быть добрым и понятным для маленького читателя. Малышам еще достаточно сложно удерживать внимание на чем–то одном, поэтому рассказы для них должны быть короткими и с простыми сюжетами. Для детей постарше можете создавать более замысловатый сюжет.

Никогда не используйте в детских рассказах жаргонизмы и нелитературную лексику. Помните, что вы прививаете вкус к чтению и любовь к родному языку. Пишите грамотно, используйте красивые, выразительные слова. Детям важен не только интересный сюжет, но и то, какими словами он описан.

Как создать и описать героя

Создание литературного героя

Возьмем известнейших: Мюнхгаузен, Робин Гуд, Дон–Кихот, Гулливер, Буратино. В чем их особенности?

1. Каждый занимает свою нишу, несет одну главную черту: путешественник, благородный разбойник — защитник бедняков, враль, гигант среди лилипутов и т. д.

2. Они действуют против превосходящих сил с успехом или гибнут с честью (Мюнхгаузен — против здравого смысла, Робинзон — против природы).

3. Они сами принимают решения и несут ответственность за свои поступки; для них нет ничьего приказа или служебного долга, но лишь совесть, честь, собственное желание и долг, который взят на себя добровольно.

4. Они отнюдь не ходячее скопище добродетелей: Одиссей всегда умеет выйти сухим из воды, не гнушаясь пожертвовать соратником, д'Артаньян скрытен, расчетлив и легкомыслен в любви.

5. Они совершают значительные поступки, подвиги того или иного рода с риском для жизни и без всяких гарантий — правовых, социальных и т. п.

Герой как воплощение каких–то человеческих качеств отрывается от литературного текста и начинает жить собственной жизнью, в чем–то иной, чем был задуман автором — в согласии с потребностью в нем людей. Примечательно, что литературная первооснова может быть художественно несовершенной или просто слабой: золотое зерно дает росток.

Описание героя

1. Основное имя.
2. Варианты имени в тексте от автора.
3. Как героя называют другие: родные, близкие, друзья, знакомые, неприятели, иностранцы.
4. Прозвище героя.
5. Уменьшительно–ласкательные варианты.
6. Варианты не–именного обозначения (подросток, здоровячок, крепыш), по профессии.
7. Некоторые особенности произношения: акцент, дефект речи.
8. Постоянно употребляемые слова, словосочетания («Сорок человек на сундук мертвеца»).
9. Тип характера.
10. Родственные связи героя с другими персонажами.
11. Рост. Общая конституция, цвет кожи. Особенности строения тела (одноногий пират).
12. Пол, на кого, что похож издали.
13. Цвет волос, стрижка, прическа.
14. Глаза: цвет, разрез, отсутствие глаза (повязка или стеклянный), косоглазие, очки.
15. Строение носа, размер рта, зубы. Курит ли, если да — то что, как держит трубку.
16. Усы, борода, шрамы на лице и шее, особенности (заостренные уши), родинки.
17. Особенности рук (нет пальца, мозолистые, руки пианиста), описание ногтей.
18. Типичные движения (размахивание руками при разговоре, подергивание плечами).
19. Одежда, головной убор, обувь.
20. Постоянно носимые предметы (меч, калькулятор), украшения.
21. Если профессия, род занятий героя отложили отпечаток на внешность — то полезно отметить.

Роман Охриппа   13.01.2015 21:52   Заявить о нарушении
Детали описания

Под деталью обычно понимают подробность предметного уровня: какую–то конкретную вещественную мелочь или какое–то конкретное свойство, особенность предмета.

Первый аспект детали — это обращение к органам чувств:

1. Цвет. Небо может быть синим, голубым, лазурным, серым, черным; рассвет — алым или золотым, тени – серыми, черными, сиреневыми, синими, бурыми.

2. 3апах. Если цвет обычно «какой–то», то запах обычно — «чего–то»: хвои, мыла, бензина, краски, роз, земли и т. д. Запах в прозе — это визитная карточка предмета, характерно дополняющего обстановку, но если простое называние или перечисление обращается прежде всего к зрительному воображению, то упоминание о запахе задействует еще одно чувство.

3. Вкус. В прозе мало что пробуется на язык. Зато к запахам вкусовые ощущения применяются постоянно: запах может быть горький, соленый, терпкий, кислый, сладкий, сытный и т. д.

4. Звук. Звук может даваться простым называнием предмета, его производящего: звук копыт, горна, поезда, скрипки, бритвы. Может конкретизироваться: стук копыт, пение горна, грохот поезда. Из множества звуков, опять же, выбираются самые характерные, нужные.

5. Осязание. Подобно тому, как вкус обычно задействуется обонятельным рядом, осязание чаще задействуется рядом зрительным: «гладкая дорога», «шершавая вода», «холодный взгляд». Хотя и звук (голос, например) может быть «теплым, мягким» и т. д. А «теплый воздух», «мягкое кресло», «жесткая рука» апеллируют непосредственно к осязанию.

Второй аспект детали — описание:

1. Портрет: рост, фигура, обязательно глаза, волосы, зубы, голос; указывалось, мелкие или крупные черты лица, улыбка, во что одет. Труднее, но и интереснее дать портрет одной–двумя деталями так, чтобы создался образ. Минский (Пушкин, «Станционный смотритель») — молодой стройный гусар с черными усиками.

2. Пейзаж. В рассказе, где всегда хороша краткость, кратко должно быть и описание пейзажа — прежде всего пространственное и цветовое изображение. «В роще за дорогой кричала сойка» — это уже пейзаж: «роща», коли никак не уточняется, воспринимается зеленой, а зеленой роще соответствует в воображении проселочная дорога, буро–песчаная — или серая асфальтовая. То, что роща за дорогой, создает глубину картины, а крик сойки придает картине больше реальности; и даже если читатель не представляет себе, как выглядит пресловутая сойка и на что похож ее крик, это все равно достовернее абстрактного «щебетания птицы»: конкретность всегда вызывает доверие. То есть: для создания пейзажа достаточно двух–четырех деталей, дающих точки привязки читателю, который ассоциативно домыслит остальное.

3. Интерьер. Несколько характерных деталей. Маты под турником, гулкое эхо – спортивный зал. Меньшая или большая конкретизация подобных деталей зависит от общего стилистического ключа произведения.

4. Жест. Передача позы человека, мимики, движения – одна из труднейших задач в прозе. Представим, что стоящий человек облокотился о барьер, высота которого ему по грудь, таким образом, что предплечье его расположено вертикально, а сжатый кулак находится на уровне подбородка, каковой подбородок и подпирает. Как это сказать кратко и вразумительно? «Облокотился о барьер, уперев кулак в подбородок», «Облокотился» примерно определяет высоту барьера, «упер кулак в подбородок» говорит о том, что рука поднята к подбородку, а не наоборот, подбородок опущен на кулак; низкий барьер заставил бы клониться к нему, но об этом не сказано – стало быть этого нет. «Взмахнул рукой» подразумевает: поднял вверх руку и быстро опустил – прямую или согнутую? вперед или в сторону? или описал рукой круговое движение? Из всех возможных отбирается краткое и простое «взмахнул», а уж дальше – кто как представит. Или: в знак сомнения человек делает движение головой так, что голова чуть склоняется в сторону, при этом подбородок слегка задирается, а с противоположной наклону стороны скула оказывается выпяченной вперед; через секунду возвращается в исходное положение. Это – подробное описание жеста.

Как писать диалоги

В диалогах особенно важно соблюдать принцип «Краткость — сестра таланта». Помните, что несколько лишних слов могут сделать разговор героев вялым или смехотворно вычурным.

Диалог должен быть абсолютно необходим, т.е. без него невозможно развитие сюжета или раскрытие личности того или иного героя.

Каждый из героев должен разговаривать на своем собственном языке. Его надо наделить любимыми словечками, заранее продумать, как он будет строить фразы, каков у него лексический запас, какой уровень грамотности и т.п. То же самое касается излюбленных жестов и поз. Этот прием позволит не только проговорить нужную по сюжету информацию, но и создать достоверный образ. При этом следует помнить, что герои не могут вести себя со всеми одинаково и разговаривать в одной манере и с королевой, и с портовым грузчиком.

Читатель должен ясно представлять себе, где и в какое время суток находятся герои. Вокруг них надо создать живой мир — с запахами, звуками, обстановкой, погодой, освещением и т.п. Но излишне увлекаться описаниями тоже не стоит. Используйте «ключи»: есть ряд образов, упоминание которых тут же настраивает читателя на определенный лад. Например, раскат грома – это тревога и знак перемен; пение птиц – безмятежность; свечи – уют, интимная обстановка (в некоторых случаях — одиночество) и т.п.

Для более четкой визуализации действия показывайте читателю, что герой не только говорит, но и жестикулирует, передвигается, гримасничает и т.п. Если герой испытывает сильные эмоции, не рассказывайте, а показывайте это.

Тщательно следите за тем, чтобы речь героев соответствовала месту, времени, настроению и индивидуальным особенностям героев. Если у человека головная боль, он вряд ли сможет шутить с девушками; если лесорубу упала на ногу кувалда, он не воскликнет: «Ай, как больно!»

Длина предложений в диалогах должна соотносится со скоростью развития событий. В кризисных ситуациях человек говорит кратко; дома у камина может позволить себе цветистые обороты и поэтические сравнения.

Типичные ошибки

Затянутость

Непрерывный диалог не должен быть слишком длинным, иначе это замедляет динамику произведения. Разговор героев подразумевает реальное течение времени, тогда как в целом сюжет развивается намного быстрее. Если продолжительный диалог все же необходим, то его следует разбавлять — например, описанием действий, эмоций героя и т.п. Еще один способ скрасить длинный диалог — пересказать его отдельные части. В одном абзаце уместить то, что прямой речью было бы отображено на целой странице.

Бессодержательность

Чем продолжительнее диалог, тем на большее внимание он претендует. Поэтому крайне важно не засорять его фразами, не несущими полезной информации. Исключения из этого правила, разумеется, могут быть, но все же следует помнить, что пустой диалог — это скучно, а скучное читатель пропускает.

Неестественность

Диалог должен звучать естественно. Не стоит употреблять в разговоре героев сложносочиненные предложения на пять строк или выражения, которые не используются в разговорной речи. Исключения из этого правила: когда по авторской задумке герой должен выражаться по–книжному. Чтобы проверить диалог на естественность звучания, читайте его вслух. Вычурные слова будут резать ухо.

Несоответствие диалога ситуации или характеру героев

В романах новичков сплошь и рядом встречаются сцены, когда злодеи в пылу битвы беседуют с героями о добре и зле: длинными предложениями с деепричастными оборотами. Казалось бы это элементарно: бегун сразу после марафона не может давать пространные интервью, пожарник в пылающем здании не может просить: «Василий Иванович, подайте мне, пожалуйста, брандспойт!».

Перебор с атрибуцией

По возможности убирайте авторские комментарии в диалогах: «сказал он», «произнесла она» и т.п., а также лишние наречия и прочие «уточнения».

«Говорящие» глаголы и ярлыки

По возможности старайтесь не снабжать реплики героев излишне «говорящими» атрибутивными глаголами. Эмоции должны передаваться самой сутью сцены, а не приклеенными ярлыками. Характеризовать персонажа должны его слова и поступки.

Длинный диалог из коротких предложений
— Ты куда?
— В деревню.
— А что там?
— Ничего.
— А зачем?
— Надоело.
— Почему?
— Ты не поймешь.

Подобный диалог выключает образное мышление. Читатель начинает видеть не мысленную картинку, а буквы. Если односложное перекидывание словами абсолютно необходимо по сюжету, то его надо разбавлять описаниями.

Акцент и искажение речи

С передачей акцента и искажениями речи надо быть очень аккуратным. Если у читателя хоть на миг возникнет затруднение в прочтении фраз типа «’eволюция — это п’ек’асно», то от буквальной передачи акцента следует воздержаться. Достаточно упомянуть, что герой картавит.

Неудачное переименование фокального персонажа

Если вы уже упомянули, как зовут вашего героя, и что именно он является главным персонажем, не обозначайте его словами, указывающими на пол, возраст, профессию, социальный класс, должность и внешний вид. Например: «мальчик», «бухгалтер», «графиня», «нищий», «неряха». Читатель глядит на созданный вами мир глазами главного персонажа, соответственно, он никак не может «называть себя» стариком или охотником. Это определения для других людей, для тех, с кем общается главный персонаж.

Употребление имени в диалоге

Во время разговора мы практически никогда не называем людей по имени. Поэтому данный диалог звучит фальшиво."

Роман Охриппа   13.01.2015 21:52   Заявить о нарушении
вот как-то так:)

успехов Вам!

Роман Охриппа   13.01.2015 21:53   Заявить о нарушении
Роман, самая сердечная благодарность за то, что поделились таким серьезным и полезным материалом.
С пожеланием Вам успехов, В.К.
PS. Жаль только, что не покусали прочитанный Вами мой рассказ. Но ведь еще не вечер, правда?

Василий Капров   14.01.2015 15:09   Заявить о нарушении