Жизнь до рождения

Влад Лившиц
                Фрактальная монотипия Леа Лившиц

   Наука приоткрыла завесу тайну жизни ребенка до его рождения. Оказалось, что многое в поведении и состоянии здоровья взрослого человека зависит от того, как протекали беременность и роды. Возникла и дородовая (пренатальная) психология.
Инициатором создания пренатальной психологии является доктор Густав Ханс Грабер (Gustav Hans Graber), который 1971 году сформировал в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии. В 1986 году в Бадгайстене (Австрия) прошел первый Международный конгресс под девизом содействия пренатальной психологии. Там же было провозглашено о создании Международной Ассоциации пренатальной психологии. В России первая Ассоциация пренатальной психологии зарегистрирована в Иванове в 1994 году. При Российском психологическом обществе имеется специальная секция. С 2004 года издается журнал.
"К мудрецу пришли мама и папа, у которых родился малыш и которому исполнилось всего пять дней от роду. Родители новорожденного задали мудрецу вопрос: "Скажи, пожалуйста, когда нам начать воспитывать своего ребенка?" На что мудрец ответил: вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней" Притча
Догадки женщин о том, что ребенок еще до рождения что-то понимает и откликается на их чувства и мысли, получили научное подтверждение. Это стало возможным благодаря достижениям науки и техники, позволившим заглянуть в полость матки. До недавнего времени ребенок в матке был закрыт от взора человека, и люди полагали, что он глух и нем, ничего не видит и ничего не чувствует. Считалось также, что развитие плода идет от простого к сложному, от единичной клетки к сложному организму. При этом органы и системы растут и развиваются, чтобы сразу после рождения начать функционировать. Оказалось, что формирующаяся структура немедленно проявляет свою функцию. Все системы (кровообращение, дыхание, пищеварение, мочевыделение и др.) по мере формирования и созревания начинают функционировать. То же относится и к органам чувств. Кожная чувствительность обнаруживается уже с 7 недель после зачатия, вестибулярный аппарат – с 12, вкусовые сосочки – с 14, органы зрения и слуха – с 16-18 недель. Это означает, что задолго до рождения ребенка его органы чувств уже способны воспринимать информацию из окружающего мира.
Наиболее важен вопрос о функции мозга не родившегося ребенка. Исследования ученых показали, что структура мозга младенца с 24-28 недель от зачатия соответствует его структуре у доношенного ребенка и взрослого человека. С момента своего формирования мозг участвует в регуляции функций все органов и систем не родившегося ребенка. Органы чувств, тесно связанные с мозгом, мо мере формирования, начинают функционировать и воспринимать раздражители. Так, например, исследования показали, что музыка, воздействуя на слух плода, вызывает изменение его сердцебиения. Были изучены пути психического взаимодействия матери и ее плода. Наиболее ярким по своим проявлениям является поведенческий путь. Ребенок чутко улавливает поведение своей мамы и своими движениями дает ей знать – легкими касаниями или «пинком», приятно ли ему такое поведение. Установлено, что ребенок чутко реагирует и на мысли матери, на изменение ее эмоций. Он также откликается на это толчками. Беременные женщины часто сообщают о своих наблюдениях: «Когда я нервничаю, ребенок начинает меня пинать или сильно двигаться». У не родившегося ребенка уже имеется сознание, которое отчетливо фиксируется исследователями, начиная с ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ. Получается, что ближе к истине те народы (Китай и Япония), которые исчисляют жизнь ребенка не с момента его рождения, а с момента его зачатия.

Двойняшки общаются друг с другом с 11-й недели беременности. Уже с 14 недели плод способен на социальные тактильные контакты. Социальность человека проявляется уже во втором триместре беременности.
Аника Н. Социальность пренатального периода.//ХиЖ. 2011. № 10


Многочисленные исследования установлено, что информация не родившимся ребенком фиксируется в его памяти. Эта информация в сочетании с генетической, обусловливает психологические и поведенческие особенности взрослого человека.
Основателем теоретической базы перинатальной психологии считается Станислав Гроф (Stanislav Grof), американец чешского происхождения. Он вывел теорию перинатальных матриц. По его представлениям у человека перинатальные события фиксируются в виде четырех основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. Они называются перинатальными базовыми матрицами. МАТРИЦА НАИВНОСТИ. Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его возможности, способность к адаптации. (У желанных детей базовый психический потенциал выше). МАТРИЦА ЖЕРТВЫ. Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Ребенок частично регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери. Родостимуляция формирует патологическую матрицу жертвы. МАТРИЦА БОРЬБЫ. Характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной, или выжидательной позиции ничего не зависит. МАТРИЦА СВОБОДЫ. Начинается с момента рождения и завершается в период семи дней после рождения, либо в первый месяц, или в течение всей жизни. (Если ребенок был разлучен с матерью после рождения, то свободу и независимость он может расценивать как обузу).
Вот некоторые примеры воздействия некоторых событий, которые приводят к формированию негативных матриц.
НЕЖЕЛАННЫЕ ДЕТИ. У нежеланных детей обнаруживается целый ряд психологических особенностей. Они конфликтны, стремятся выделиться, обратить на себя внимание, что является способом их самоутверждения, они склонны к асоциальным поступкам (хулиганское поведение, вхождение в преступные компании). Нежеланные дети, прошедшие в лоне матери первую школу ненависти и отвержения, сохраняют это чувство и проявляют его с различной частотой и эффектом. От этого буде страдать они сами, семья и общество в целом.
ПРИЕМНЫЕ ДЕТИ. На бессознательном уровне они улавливают, что воспитывающая их мама не является их биологической мамой. Они испытывают противоречие между негативными чувствами, испытанными ими до рождения в лоне биологической матери, и любовью, которой их окружают приемные родители. Это приводит часто к тому, что приемные дети становятся трудно управляемыми и неуживчивыми в семье. Треть же приемных детей демонстрирует любвеобильность до приторности. Приемные родители часто испытывают горькое разочарование в связи таким негативным поведением детей и невозможностью его устранить традиционными средствами семейного воспитания.
ИЗМЕНЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ. Если у родителей, во время беременности матери, было сильное желание иметь ребенка определенного пола. Если оказалось, что пол ребенка не совпал с их желание, то в последующей жизни обнаруживается поведение у ребенка, более характерное для человека противоположного пола.
СТРАХИ И ФОБИИ. Многие люди всю жизнь испытывают различные страхи, но природа их возникновения остается неясной. Перинатальная психология внесла некоторую ясность и в эту проблему. Например, боязнь змей удается объяснить тем, что они родились с обвитием пуповины вокруг шеи.
КЕСАРЕВО СЕЧЕНИЕ. Исследование показали, что эта распространенная медицинская операция впоследствии оказывает глубокие изменения в поведении человека. Например, если в большом зале кричат «бомба», то часть людей бежит к выходу обезумев от стресса, часть спокойно ориентируется в обстановке всеобщего хаоса и еще одна часть людей садится на пол, или просто не могут сдвинуться с места. Так вот последние, как раз процентов на 80 – «кесареныши». Почему? Потому что у них сформировался в подсознании стереотип поведения в стрессовой ситуации – им нужна помощь извне. Те же, кто бежит сломя голову, расталкивая бабушек и дедушек локтями, перенесли трудные длительные роды при рождении.
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ. Для многих стран это уже серьезная проблема. В английском медицинском журнале недавно опубликованы интересные результаты. Изучение более 21 тысячи новорожденных показало, что преждевременные роды и маленький вес достоверно связаны возникновением синдрома гиперактивности у ребенка. Если ребенок рождается между 34 и 36 неделями беременности, то вероятность синдрома гиперактивности увеличивается на 70 %. При беременности же менее 34 недель, вероятности гиперактивности возрастает уже в три раза.
В целом можно отметить, что детям с дородовыми и родовыми травмами сложнее учиться, испытывают трудности работы в коллективе, много сложнее справляться с жизненными ситуациями и комфортно чувствовать себя в обществе.
Для избавления людей от негативных последствий психотравм разработаны определенные методы. ПЕРВЫМ ШАГОМ могло быть формирование общественного мнения на основе научных достижений, согласно которому общество в целом и каждый его член в отдельности ответственны за жизнь и здоровье (психическое и физическое) каждого зачатого человека. Необходимо вспомнить и возродить многие народные обычаи, которые были направлены на создание зоны комфорта вокруг беременной, на максимальное устранение психотравм. Можно предположить, что при повышении статуса беременной женщины меньше будет и абортов.
ВТОРОЙ ШАГ состоит в том, чтобы сформировать новую философию и технологию родовспоможения, чтобы также уменьшить уровень стресса матери и объем негативной информации, наносящей травму ребенку, груз которой человек потом несет всю последующую жизнь. Вот, например, проблема страха к родам, который испытывают многие женщины. Корни этой фобии простираются в далекое прошлое человечества.
В Ветхом Завете Библии есть одно примечательное место. В Книге Бытие сказано: "Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; …"(гл. 3, стих 16). Так Господь наказал Еву за плотский грех, который искупается страданиями. Этот отрывок известен как "Проклятие Евы". Современные ученые-библиографы тщательно исследовали еврейские и греческие манускрипты, с которых была переведена большая часть Библии, и пришли к заключению, что слова касающиеся родов означают не «боль», а «труд». Согласно более точному переводу слова Господа будут звучать: «Умножая, умножу усилия твои в беременности твоей, в ТРУДАХ будешь ты рожать детей». До третьего столетия нашей эры понятия, что роды – непременно боль, не существовало. В древней культуре и медицине принимали, как непреложную истину, что роды должны проходить без боли. Европейская культура и медицина столетиями передает из поколения к поколению ложное представление, что «новое рождается в муках».
ТРЕТИЙ ШАГ в том, чтобы как можно быстрее подготовить необходимое количество пренатальных психологов, а также соединить в единое целое семью, родовспоможение, воспитание и обучение. Для этого требуется психологизировать общество, создав в нем как бы психологический конвейер.

Специалисты даже склоняются к мысли, что дородовой период жизни человека столь значителен, что как бы равен по своему значению половине всей жизни человека.

См. также:



1.  Пренапедия и дети Индиго
 (http://proza.ru/2008/03/13/482)

2.  Обучение до- и после рождения. Путь к амбидекстрии.
(http://proza.ru/2008/01/25/316)

3.  Финская система образования.
(http://proza.ru/2012/01/03/1230)
 
4.  В. М. Лившиц. Перинатальная психология.
(http://www.psychology-online.net/articles/doc-475.html)

5.  ВОСПИТАНИЕ ДО РОЖДЕНИЯ ИЛИ ЧТО ТАКОЕ: «ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ?
(http://www.baby.ru/blogs/post/10525768/)

6. Владлен Лившиц. Горизонты пренапедии
 (http://psychology-online.net/articles/doc-999.html)


7. Шихова Е. П., Филипповская Т.В.  СОЦИОЛОГИЯ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПРАКТИК: ПРАВО НА АКТУАЛИЗАЦИЮ//Вестник Нижнегородского университета,  2009, № 6 (1), с. 276–281

 Дородовое обучение получило уже и в педагогике особое название – пренапeдия. Собственно, понятие ;пренапедия; вошло в научный оборот только в 2007–2008 гг. Пренапедия(греч. peri – вокруг, около; лат. natalis – относящийся к рождению, греч. paideia – обучение)(англ. prenatal learning) – методобучения и развития ребёнка в утробе матери до его рождения.

8. The Mind of Your Newborn Baby by David Chamberlain ISBN  1-55643-264-X

9. Уму непостижимо. СПб Ведомости Выпуск  № 105  от  10.06.2014               
Профессор СПбГУ доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская представила свою новую книгу «Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание».

В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри получил Нобелевскую «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга. Деление функций «по полушариям» – это правда, да не вся. Картина гораздо прихотливее.
Если здорового человека попросить считать, писать, говорить и т. д., чтобы увидеть, какие зоны задействованы, – томограф покажет, что работают не отдельные зоны (Брока или, там, Вернике), а весь мозг.
Мозг населен бомжами, которые живут вроде и в определенных местах, а вроде и везде; для выполнения какой-то работы они сбегаются, устраивают этакий джем-сейшн (при этом у них нет ни дирижера, ни нот); сыграли – разбежались. Определения тому, что такое сознание , нет.
Нейронаука уже показала, что во время сна в мозге происходят серьезнейшие события, мозг укладывает полученную за день информацию в правильные места.
Разделение на сознательное и подсознательное, или бессознательное, тоже заводит в тупик:
– Огромное количество когнитивной, т. е. мыслительной, работы мы делаем, не выводя ее в сознание! То есть все делает мозг, а нам иногда об этом сообщает
Еще менее правдоподобными показались данные недавнего иностранного эксперимента. Волонтеры принимали решения и нажимали на кнопки, и сложнейшая техника выдала: мозг принимал решение за 30 секунд до того, как собственно обладатель мозга об этом узнавал и нажимал кнопку.
Научный труд The mind,s best trick («Лучший трюк мозга»), где было описано совсем оглушительное: мозг не только все делает сам, «этот паскудник посылает нам сигнал: успокойтесь, это ваше собственное решение».
английский язык, в котором сознание – это и mind (собственно сознание), и consciousness (осознание: я знаю, что я знаю), а есть еще и reflection (я понимаю, что я делаю)... Но опять встают неприятные вопросы. Рефлексия, полагает Татьяна Владимировна, у большинства людей отсутствует – они не отдают себе отчета в том, что делают. У совсем маленьких детей нет осознания – и что, они не люди? Соотнести сознание с интеллектом? Но очень высоким интеллектом обладают приматы, коты, собаки, дельфины, вороны...
Нашумевшую в Европе книгу «Мы – это наш мозг» представлял голландский ученый Дик Свааб.  Свааб, возглавлявший 30 лет Нидерландский институт мозга, а теперь руководящий группой исследователей в Нидерландском институте нейробиологии, повествует: что такое влюбленность; как устроена память; почему в обезьяньем обществе тоже есть мораль и Библия тут не понадобилась; как агрессия закладывается еще в утробе матери...
Структуры мозга определяют то, кем человек чувствует себя – мужчиной или женщиной, – говорит Дик Свааб. – И сексуальная ориентация определяется до нашего рождения.
Структуры мозга формируются на ранней стадии беременности матери, а гормональное развитие – со второй половины беременности, и по причине определенных влияний (список длинный) человек может родиться с телом мужчины и мозгом женщины, и наоборот. В любом обществе таких людей – 5 – 8%.
На 90% мы получаем «ай кью», коэффициент интеллекта, от пап-мам. Низкий IQ (50 – 70) – у 16% общества, а среди тех, кто осужден за преступления, «низкоинтеллектуальных» 50%.
Повышенная агрессия тоже закрепляется в мозге еще до рождения, этому весьма способствуют, кстати, курение и алкоголь во время беременности. Только к 25 годам формируются структуры мозга, корректирующие агрессивность, но к тому времени агрессор уже узнал, что такое тюрьма.
Мозг ребенка «заброшенного» и мозгребенка, с которым родители общаются, – потрясающе разные. В стародавние времена один император ради проверки своей гипотезы (мол, если с детьми не разговаривать, они научатся «языку Бога») призвал два десятка матерей не общаться с детьми с самого момента рождения. Чада не только не заговорили на «языке Бога» – они все умерли еще в детстве.
...Болезнь Альцгеймера, которая угрожает каждому третьему, перешагнувшему порог 80-летия, неизлечима, но «отодвигаема». Рецепт известен: интересная работа; изучение иностранных языков, шахматы, постоянное освоение чего-то нового. В любом возрасте.


10. Песочная терапия. Юнгианский подход.

Специфика использования юнгианской:
o гармонизация отношений между матерью и еще не рожденным ребенком;
o вовлечение отца и других членов семьи в процесс взаимодействия с ребенком;
o подготовка матери и ребенка к родам.

11.Психотерапевтическая песочница Юнга

12.Влияние ситуации родов на личность ребенка
(http://nss.in.ua/index.php?part=2402)

В середине ХХ века в психологии появились новые – пренатальная и перинатальная – области, представляющие новый взгляд на ребенка, начиная с эмбриональной стадии его развития. Перинатальный – понятие, состоящее из двух слов: пери (peri) – вокруг, около и натос (natalis) – относящийся к рождению. Таким образом перинатальная психология – это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только что родившегося.
 
Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новорожденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка. Считается, что ведущую роль относительно физических и физиологических процессов человека, особенно в родах, играет психика.
 
Основатель теоретической базы этой отрасли психологии, американец чешского происхождения Станислав Гроф, утверждает, что главная функция в родах принадлежит не мышечному органу — матке, а такому психическому процессу, так называемому “контролируемому инстинкту” или осознанному поведению, которое не мешает реализовываться инстинктивному поведению и управляет им в случае необходимости. Рожает не орган — матка, а женщина — личность, и каждая женщина рожает по-своему, в зависимости от своих психоэмоциональных и физиологических способностей (Гроф, 1993).