Пренапедия и дети Индиго

Влад Лившиц
       "Среди антропологов, а также среди психологов и педагогов, распространено мнение о том, что эволюция человека как вида прекратилась уже миллионы лет назад. Однако это мнение не соответствует данным многих современных палеонтологических исследований, согласно которым вид Homo sapiens продолжал эволюционировать и изменяться на протяжении последних тысячелетий и даже столетий, более того, такие эволюционные изменения продолжаются и в наши дни"
       д.пс.н. Лев Рудкевич

"На современном этапе необходимо изменить подготовку родителей и учителей к работе с детьми – именно на государственном уровне, а не на уровне любительских кружков и клубов, как это распространено сегодня"

Любовь Духанина
Руководитель рабочей группы комиссии «Одаренное поколение»

"Дородовое обучение получило уже и в педа-
гогике особое название – пренапeдия. Собст-
венно, понятие пренапедия вошло в научный
оборот только в 2007–2008 гг. Пренапедия
(греч. peri – вокруг, около; лат. natalis – относя-
щийся к рождению, греч. paideia – обучение)
(англ. prenatal learning) – метод обучения и развития
 ребёнка в утробе матери до его рождения" [6]




"Термин «дети индиго» был введен американским экстрасенсом Нэнси Энн Тэпп, которая заявила о появлении детей «нового сознания», «карма» которых окрашена в цвет индиго. Подобное заявление не могло не вызывать скепсис настоящих ученых. Поэтому зачастую разговор о детях индиго сводился всего лишь к смешению изучения паранормальных явлений и эзотерических знаний"

Всероссийский форум "Здоровье нации" (2008)



Педагогика и психология стремительно вторгается в совершенно новую область – обучение ребенка, который еще не родился. Природа заложила огромный потенциал в мозг человека, который тысячелетиями оставался почти неиспользованным. Теперь настал и ему черед. Об этом и будет повествование.
 
Пренапедия - метод обучения и развития ребенка в утробе матери. Ее целью является предотвращение массовой гибели нейронов мозга ребенка в дородовой период. Дородовое развитие ребенка играет важнейшую роль в формировании его умственных и творческих способностей. Чем большую стимуляцию ребенок получает до рождения, тем больше клеток мозга сохраняется к рождению и тем больше между ними образуется связей (синапсов).
 Во время беременности, в основном на восьмом месяце, мозг ребенка теряет не меньше сорока, а иногда - и семьдесят процентов нейронов. (Мозг человека содержит до 100 миллиардов нервных клеток!). Используется также термин обучени плода через ГАПТОНОМИЮ - метод  общения с плодом посредством прикосновений и голоса. [9]

В последние десятилетия появились работы о недостатке сенсорного притока, прежде всего звукового, процессе пре- и постнатального развития, о влиянии сенсорного притока на развитие мозга ребёнка. Автор этой идеи в США – пренатальный психолог Брент Лоуган (1986). В России эту идею впервые описала профессор Т. Н. Маляренко из Тамбова (1998).
Работы профессора Т. Н. Маляренко в какой-то мере проливают свет на одну из самых драматичных загадок ранней физиологии. Почему мозг ребёнка к рождению утрачивает более половины своих нейронов? Получается, что они оказались не востребованными для развития организма и постепенно атрофировались.
 Оказалось, что можно минимизировать эти потери, если до рождения обеспечивать ребенку внутриутробную стимуляцию (обучение); питать по принципам новой науки "Нутрициологии" (снабжать мозг ребенка необходимым количеством витаминов, минеральных веществ и незаменимых жирных кислот; матери избегать стрессов и регулярно отдыхать, чтобы к ребенку без помех поступали кислород и питательные вещества; избегать воздействия токсинов, в том числе алкоголя и сигарет; выполнять щадящие упражнения, усиливающие приток крови к мозгу ребенка).

Аналогичную гипотезу по развитию нейронных сетей у ребенка  до и после рождения("младенческое просветление") впервые высказал Е. С.Виноградов в 1989 году в статье "Когда рождаются гении?" ("Наука и религия" N10, 1989 г). По его гипотезе внешние факторы среды (радиация, кислород, определенное время года и др.) способствуют  рождению детей с высоким интеллектом, а также гениев. В последующих статьях в академических журналах он убедительно обосновал свою гипотезу.
 
«Большие потенциальные возможности генома человека по части формирования хороших умственных задатков реализуются далеко не полностью и что осуществление лучших вариантов генетических программ построения мозга в значительной мере является делом случая. Однако теперь появляется надежда исправить это положение путем осторожного культивирования искусственного младенческого просветления»
 Виноградов Е.С. О физических факторах интеллекта // Вопр. психол. 1989. № 6. С.106-114.

Потребовался союз четырех наук (педагогики, психологии, нейронауки и перинаталогиия (акушерство, гинекология и неонатология)), чтобы создать уникальные методы для дородового обучения. Основных их два: «Сонатал» и BabyPlus.
Cонатал (от лат. sonus — звук, и natal — рожденный) — дородовый метод развития и воспитания ребенка российского профессора М. Л. Лазарева. Метод направлен на оптимизацию развития плода и определенных психических и физиологических процессов в организме беременной с помощью музыки. В методе используются три фактора воздействия музыки на организм: психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образы); физиологический (тренировка отдельных функций организма); вибрационный (воздействие на клетки плода, с целью активизации в них различных биохимических процессов). «Сонатал» используется с 1983 г.


  «Более 100 лет ученые-морфологи доказали,  что мозг каждого человека в дородовый период жизни обладает безграничными возможностями, но уже к рождению они частично угасают. Часть нейронов головного мозга просто атрофируется  и отмирает за ненадобностью. Но если развивать, обучать и воспитывать детей до рождения, то мозг сохраняет свои функции и наделяет таких детей уникальными способностями»
Лазарев М. Л.( "Мамалыш. Рождение до рождения")

Baby Plus Prenatal Education System — вторая дородовая система обучения. Это ряд из 16-ти ритмических звуков, которые похожи на биение сердца матери. Ритм звуков увеличивается последовательно, по мере того как беременность развивается. Беременные женщины прослушивают набор из 16 кассет с записями усложненного характера сердечного ритма (вариации частоты и высоты звука). Система BabyPlus была разработана профессором Брентом Лоуганом (Brent Logan), американским физиологом, специалистом по развитию детей. Он является директором пренатального института в США (Prenatal Institute, Seattle, WA). Метод используется с 1986 года. Более 100 тысяч родителей уже воспользовались этим методом, и он имеет хорошие отзывы от многих из них. (Систему Baby Plus можно приобрести в интерент-магазине и применять самостоятельно, но после консультации с врачом из женской консультации!)
Результаты дородового обучения впечатляют. Дети рождаются психически и физически более развитыми. Значительно реже болеют на первом году жизни, снижается вероятность появления у них хронических заболеваний в течение нескольких следующих лет. Их организм легче приспосабливается к окружающей среде при рождении (рождаются с открытыми глазами и руками, меньше кричат, лучше кушают, хорошо спят). Быстрее развиваются физически и психически (имеют больший объем внимания, памяти и др.), раньше достигают этапов развития ребенка, имеют лучшие способности к языкам, музыке, творчеству, выше уровень готовности к школе. Таковы основные составляющие синдрома пренапедии (СПП), синдрома дородового обучения (СДРО).
Пренапедия родилась не на пустом месте. Еще две тысячи лет назад в Китае и Японии практиковали дородовое воздействие на ребенка. Беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка. Воспитание ребенка по Торе — основная цель еврейского образования (Хинух) — начинается в утробе матери и... даже раньше (до его зачатия)(Плони Альмони. Начало еврейского воспитания http://www.moshiach.ru/torah/46/1473_14_46.html).
 
В конце 70-х годов XX века появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — пренатальное, или дородовое, развитие и воспитание. Была создана медицинская аппаратура (ультразвук, волоконная оптика), появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода. Калифорнийский акушер Ван де Кар разработал методы работы с беременной женщиной и плодом. Он использовал тактильное воздействие рук на брюшную полость. Ван де Кар считал, что таким образом можно помочь более интенсивному интеллектуальному развитию плода.
К концу 80-х годов беременные женщины начали также слушать музыку через аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слышали понравившуюся им музыку. При этом врачи наблюдали за изменением шевелений плода при помощи УЗИ, измеряли его сердечный ритм. Эксперименты в этой области провел английский ученый Петер Хеппер. В 1982 году во Франции была создана Национальная ассоциация пренатального обучения (АНЕП). На конгрессе АНЕП в 1988 году А. Бертэн прочитал лекцию «Тело как источник обучения». Термин пренапедия был введен в 2006 году.
С какой проблемой сегодня столкнулась современная педиатрия раннего возраста? С проблемой функциональной незрелости организма ребёнка.
До недавнего времени считалось, что главными причинами являются: внутриутробная гипоксия, гиподинамия мамы, нарушение её питания, наличие у неё психологических стрессов и соматических заболеваний. Оказалось, что недостаток информации препятствует формированию нейронов и их структур.
Из-за роста числа новорожденных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), потребность в дородовых методах обучения возрастает. Критики пренапедии считают, что необходимо учитывать отдаленные последствия различных методов информационного воздействия на развивающегося ребенка в утробе матери. Дальнейшее комплексное изучение пренапедии покажет, насколько такие опасения обоснованы.

Удивительно то, что современные новорожденные, особенно после курса пренапедии, очень похожи на детей Индиго. Известный психолог и антрополог Л.А. Рудкевича в своем исследовании (Рудкевич Л.А. Эпохальные изменения человека на современном этапе и педагогические инновации // Вестник практической психологии образования. № 4 (5), октябрь–декабрь 2005. – С. 28–38) показал, что в популяции современных Homo sapiens увеличивается количество особей астенического и астеноидного типа. Причем отмечается, что процесс астенизации идет необычайно быстрыми темпами. Если среди населения старше 50 лет доля астеников составляет только 30–35 %, то среди юношей и подростков — уже около 40%, а среди дошкольников и детей младшего школьного возраста — около 50%.
Вспышка акселерации, наблюдавшаяся в 60–70-е годы ХХ века, сменилась децелерацией. У современных детей происходит замедление скорости биологического развития, включая как период первого предростового скачка, так и сроков полового созревания.
Отмечается также увеличение количества людей с доминирующим правым полушарием и амбидекстров (равноруких). Если среди взрослых доля левшей составляет 6%, а амбидекстров — около 10%, то в детской популяции доля левшей возросла до 11%, а амбидекстров — до 25%.
В исследованиях Л.А. Рудкевича отмечается, что перечисленные морфологические изменения сопровождаются множеством психологических признаков. «Эволюционно более продвинутые» индивиды характеризуются относительно слабой нервной системой. При этом они имеют более высокий интеллект, в особенности невербальный (интеллект у децелерированных детей и подростков, вопреки распространенному мнению, выше, чем у акселерированных). Их креативность также выше. Они отличаются большим нейротизмом, меньшей степенью экстравертированности, большей критичностью, самодостаточностью и независимостью мышления и меньшим авторитаризмом, агрессивностью. У большинства из них динамика суточной активности имеет сдвиг в сторону «совы».

На протяжении всего ХХ века фиксируется рост коэффициента интеллекта у детей. Пионером в этой области является новозеландский политолог и психолог Джеймс Флинн. В 1984 году он опубликовал фундаментальное исследование по динамике интеллекта во многих странах с 1932 по 1978. Систематические измерения интеллекта, проведенные по одним и тем же методикам на протяжении ХХ столетия в разных странах, свидетельствуют о том, что средние результаты решения тестов на интеллект (IQ) в большинстве стран мира неуклонно и существенно растут (Эффект Флинна). Так, например, в США выявлено, что с 1910 до 1984 года средние показатели по тестам Стэнфорд–Бине выросли на 22 балла. Причем замечено, что рост показателей более выражен в сфере невербального и менее в сфере вербального интеллекта.
Исследователями также замечено, что результаты по тесту Дж. Равена возрастают на одно стандартное отклонение (15–16 баллов в переводе в IQ) за одно поколение. Это означает, что 50% бабушек и дедушек во времена их внуков в США по показателям теста Дж. Равена были бы причислены к отстающим. Аналогичные результаты получены в подобных исследованиях в странах Европы. Самый мощный прирост интеллекта зафиксирован в послевоенной Японии.

Пока нет полной картины факторов, которые вызвали долговременный рост интеллекта. Перечислим ряд из них:
- быстрая эволюция мозга современного человека, которая привела к росту интеллектуальных возможностей мозга (Л. А. Рудкевич);
- наличие виртуальной культуры (Интернет, телевидение и др.);
- улучшение системы воспитания детей;
- сокращение числа детей в семье;
- улучшение питания;
- кормление грудью (отметим, что дородовое развитие привод к росту числа детей, которых кормят грудью!).

"Факты свидетельствуют вообще о прогрессе в развитии современных детей. Растет коэффициент интеллекта у детей и взрослых («эффект Флинна»), существует положительная динамика в эволюции креативности и характере достижений детей и подростков, изменились представления об образовательных возможностях ребенка (в начале XX века обучение начиналось с 10–11 лет, в конце века – с 6 лет). Еще и физиологи фиксируют существенные изменения в психофизическом развитии детей, обращая внимание на увеличение среди детей доли астеников, удлинение сроков наступления пубертата, изменение формы черепа и другие"
                Александр Савенков, д.пс.н

Установлен также фактор, который может резко снизить интеллект ребенка и нанести непоправимый вред личности и здоровью взрослого человека. Таким фактором является стресс, который может испытать ребенок, из-за неблагоприятных условий в семье или окружающей среде. Однако не все так просто. Ученые из Стэндфордского университета (США) изучили связь между склонностью к творчеству и аффективными расстройствами. Оказалось, что у женщин, склонных к депрессии, выше шансы рождения ребенка с творческими способностями.

Двойняшки общаются друг с другом с 11-й недели беременности. Уже с 14 недели плод способен на социальные тактильные контакты. Социальность человека проявляется уже во втором триместре беременности. [8]

В изменившейся ситуации нужно перестраивать всю систему раннего развития детей, а также и систему школьного образования. В 2006 году в Гарвардском университете создан Центр по раннему развитию ребенка. Его задача значительно увеличить инвестиции (государственные и частные) в ранее развитие детей, чтобы в течение длительного времени реализовать эпохальные результаты фундаментальных исследования многих академических наук о раннем развитии ребенка. Ученые считают, что ключ к развитию экономики страны находится в эффективной системе раннего развития детей!


Широкое распространение термин «Дети Индиго» получил в 1999 году, после грандиозного успеха книги Ли Кэррола и его жены Джен Тоубер "Дети индиго" («The Indigo Children: The New Kids Have Arrived»). У некоторых детей, как утверждают эти авторы, из головы исходит свечение (аура) цвета индиго - это люди нового поколения людей, отличающегося многочисленными талантами, высоко развитой интуицией, чувствительностью к энергетике и знаменующего собой новый виток эволюции человечества.
После дородового обучения по методикам М. Л. Лазарева и Брента Лоугана у детей не замечено ауры, хотя ее толком никто еще у них не искал. Однако можно предполагать, что среди детей, прошедших курс пренапедии, еще больше встречается амбидекстров. Если это подтвердится, то сходство с синдромом детей Индиго (СДИ) усилится. Во всяком случае, пренапедия позволяет значительно сохранить количество нейронов мозга (либо способствует созданию мозговых структур), по сравнению с обычным течением беременности. От сохранения части этих нейронов, судя по всему, дети обладают удивительными качествами. По-видимому, тот феномен, который Ли Кэррол и Джен Тоубер назвали «Дети Индиго», является не чем иным, как спонтанным сохранением первородного числа нейронов мозга у некоторых детей. Пренапедия же позволяет достичь подобного результата без всякой мистики - путем научно-обоснованных методов. Это также чудеса, но совсем другого рода!
       
Феномен детей Индиго уже сыграл огромную роль в привлечении внимания общественности и науки к проблеме детей, изучении особенностей детей нового поколения. Особенно раннее детство было "белым пятном" для психологов и педагогов. Пожалуй, впервые исследователи обратили внимание на то, что многие дети Индиго относятся к амбидекстам. Напомним, что понятия амбидекстов возникло в средние века. В наше время только для некоторых видов спорта нужно двоерукость (например, в теннисе). В XXI потребность в амбидекстах возникла из-за их особой структуры личности - способности к логическому мышлению и интуиции. Теперь нужно через систему раннего обучения способствовать более гармоничному развитию мозга, руководствуясь достижениями психологии и неврологии.
х х х

Проект "Дети Индиго", на мой взгляд, вообще нельзя оценивать с научных позиций. Это было удачное коммерческое творение. Вопрос только в том, почему через столько лет феномен детей Индиго вызывает интерес. Пожалуй, антропологи, физиологи и психологи приоткрыли истину. По их представлениям (Л. Рудкевич, В. Каменская и др.), происходит быстрая эволюция современного человека (особенно передней части его мозга), что однако соответствует эволюционному тренду за миллионы лет. Ученые таких людей назвали ювенильными, т.е. эволюционно более продвинутыми. В такой ситуации феномен Индиго, судя по всему, содержит рациональное зерно - мысль о современной эволюции человека. Если отбросить экзотерику, и отметить талантливое по форме изложение, то авторы книги о детях Индиго уловили объективную тенденцию. За это им нужно и сказать спасибо (где тогда была наука?). Остальное уже дело техники и времени. Для ювенильных детей (не все дети рождаются таковыми), как показали научные исследования, нужна другая система развития, воспитания и образования (в некоторых странах она уже частично создана). А это уже фундаментальные изменения, к которым, к сожалению, медицина, семья и школа не слишком готовы. Иногда ювенильных детей пытаются лечить с использованием традиционных средств. Однако им требуются для развития мозга и корректировки поведения методы нанопсихологии. Одним из таких методов нанопсихологии является и пренапедия.

См. также:
1. Жизнь до рождения (http://proza.ru/2007/06/01-88)
2. Обучение до- и после рождения. Путь к амбидекстрии  (http://proza.ru/2008/01/25/316)
3. Пешкова В.Е. Феномен гения.- М.: Феникс, 2006  ISBN 5-222-09638-6 4. Познание мозга - задача науки и государства  (http://www.svobodanews.ru/content/article/1908330.html)
5. Владимир Пастухов. Дети нового сознания
 (http://proza.ru/2010/03/01/130)
6. Шихова Е. П., Филипповская Т.В.  СОЦИОЛОГИЯ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПРАКТИК: ПРАВО НА АКТУАЛИЗАЦИЮ//Вестник Нижнегородского университета,  2009, № 6 (1), с. 276–281
7. Финская система образования (http://proza.ru/2012/01/03/1230)
Примечание:
Дородовое обучение получило уже и в педа-
гогике особое название – пренапeдия. Собст-
венно, понятие "пренапедия" вошло в научный
оборот только в 2007–2008 гг. Пренапедия
(греч. peri – вокруг, около; лат. natalis – относя-
щийся к рождению, греч. paideia – обучение)
(англ. prenatal learning) – метод обучения и развития
 ребёнка в утробе матери до его рождения.
8. Аника Н. Социальность пренатального периода.//Х и Ж. 2011. № 10
9. Стивен Джуан Странности нашего тела – 2  (http://lib.rus.ec/b/278153/read)
Можем ли мы разговаривать с еще не родившимися детьми?
Гаптономия – это метод общения с плодом посредством прикосновений и голоса. Гаптономическое общение включает в себя слова, мысли и чувства, его можно описать как «психотактильный контакт».Дети, с которыми родители общались во время беременности, очень хорошо развиваются после рождения. У них выше умственное развитие, чем у других детей, они лучше говорят, более восприимчивы, менее раздражительны, у них меньше проблем с весом и пищеварением.

9a.Что такое гаптономия?
(http://www.baby.ru/blogs/post/10965865/)
Гаптономия – (мед. греч. hapsis – прикосновение; hapto – касаюсь + nomos- закон; букв. «закон прикосновений») – методика, разработанная в Нидерландах и основанная на доказанном факте, что плод в животе матери является маленьким разумным существом, способным на общение с людьми. Впервые внедрена во Франции Францем Вельдманом впервые в 1978 г. Целью гаптономии является первое близкое знакомство и контакты супругов с их будущим ребенком при помощи прикосновений. Можно научить ребенка «выходить на связь» в определенное время или на определенные звуки. Главное – чтобы у мамы был интерес к этому общению с малышом как к таковому, чтобы оно было самоценно для нее.

10. Пренапедия
(http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/464905)
Пренапе;дия (греч. peri — вокруг, около и лат. natalis — относящийся к рождению, греч. paideia —обучение) (англ. prenatal learning, prenatal parenting) — метод обучения и развития ребенка в утробематери до его рождения (внутриутробная педагогика). Целью пренапедии является более полноеиспользование генетического и интеллектуального потенциала младенца, создавая активную обучающуюсреду в дородовой период. Пренапедия способствует установлению контактов ребенок-мать-отец иобеспечивает начальное развитие младенца. Пренапедия базируется на педагогике обучения,пренатальной психологии, нейропсихологии (Neuroscience, Neurogenesis)
и перинаталогии (наука, котораяобъединяет акушерство, гинекологию и неонатологию). Закономерности развития мозга в ранний периоджизни ребенка уже хорошо изучены мировой наукой.

 




-----
На фото профессор М. Лазарев