Захлопнутая дверь. Продолжение

Зура Итсмиолорд
2.

После смерти матери мальчики как-то сразу повзрослели. Идрис стал студентом нефтяного института. Старшеклассники, братья – близнецы Иса и Муса помогали отцу по хозяйству. Младшие нянчили сестренку. Днем за малышкой присматривала Зарган, а на ночь девочка оставалась с отцом и братьями. Заурбек научился пеленать девочку, готовить кашу. Но боялся уснуть, и ночи давались ему тяжело. Когда Айзан впервые улыбнулась ему, Заурбек заплакал. По правой щеке еще молодого мужчины побежала скупая мужская слеза. Ему  всего сорок три года. Седина еще не тронула его волосы. Только первые, слегка заметные морщины появились после смерти жены. И к тому времени, когда малышке исполнился год, и она уже пыталась ходить, Назарбек стал просить брата жениться.
- Девочке нужна мать. Ты должен это понимать. Ты не сможешь ей дать то, что должна дать мать.
- Нет, брат. Я не хочу, чтоб ее кто-то обидел. Я подожду, пока она подрастет. Пусть пойдет в школу. Нам тяжело, но мы справляемся. Спасибо Зарган за все. Даже не знаю, как бы я справлялся. Аллах послал нам такое испытание. Он знает лучше.   
            Никакие уговоры не действовали на вдовца. Зарган по-прежнему ухаживала за девочкой. Помогала купать ее, заплетать волосы.
           Огромные карие глаза малышки светились звездочками. Маленькие губки и носик  походили на кнопочки. Девочка росла  смышленой, и братья безумно любили сестричку. Аллах оберегал ее от злого духа: Айзан росла здоровой.

           Однажды Заурбек взял ее с собой на рынок. Оставив ребенка в салоне автомобиля, мужчина сделал покупки и стал загружать их в багажник. Подошедшей знакомый отвлек его своими разговорами. А когда оба подошли к машине, чтобы посмотреть на ребенка, то в салоне никого не оказалось. Дверца со стороны водителя оказалось приоткрытой.

            Кинулись искать девочку. Заурбек пробежав по  рядам, быстрыми шагами направился в здание крытого рынка. И вдруг  увидел свою дочь с молодой женщиной, которую малышка вела к нему.
- Мама, - весело выпалила девочка и потянула руку женщины к папе.
Женщина покраснела, опустила взгляд.
- Что же Вы  отпустили ребенка? - тихо спросила она на ингушском языке.

        Заурбек поймал ее взгляд.
- Зеленоглазая, - отметил про себя.
Утонченная фигура. Красивые правильные черты лица, разлетающиеся брови и большие ресницы подчеркивали красоту женщины. Несмотря на то, что ей  тридцать лет, выглядела она моложе.
- Спасибо тебе. Не заметил, как она вышла из машины. Как тебя зовут?
- Не за что, - ответила женщина и быстро затерялась в толпе.
- Мама. А где мама? - начала хныкать малышка.
          Крепко прижав к себе ребенка, Заурбек вернулся к машине и дал себе слово больше никогда не брать малышку с собой на рынок. Весь остаток дня и всю ночь он думал о таинственной незнакомке.

- Аллах, что это со мной? Наверное, она замужем. За эти три года я не посмотрел в сторону ни одной женщины. Помоги мне, Аллах, забыть ее, или дай возможность еще раз ее встретить, - просил Заурбек.
         Бессонная ночь длилась вечность.
- Даже имя ее не знаю. Кто она, откуда, так и не узнал, - винил он себя.
          Когда утром следующего дня притормозил на перекрестке, Заурбек заметил, как по аллее идет та самая красавица. Каждый день почти двадцать лет, он ездит этой дорогой на работу. Но никогда раньше ему не приходилось видеть ее здесь. Он собрался заглушить мотор машины и подойти к ней, но увидел, что женщина остановилась у киоска «Союзпечати», и к ней подошел мужчина. Заурбек не решился выйти из машины.

Судьба иногда бывает благосклонна. Временами она дарит нам подарки, а потом в один день забирает все, что  дала. Потом она вновь протягивает нам жемчуга жизни. А от нас требуется, чтобы мы правильно нанизывали их на нить этой самой жизни.

Через неделю Заурбек заехал в республиканскую больницу. В стационаре травматологии лежал его товарищ, попавший в ДТП на мотоцикле. В коридоре хирургического отделения Заурбек опять увидел таинственную незнакомку в белом  медицинском халате. Женщина его не узнала или сделала вид, что не узнала. Но Мимолт сказал,что  она - врач-гастроэнтеролог. И навещает несколько раз в день мальчишку, который лежит с ним в одной палате.
- Беслан говорит, что она  из их села. Замужем или нет, не знаю пока. Но уточнить обещаю.
Заурбек каждый день заезжал к товарищу. Он видел ее каждый раз, но   никак не получалось поговорить с доктором. Глазами искал ее, мысленно задавал вопросы, но спросить о чем-то вслух не решался.
        В день выписки товарища Заурбек пришел с огромным букетом цветов и коробкой шоколадных конфет.
- Это ты кому? - рассмеявшись, спросил Мимолт. - Наверное, не мне. Мой лечащий врач - мужчина. А цветы отдадим Луизе.
- А кто эта Луиза? - улыбнувшись, спросил Заурбек.
- А то ты не знаешь! Ты думаешь, я - дурак? Предупреждаю, что она занята. К ней приходит мужчина. Каждый день ее забирает после работы.
- Приходит, так приходит. Отдай конфеты и цветы дежурным сестричкам и поехали домой.
       Заурбек резко развернулся и быстрыми шагами направился к выходу. Не успел дотронуться до ручки, как дверь в палату открылась, и на пороге появилась Луиза.
- День добрый, доктор! - весело приветствовал ее Мимолт.
- Здравствуй, - тихо сказал Заурбек.
- День добрый, - ответила Луиза и вошла в палату.
- Бисик, как твоя нога? - обратилась она к десятилетнему мальчику, который лежал с подвязанной ногой у самого окна.
- Отвяжите меня. Я хочу ходить, - начал ныть Беслан.
- Еще немного. Скоро дадим тебе костыли и будем учиться ходить, - сказав, погладила ребенка доктор.
- Давай цветы и конфеты, - сказал Мимолт и, отобрав их у товарища, протянул врачу.
- Не надо, спасибо. Отнесите цветы на дежурный пост, а конфеты отдайте Бисику, - смущаясь, произнесла она и опустила взгляд.
- Доктор, а за консультацией к тебе можно обратиться? - спросил Мимолт.
- Да, конечно. Я слушаю вас.
- Нет, не сейчас. В другой раз. Вдруг у меня желудок разболится.
- Вы обращайтесь за помощью к врачу по месту жительства, в участковую  поликлинику. Там вам проведут полное обследование, а потом направят на лечение.
- А если моя дочь еще раз потеряется, ты приведешь ее ко мне? -  вдруг спросил Заурбек
- Надеюсь, что она больше не потеряется.
- Так вы знакомы? - удивился Мимолт
- Заурбек! - представился мужчина. - Вдовец, отец восьмерых детей.
- Луиза, доктор, - ответила женщина. - Спасибо за цветы. Поправляйтесь. Бог вам в помощь. - Бисик, мне пора домой. Что тебе завтра принести?
- Книжку, - ответил мальчик и отвернулся.

Заурбек отвез Мимолта домой. Но на следующий день опять заехал в больницу.  Он ждал окончания смены дежурства врача. Увидев выходящую из больничного корпуса Луизу, Заурбек направился к ней. Но тут же заметил того самого мужчину, которого видел у киоска «Союзпечати». Проводив их взглядом, сел в свою машину и медленно выехал со двора больницы.
         Напрасно пытался Заурбек заговорить с Луизой. Она, увидев его, переходила на другую сторону или делала вид, что не знакома с ним. Мужчина решился подойти к ординаторской во время дежурства Луизы.
- Здравствуй, - обратился он к ней.
- День добрый, - ответила Луиза.
- Я хочу с тобой поговорить…Мне надо с тобой поговорить
- О чем? К нам поступают по скорой помощи или по направлению. Тебе лучше обратиться в поликлинику по месту жительства.
- Нет, Луиза. Мне не надо в поликлинику. Мне надо поговорить с тобой. Я хочу знать, замужем ли ты?
- Что это меняет?
- Все. Все меняет.
- Замужем я. Замужем.
- Тебя каждый день встречает муж? Это с мужем я тебя вижу?
- Нет. Это мой брат.
- Скажи мне правду. Почему тебя встречает брат, а не муж?
- Это наше дело. Не хочу и не буду отвечать. Если у тебя нет других вопросов, мне пора идти. Я на работе.
- Я не могу нормально жить с тех пор, как увидел тебя. Не гони меня. Дай мне шанс, если ты не замужем. Мои дети уже взрослые. Только Императрица еще маленькая. Ей нужна мать. Я… Ты… Можно мне приходить к тебе?
- Нет. Я замужем. Но без мужа. Он не дал мне развод. Но я не знаю пока, как сложатся наши с ним отношения.. Извини, мне надо идти.
- Разреши мне иногда приходить к тебе.
- Не могу. Пока я не получу развод, ты не имеешь право ко мне приходить. Скажи,  как твоя малышка?
- Ей нужна мама.
- А у нее давно ее нет?
- Со дня ее рождения. Она дала ей жизнь, а сама ушла. Навсегда. У меня есть сыновья. Жена умерла во время родов. Она знала, что умрет. Но все же родила. Я не знал, что она  больна. Она подарила мне Императрицу.
- Сочувствую. Извини, мне надо идти.
- Можно я иногда буду заглядывать к тебе?
- Не надо. Можешь изредка звонить, когда у меня будет свободная минута, я отвечу тебе.
- Спасибо. За все спасибо. За дочь спасибо, Аллах. Помоги мне и сейчас. Подари мне эту женщину, Аллах, - мысленно обращался Заурбек к Всевышнему, медленно выезжая с территории больницы.

         Луиза винила себя за то, что оставила постороннему мужчине  номер телефона. Не находила себе место. Едва дождавшись конца рабочего дня, она пришла на прием к заведующему отделением и написала заявление о предоставлении ей внеочередного отпуска.
- Тебе нездоровится? Может, ты пойдешь на больничный? - спросил Дауд.
- Нет, я просто устала. Очень устала. Дай мне две недели отпуска. Я съезжу в Карабулак к старшему брату. Побуду с ним.
- Хорошо. Но если нужен больничный, лучше подлечись, - удивленно смотрел Дауд на Луизу.
В последнее время что-то странное происходило с этой женщиной. Она практически никого не замечала. Могла пройти мимо, не поздоровавшись. На вопросы относительно своей семейной жизни не отвечала. Детей у нее нет, хотя и в браке лет пять. Дауд и Хажибекар работали в больнице, когда Луиза после окончания Астраханского мединститута пришла туда на работу. Тридцатилетний Хажибекар сделал ей предложение через три месяца после знакомства. И они поженились. Поселились молодые в поселке Калинина в частном доме, который принадлежал дальнему родственнику Хажибекара.

Через два года Хажибекар попросил товарища составить такой график работы, чтобы его дежурства не совпадали с дежурствами супруги. Потом тяжело заболела его мать. Он привез ее к себе, и Луиза перешла работать на полставки. Все остальное время ухаживала за тяжелобольной свекровью. Через восемь месяцев несчастная умерла. Луиза тяжело перенесла смерть свекрови. Она сама выросла на глазах у мачехи. Ее мать умерла от удара током, когда девочке было всего одиннадцать лет. Отец вскоре женился, но мачеха так и не нашла добрых слов для пятерых детей мужа. Аллах велик. Обе девочки выросли, получили образование благодаря родственникам по материнской линии. Братья осели в соседнем Карабулаке. Младший из братьев - Курейш окончил строительный факультет Грозненского Нефтяного Института. Устроился на работу в одно из строительно-монтажных управлений. Но однажды железобетонная плита сорвалась с крана и придавила прораба участка. С тех пор он - инвалид. Это он встречает сестру после работы.
      
             Шли годы. Аллах не давал молодым детей. Просьбы жены обратиться к узким специалистам, результатов не давали. Как-то придя с работы, Луиза застала мужа с посторонней женщиной. Она узнала в ней свою новую соседку. Хажибекар ударил Лиузу за то, что она посмела выставить его подругу.
- Курица, которая не несет яйца, должна знать себе цену, - сказал он и вышел вслед за Ириной. Луиза собрала свои вещи и ушла. Она несколько раз видела Хажибекара, но он так и не попросил ее вернуться. Причину своего ухода она не стала объяснять брату, намекнув, что пока временно поживет у него. Курейш неоднократно слышал о похождениях зятя, но молчал. Жалел сестру, но о ее семейной жизни с ней не говорил. При встрече Хажибекар делал вид, что все нормально.
           Быстро собрав необходимые вещи, Луиза уехала к старшему брату.
           На звонки Заурбеку отвечали, что доктор уехала в отпуск. Несколько раз  он приезжал в больницу с малышкой. Но безрезультатно.
           Когда он наконец нашел ее, сразу заметил заплаканные глаза.
- Луиза, куда ты пропала? Что случилось?
- Все хорошо, нормально. Просто немного расстроена.
- Скажи мне, что случилось?
- Я не могу с тобой говорить на эту тему. Извини.
- А можно я привезу с собой Императрицу? - спросил Заурбек.
- Дай мне развестись с мужем. Потом привезешь. И не приезжайбольше, пока я не разведусь.
           Луиза закрыла лицо руками и убежала в ординаторскую.

  За две недели отпуска Луиза съездила в Орджоникидзе на обследование и узнала, что  она не может иметь детей из-за физиологического строения детородного органа. И только теперь поверила, что подруга Хажибекара, Шпак Ирина беременна от ее мужа.
          На просьбу дать ей развод, Хажибекар ответил, что предлагает ей взять ребенка у Ирины и воспитывать его, так как он больше, чем уверен, что именно из-за нее у них нет детей. А согласна ли с его решением Ирина, он не сказал, потому что сам толком не знал, как отреагирует на это беременная. Луиза встретилась с Ириной и спросила насчет ребенка.
Ира ответила, что этим ребенком, она связала себя с Хажибекаром и никогда не отдаст ребенка.
- Я рожу ему сына. И не одного, - заверила Ирина.
- Тогда роди его в браке. Передай Хажибекару, что я прощаю его. Я захлопнула дверь в его дом навсегда. Пусть он отпустит меня, - кусая губы, произнесла Луиза и, развернувшись, быстро пошла по аллее парка.
         Луиза шла по заснеженному парку. Крупные капли слез катились по ее розовым щекам. Обида на мужа, на саму себя, что за пять лет они не нашли время на обследование и лечение, тяжелой ношей повисла  на плечах. В глубине парка раздавался детский смех. Дети шумно играли в снежки. Молодые мамаши чинно расхаживали с колясками.
         Тяжелые рукава многолетнего дуба свисали до самой земли. Чинары спали мирным сном. Старые ели храпели. А вокруг стояла дивная красота. Красногрудые снегири нагло клевали рябиновые грузди.

- Мама! Мамочка! - услышала она звонкий детский голос. Навстречу неуклюже бежала малышка, Айзан - маленькая Императрица. Луиза остановилась и быстро вытерла слезы.
- Мамочка, ты плачешь? Твои глазки плачут? - тараторила девочка, обняв женщину за колени.
- Нет, моя хорошая. Это снежинка мне в глаз попала.
      Нагнувшись, Луиза поцеловала девочку и посмотрела по сторонам, думая, что ребенок с отцом. Но прямо на нее шли Хажибекар и Ирина. Луиза растерялась, не зная, что делать.
- Мамочка, согрей меня.
  Малышка  протянула ручки. Луиза дотронулась до рукавичек ребенка и, нащупав, что они мокрые,сняла их и начала натягивать на ее маленькие ручки свои кожаные перчатки.
- Кто это? - спросил подошедший Хажибекар.
Луиза привстала, но не успела ответить.
- Мама, моя мама, - бойко ответила малышка. Луиза молчала.
- Императрица! А ты с кем? - спросила Ирина, узнав дочь своего шефа. - А, вот и Ахьмада вижу. Круглая земля. Это дети моего шефа, Бека.
         Малышка тянула руку Луизы, а та стояла, как вкопанная и смотрела вслед уходящей паре.

На следующее утро Хажибекар с двумя товарищами заехал к бывшей жене и объявил, что дает ей развод. Луиза вздохнула облегченно.
          Весной она пришла в дом Заурбека. Дети не могли нарадоваться маме, которую нашла для всех Императрица. А в последние дни декабря в доме раздался плач малышки, которую пыталась раздавить в объятиях старшая сестра Айзан.
-Маьлха-Азни. Расти здоровой и красивой на радость нам всем, - взяв на руки девочку, плакала от счастья Зарган.

                                ***

             - Когда  сообщили, что не могу иметь детей, я просила Аллаха скорейшей смерти для себя. Мне было больно, - делилась Луиза со своей младшей сестрой. - За предательство. Измену. И  оправдывала желание Хажибекара иметь детей. И если не Императрица, то, наверное, умерла бы.
- Родная моя! Мы все смертны. Нельзя звать ее. Она у нас под ногами. Аллах наградил тебя хорошей семьей. Забудь прошлое. Живи сегодняшним днем.
- Да. Я захлопнула ту дверь. Да будет благосклонна судьба ко всем.
- Да хранит нас Всевышний.
- Да поможет нам всем Всевышний!
          
              Все мы смертны. Скользя по жизни, мы пытаемся наткнуться на смерть. А она у нас под ногами, хотя не знаем, когда она нас кольнет.
             Имана не знающий достоин сожаления.
             Истина заповедей неоспорима.
             Да будет благосклонна к нам судьба.