Повозка с игрушками, продолжение второе

Каркай Икс Сибино
18

Город был рассечен глубокими оврагами. Улицы вытянулись вдоль Волги. Все здания новые... Разрушенных мало – оставлены для киносъемок. Одна из улиц привела в речпорт. «Может матросом возьмут?» – подумал и зашел в отдел кадров.

– Без прописки не берем! – сказал лысый человечек.

Побродив по городу, вернулся на вокзал... «Куда ехать? На Урал? – заводов там много, рабочих рук не хватает, возьмут и с таким паспортом. А вдруг не возьмут? А что, если в Омск? Там я наверняка устроюсь – тетушка Руфь – она подтвердит, что я племянник».

19

Проводница оказалась доброй – пожалела его – пустила в тамбур.

20

Омск!

21

«Старожилы должны знать», – подумал Павел.

– Скажите, где находятся бараки?

– Какие?..

– В которых эвакуированные живут.

– Какие эвакуированные?

– Те, что во время войны! – объяснил Павел.

– Их уже реабилитировали, – сказал таксист.

– Да я не этих имею в виду.

– Тогда не знаю.

22

– На Первой линии. Туда восьмой трамвай ходит, – ответила ему пожилая женщина.

Павел поблагодарил и пошел по ходу трамвайных рельс. Колея казалась бесконечной. Сгустились сумерки. Холод пронизывал до костей. В осеннем воздухе закружились белые мухи...

23

Омичи оглядывались – надеть в сентябре короткую рубашку и летние тапочки мог только сумасшедший!

24

«Надо отогреться», – решил Павел и заглянул в подъезд многоэтажного дома. Лестница – подвал – остатки строительного мусора... Павел двигался на ощупь – ладони наткнулись на пучок теплых труб – отверстие... Протиснувшись, полез по трубам – пучок был широким. Примостившись поудобнее, закрыл глаза, но уснуть не мог – над головой что-то скрипело... «Откуда это пятно?» – пальцы прикоснулись к доскам – щель! – свет проникал сквозь нее – шаги... прислушался... голоса – мужской и женский – отдельные слова, куски фраз: приходишь вовремя... ****уешь!.. подругой была... зараза!.. каждый день, каждый... садист!.. корова!.. врешь!.. ты!... ты!... и-а-е-я-а...

Что-то стеклянное ударилось о пол и разлетелось. Голоса смолкли, женщина плакала...

– И-е-я-а, и-я-а, я-а, я, – всхлипывания становились все более короткими и неожиданно прекратились.

Подвал утонул в тишине...

25

«Неужели и я так буду жить, неужели и я так, неужели и я...»

– И-а-и-а, и-я-а, я-а, я, – Павел уснул.

26

Железнодорожная насыпь, барак, коридор... Звякнула цепочка... Дверь приоткрылась:

– Что надо? – проскрипел старческий голос.

– Извините... Здесь живет тетушка Руфь?

– Она выбралась. Ей дали квартиру в новом доме, на Одиннадцатой линии.

– Вы не знаете адреса?

– Адреса не знаю, а дом рядом с кинотеатром.

27

Тетушка Руфь племянника не узнала. В дом пустила после того, как перечислил всех родственников...

– Ты же совсем голый! В безрукавке! В тапочках! Убежал из дому! Господи! – восклицала она, сжимая руками за голову.

Павел сидел на краю дивана – босиком. Полы, шкаф, сервант, вязаные салфетки – блестело все: тетушка была старой девой.

– Я ванну приготовила. Пока отмоешься, я в магазин сбегаю, – она положила рядом с племянником полотенце, взяла со стола ключи, захлопнула дверь и закрыла на нижний – внутренний замок.

28

Срочная телеграмма: ОН У МЕНЯ – РУФЬ.

29

– Дорогу жизни он ищет – кровопийца!

– Да, ищу!

– Чтоб ты провалился вместе со своей дорогой.

– Не кричи на Павлушу. Я знаю его вот таким, – тетушка показала рукой от пола, – у него уже тогда странности были...

– Какие странности? – спросил отец.

– Только отвернешься, а он уже возле шифоньера – вещи выбрасывает. Оно, говорит, каждую ночь туда уходит. Кто оно, допытываемся, – молчит и на икону показывает. И я била его и Зина – не помогало...

– И не помогло! – вставил отец.

– Война! – тетушка тяжело вздохнула, – Зина в Бога не верила, а молилась...

– Она там с ума сходит, – сказал отец и, тряхнув головой, гаркнул, – поедешь домой?

– Нет!

– Что же ты хочешь?

– Пусть она меня пропишет, – сказал Павел, кивнув на тетушку,

– При всем желании, Павел, я этого сделать не смогу,

– Почему?

– Квартира у меня ведомственная.

– Руфь, – сказал отец, – с кем ты разговариваешь, он же жизни не знает, – резко повернулся к сыну, – кстати, чтобы прописаться, тебе нужно получить паспорт.

– Я уже получил, – сказал Павел, – вот он! Отец открыл потрепанные обложки. Вены на шее у него вздулись и паспорт полетел сыну в лицо.

– Идиот. С какого потолка какой-то ий у тебя получился? И я - не ий, и мать у тебя никаким макаром не ийка.

Тетушка Руфь подняла паспорт и удивленно замерла на первой странице.

– Я же говорила, что сын у тебя со странностями!..

– У него с этим не все в порядке, – сказал отец, постукивая себя по лбу, – постели нам!

Тетушка подошла к дивану...

– А ты где будешь спать? – спросил у нее отец.

– На полу.

– Не делай нам курорта, – загремел отцовский голос.

Тетушка испуганно засуетилась, открыла шкаф, вытащила запасное белье, положила на пол матрац, постелила... Щелкнул выключатель. В комнату погрузились щупальца уличного фонаря...

30

Две спины притворялись уснувшими – за ночь не шелохнулись: отец хотел видеть сына счастливым, а сын видел привидение – оно тащило за собой повозку с игрушками.

31

Ночь. Третья смена. Давление шесть атмосфер. Павел нажимает кнопку «включено». Гудит компрессор. Ползет по шкале стрелка манометра. Давление двенадцать атмосфер – Павел нажимает кнопку «выключено». На целых полчаса цех обеспечен воздухом – чем занять себя? – Павел бежит в кузницу, включает свет, разжигает горн, кладет заготовку и присыпает ее углем, возвращается в компрессорную, нажимает на кнопку и снова бежит в кузницу...

– Та-та-та, ти-та-та, та-та-та, ти-та-та, та, – поет в его руке молоток.

Кузница исчезает – горн превращается в падающее за горизонт светило...

32

В небе сокол парит,
Солнце путь свой бежит,
Но уж спала жара
Да за день трудовой
Уж устала земля:
Только ветер живет –
Веет вяло,
Чуть-чуть твое тело бодря,
Да трава шелестит
Свою песню поет.

33

Павел бьет молотком по заготовке и бормочет стихи – вчера ему пришел ответ из газеты «Днепр вечерний»: опубликовать не можем – стихи подражательные – детская писательница Коробейникова.

34

В первую смену работать неинтересно, У горна потеет кузнец. По заводскому двору с утра ходит механик, следит за порядком, приказывает и матерится на чем свет стоит.

35

Новости таковы: национальность не меняется...

– Какую взял, такую и носить будешь! – сказал начальник паспортного стола.

36

Мама вздыхает – каждый вздох напоминает о том горе, которое  ей досталось в сыновья. Отец стал покладистее – ругается меньше, но все равно смотрит зверем, не может видеть дурацкого паспорта.

37

Юля Бушуева поступила в театральное училище – Павел узнал об этом от Зары Кимстач.

38

На улице гололедица. Отец поломал руку – ходит в гипсе.

39

– Руфь хочет переехать в наш город, – сказала мама, еще и еще раз перечитывая письмо.

– Как это переехать?

– Поменять квартиру.

– Она же у нее ведомственная, – сказал отец.

– Да, но она пишет, что ушла на пенсию – теперь на ее квартиру ведомственность не распространяется.

– Дай, я сам почитаю, – сказал отец и через некоторое время, – пустая затея!

– Почему?

– Омск на Украину?

Глаза у отца выпучились, но мама возразила спокойно:

– У нее есть деньги!

40

Тетушка Руфь поменялась с доплатой...

– Она все свои сбережения выложила, – сказала мама.

– Ничего, – возразил отец, – у нее приличная пенсия.

41

Весной тетушка Руфь заболела – у нее рак.

42

– Зина, где его паспорт?

– Там где фотографии.

– Зачем он тебе? – спросил Павел.

– Тетушка хочет прописать тебя.

– Разве я не прописан?

– Так это же у нас, – сказала мама.

– Не вижу разницы.

– Болван, – гаркнул отец, – ее квартира тебе останется.

43

Лето было таким жарким, что асфальт плавился.

44

– Завтра у него день рождения, – посмотрела на племянника, – надо отметить!

– Руфь, но ты же... – мама не договорила.

– Я еще живая, – тетушка провела рукой по клеенке и обиженно отвернулась.

45

– С этого дня ты должен вести себя хорошо, – сказала мама.

– Я пью за то, чтобы ты поступил в институт, – сказал отец.

– Я верю в тебя, – сказала тетушка, прижимая высохшие руки к сердцу, – ты мальчик неглупый!

46

– Одного балла не хватило, – восклицала мама.

– Он свое все равно возьмет, – обнадеживала умирающая тетушка. Отец молчал...

47

– Ключи от ее квартиры я тебе не дам, – будешь жить у нас, пока ума не наберешься, – сказал отец, вытирая руки – прикрикнул: умойся, ты был на кладбище!

48

На завод пришел офицер. Всех молодых собрали в конвейерном цеху...

– Служба – дело почетное, – загремел бравый голос – начищенные до блеска сапоги двигались вдоль конвейера, минуя мазутные пятна, – на ваши плечи ляжет самая ответственная задача – в случае необходимости защитить Родину!

49

– Там мозги вправят! – бурчал отец.

50

Хлопала дверь. Сигарета обжигала пальцы, Дышал ветер. Опадала листва – двигалась по мостовой прыжками к бордюрам. Павел стоял у входа в театральное училище...

– Юля!

– А... это ты! – прижала к бедру сумочку – остановилась, – я спешу.

– Я провожу тебя.

– Видишь двух девочек, – она кивнула на троллейбусную остановку, – они меня ждут.

– Ладно, – сказал Павел, – не буду назойливым – я пришел попрощаться.

– Умирать собираешься? – улыбнулась.

– Ухожу в армию, – Павел отбросил щелчком сигарету, – назови мне свой адрес.

– Ты знаешь его.

– Номер квартиры.

– Ты хочешь мне писать?

– Да!

– А я не обещаю...

– У тебя есть парень?

– Почти угадал.

– Я все равно люблю тебя.

– Ты Зару любишь.

– Что?!

– А вспомни пляж.

– Она..., я..., – в отчаянии махнул рукой и, оставив Юлю, перебежал перекресток.

51

Казарма – сорок коек, сорок характеров, сорок голосов...

– Цыбульник не выдержал барокамеры.

– Он в береговой обороне служить будет.

– А у тебя уши не лопнули?

– У наших все выдержит.

– Особенно череп, – сказал Павел, положив книгу на тумбочку – приподнялся...

– Ты куда?

– Отлить.

Длинный коридор. Туалетная. Павел открывает дверь – в окружении стоит мускулистый парень, по пояс голый. У него на локтевом сгибе лежит иголка. Парень медленно сгибает руку и тут же разгибает – иголка вошла в мышцу. Шепот восхищения...

– Вот это да!.. Вот это воля!...
                .
                О
                Т
                Б
                О
                Й
                !..
                О
                Т
                Б
                О
                Й
                !..
                О
                Т
                Б
                О
                Й
                !..
                .
Скрипят койки... Кто-то рассказывает анекдот...

– А он ей в туды!.. Хохот...

52

Катер буксировал шлюпки – вытянутая линия – один общий канат – шлюпки привязаны к нему одна вслед за другой. На шлюпках мы – с ног до головы в белом – роба! – название романтическое – пахнет пиратами. На плечах у нас морские воротнички, на стриженных головах – бескозырки.

– Не перегибаться через борт! – кричит в рупор офицер, но кому из нас не хочется прикоснуться к морской воде: многие впервые увидели море. Наш курс – учебная база: мы должны там принять военную присягу и пройти спецподготовку.

53

Палатки стоят в километре от берега, среди елей... Горнист играет подъем. После зарядки  ведут к морю. Последние дни сентября, но вода теплая. Место купания огорожено сеткой. Тянет туда, где глубина хотя бы по горло. Нельзя. На шлюпке командир отделения – увидит, два дня не войдешь в воду. Всплеск! – наш «ком» оглядывается – упирается руками в борт – наклоняется – видит уходящие в глубину пятки.

Вчера:

– Ты, наверно, цыган, что такой черный?

– Я ий!
   

– Одна из народностей Кольского полуострова.

– Будет врать. Я родом оттуда. Там никаких иев никогда не было.

– Неужели не было?

– Точно нет.

Указательными пальцами Павел растягивает глаза.

– Я китаец!

Сегодня:

Мертвый час. Четыре койки. Четыре банки[1] – на каждой аккуратно уложена роба. Входит «ком». Осматривает палатку.

– Встать!.. Мартынов и Заславский, можете лечь. Устюк и Копровин – у вас робы уложены неряшливо.

– Не вижу, товарищ старшина первой статьи.

– Молчать! – «ком» вскидывает руку – смотрит на часы, – одеться!

Двое набрасывают на себя одежду.

– Раздеться!

Двое сбрасывают ее и тут же укладывают на банки.

– Сорок пять секунд! – восклицает «ком», опуская руку, – матросу на то, чтобы раздеться и сложить робу положено тридцать секунд – с этого дня будем тренироваться,

54

Подъем. «Ком» обходит шеренгу – останавливается возле Копровина.

– Почему невеселый вид?

Молчание – глаза упираются в землю...

– Когда спрашивают, надо смотреть в глаза!

Молчание – глаза упираются в землю...

– Два наряда вне очереди! – взрывается воздух...

Избавление – камбуз: Павел колет дрова, моет посуду – думает.

55

Солнце – его не видно – оно над головой – оно в зените. На бетонном плацу двое – стоят друг против друга – на плече одного из них карабин.

– Сплча! – командует другой.

Карабин летит к ноге, онемевшие пальцы прижимают его к туловищу, по вискам стекают струйки пота. «Только не показать, что я устал... И он устал... Ему тоже жарко... Выдержу... Умру, но выдержу!»

– Наплчо!

Павел, улыбаясь, выбрасывает вверх карабин – движения автоматические – правая рука поднимает оружие, левая подхватывает и ставит на плечо.

56

....................в......т......п....................
....................т......а......р....................
....................о......б......а....................
....................р......а......в....................
....................а......н......о....................
....................я......ь......й....................

№1......№2.................................№2........№3
...Я ШЛЮПКИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ШЛЮ...
№1......№2.................................№2........№3

....................о......к......в....................
....................ф......р......р....................
....................и......и......у....................
....................ц......ч......п....................
....................е......и......о....................
....................р......т......р....................


_____________
[1] банка – табуретка (морской жаргон).


______________
Ссылки на переходы:

http://proza.ru/2009/11/18/155 < Продолжение первое

Продолжение третье > http://proza.ru/2009/11/19/78