Св. Антоний и св. Феодосий Печерские

Константин Рыжов
                (Преподобные Антоний и Феодосий Печерские)

Преподобный Антоний – основатель Киевского Печерского монастыря и фактический родоначальник русского монашества - родился около 983 г. в русском городе Любече. Еще будучи юношей, он отправился в паломничество в Византию, посетил Константинополь, а оттуда ушел на святой Афон – в центр иноческой жизни греческого Востока. Обходя тамошние монастыри и наблюдая за их жизнью, он вскоре сам пожелал принять пострижение. Один из игуменов исполнил его желание и взял в свой монастырь. Антоний прожил на Афоне несколько лет. Но однажды игумен позвал его к себе и сказал: «Ступай обратно на русскую землю, - и пусть живущие там через тебя преуспевают и утверждаются в христианской вере, и да будет с тобою благословение Святой горы!»

        Возвратившись на Русь, Антоний не пошел в родной Любеч, а решил поселиться в окрестностях Киева. Он обошел несколько монастырей, которые устроили иноки-греки, пришедшие вместе с князем Владимиром для крещения Руси. Но ни один из них ему не понравился, так как здесь не содержали чина и устава совершенного общежития. Поэтому Антоний решил жить отдельно, – стал ходить по лесам и горам и так дошел до княжеского села Берестова. Тут он нашел пещеру, когда-то выкопанную варягами, и поселился в ней.

        Во время смут, которые наступили в 1015 г. после смерти князя Владимира, Антоний вновь удалился на Афон. Но после того, как в Киеве в 1019 г. утвердился великий князь Ярослав Мудрый, на Руси наступил мир. Тогда Антоний возвратился  к месту своих прежних подвигов -  на холм неподалеку от Берестова, покрытый вековыми лесами. Незадолго до этого тут ископал пещерку для молитв пресвитер Илларион, будущий киевский митрополит. Место это очень полюбилось Антонию; он поселился в пещере Иллариона и молил Бога о том, чтобы Он утвердил его вселение на этом месте.

    Несколько лет прожил Антоний один в непрестанной молитве, вкушая сухой хлеб и удовлетворяя жажду умеренным количеством воды, да и то через день. Иногда он не вкушал ничего всю неделю, пребывая день и ночь в молитвенном бдении. Узнав о подвигах преподобного, к нему стали приходить  некоторые христолюбцы и просили позволения поселиться поблизости от его пещеры. Антоний всех принимал и постригал. В числе первых его учеников  были блаженный Никон и блаженный Феодосий. Когда собралось 12 братьев, они общими усилиями выкопали большую пещеру, в которой устроили церковь и келии. Но едва жизнь общины наладилась, Антоний собрал монахов и сказал им: «Бог вас собрал, братья, а я вас постриг по благословению Святой горы. Да пребывает на вас благословение от Бога и от Пресвятой Богородицы. Живите одни – я поставлю вам игумена; я же хочу жить один, как привык к тому в прежние годы». Вскоре он поставил им игуменом блаженного Варлаама, а сам, избегая мятежа и молвы, сначала затворился в одной из келий здесь же в пещере, а потом переселился на другой холм, где начал копать новую пещеру. Он, впрочем, ушел туда не один, а с небольшим количеством учеников, желавших посвятить себя строгому отшельничеству. У Антония, вследствие его святой жизни, открылся тогда дар чудотворца. Многих болящих, обращавшихся к нему за помощью, он исцелял зеленью, которой питался сам.

    В 1054 г., после смерти Ярослава Мудрого, власть в Киеве принял его сын Изяслав. К этому времени  Антоний уже прославился по всей Русской земле за свою многодобродетельную жизнь, подобно тому, как в древности прославился в Египте Антоний Великий. Сам князь Изяслав приходил к нему со своей дружиной, прося молитв и благословения. За прошедшие годы число братии так умножилось, что они уже не могли помещаться в подземной церкви. Тогда, по благословению Антония, монахи начали над пещерой постройку храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Едва работа была окончена, князь Изяслав взял Варлаама игуменом в основанный им Дмитровский монастырь. Тогда Антоний, по просьбе монахов, поставил им в игумены Феодосия.

    Нестор, автор Жития преподобного Феодосия, пишет, что на том с самого его рождения лежала печать Божеской благодати. Уже в детстве (которое прошло в Курске) он был тих и задумчив, не любил игр,  а думал лишь о том, как спасти свою душу. Каждый день юноша ходил в ближайшую церковь  и пек там просфоры. Этот труд он добровольно взял на себя перед Богом. Его не смущали ни насмешки сверстников, ни попреки его матери, которая часто ему говорила: «Молю тебя, чадо мое, брось свою работу. Ведь ты срамишь семью! Не могу больше слышать, как все потешаются над тобой». Но юноша с терпением продолжал свой труд. Когда он вошел в совершенные лета, то покинул дом в Курске и пришел в Киев. Здесь он услышал о святом Антонии, явился к нему и стал просить, чтобы тот принял его к себе в обитель для иноческих подвигов. Антоний, поговорив с юношей, порадовался его смирению, постриг в монахи и нарек Феодосием. Добившись наконец того, чего он с детства желал всей душой, Феодосий всецело отдался Богу и все время стал проводить в трудах и молитвах. Он с величайшим рвением исполнял все монастырские послушания, не чурался никакой работы и находил все новые и новые пути смирения духа. Питался он одним только хлебом (иногда с овощами) и водой, никогда не спал лежа, но лишь сидя, и никогда не омывал тела.

     При Феодосии число черноризцев быстро умножилось до ста человек. Видя под своим началом такое большое количество монахов, Феодосий, посоветовавшись с Антонием, решил основать настоящий монастырь. Князь Изяслав по первой просьбе святого с великой радостью отдал во владение будущего монастыря гору над пещерой. Там вскоре была построена большая церковь. Вокруг нее поставили келии, а сам монастырь обнесли оградой. Не позднее 1062 г. монахи переселились сюда из пещер. Новая обитель, тем не менее, продолжала именоваться Печерской в память о том, что черноризцы прежде жили в пещерах. Здесь был принят строгий устав, списанный с устава Студийского константинопольского монастыря (согласно нему в Печерской обители вводилось строгое общежитие; монахам не позволялось иметь ничего своего, даже иголки). Из Печерской обители этот устав впоследствии разошелся по другим монастырям древней Руси. «Оттого и почитается монастырь Печерский старейшим среди всех монастырей», - пишет автор летописного Сказания о  начале монастыря.

    Сделавшись игуменом, Феодосий не изменил себе. Он по-прежнему брался за любую, самую трудную работу: выпекал хлебы, носил воду, прял шерсть. Как-то, рассказывает Нестор, келарь пожаловался ему, что некому наколоть дрова для приготовления пищи: «Прикажи, отче, чтобы кто-либо из свободных братий пошел и наколол дров, сколько требуется». «Вот, я свободен», - отвечал преподобный; он тут же взял топор и отправился колоть дрова. И так случалось не однажды. На работу он приходил прежде других, первым являлся в церковь на службу и последним выходил из нее, во всем будучи примером для братий. Одежда его была ветхой; как и в юности, преподобный избегал богатых риз. Нестор в "Житии" святого рассказывает о таком случае. Однажды Феодосий отправился по какому-то делу к князю Изяславу Ярославичу, пребывавшему тогда в своем загородном селе, довольно далеко от города. Беседа их затянулась до позднего вечера. И князь, чтобы преподобный мог отдохнуть, приказал отвезти его до монастыря на телеге. И вот, уже в пути, возница, видя, как бедно он одет, и решив, что перед ним простой монах, обратился к нему с такими словами: «Черноризец! Ты всякий день без дела, а я устал. Сделаем так: ты садись на лошадь и правь ею, а я посплю в телеге». Блаженный Феодосий смиренно сошел с повозки, сел на коня, и так продолжили они свой путь. Когда рассвело, им начали попадаться вельможи и бояре, ехавшие к князю; еще издали узнав Феодосия, они кланялись ему. Видя это, отрок пришел в ужас, поспешно сел на коня, и они продолжили путь. Братия вышла навстречу игумену и также в пояс поклонилась ему. Отрок смутился еще больше. Он ждал выговора, но Феодосий, взяв его за руку, ввел в трапезную, велел досыта накормить, дал вознице денег и отпустил.

     Игумен поучал своих учеников в нестяжании и призывал их не думать о богатствах мира сего. Он часто обходил келии и если находил у кого из братий чего-либо не предписанное уставом – одежду или какую-то пищу, то изымал это и бросал в печь, говоря так: «Не следует, братия, нам, монахам, отвергшим все мирское, держать имущество в келиях своих. Как же можем мы тогда с чистым сердцем обращаться к Богу?» Сам он никогда не пекся о завтрашнем дне и всецело надеялся на милость Божию. Нестор в Житии приводит множество примеров того, как преподобный повелевал раздавать последнее, что было в монастыре, и чудесным образом закрома наполнялись вновь: то кто-то из княжеских слуг, то какой-то неведомый благодетель привозил в монастырь хлеб, вино или деньги именно в тот день, когда эконом уже отчаивался приготовить обед или найти вино для литургии. Впрочем, уже при Феодосии монастырю принадлежали значительные богатства, в том числе и села с монастырскими работниками.

    При Феодосии изменилась не только внутренняя жизнь монастыря, но и совершенно по-новому была обозначена его роль в русском обществе. Теперь это была уже не затерянная в чащобе обитель иноков, спасавших себя от шумного и греховного мира. Сюда приходили за молитвой и благословением самые разные люди - от малых и до великих мира сего, видевших в иноках своих молитвенников перед Богом и заступников в житейских делах. И монастырь старался помочь всем. В нем строится особый «двор» для нищих и больных (богадельня), подается щедрая милостыня. Феодосий не оставлял своей заботой и власть предержащих. Принимая от них дары, игумен, в свою очередь, поучал их в Священном писании, внушал христианские нормы поведения, призывал к строгости и аскетизму. (Так, однажды Феодосий пришел в княжеские палаты к князю Святославу Ярославичу и застал там множество музыкантов, которые играли и веселились, как это обычно бывает у князей. Преподобный сел рядом с князем и, опустив очи долу, спросил его тихо: «А так ли будет на том свете?» И велел Святослав прекратить музыку и с тех пор, когда приходил к нему Феодосий, запрещал музыкантам играть, рассказывает Нестор).

    Все время игуменства Феодосия Антоний оставался его духовным наставником. Под конец жизни, не смотря на очень преклонный возраст, святому пришлось пережить гонения. В 1067 князь Изяслав обманом, нарушив крестное целование, захватил в плен своего дальнего родича полоцкого князя Всеслава и держал его в тяжелом заточении. За это Антоний не раз корил и обличал его. В 1068 г. киевляне, восстав против Изяслава, изгнали его и посадили киевским князем освобожденного ими Всеслава. Во время своего недолгого княжения тот несколько раз ездил к Антонию и беседовал с ним. В 1069 г. Изяслав вернул себе Киев и стал сильно злобиться на Антония, как за прежние обличения, так и за близость его к Всеславу. Антонию пришлось искать убежища в соседнем Черниговском княжестве у  Изяславова брата Святослава. Тут ему полюбилось одно место на Болдинских горах. Он выкопал пещерку и жил там (потом на этом месте возник Успенский монастырь). Вскоре Изяслав раскаялся в своей горячности и стал присылать к преподобному людей с просьбой вернуться к печерской братии, что тот и сделал. Святослав Черниговский  продолжал и после покровительствовать святому. Сделавшись в 1073 г. киевским князем, он подарил Антонию поле, прилегающее к пещере. Здесь, еще при его жизни было начато строительство каменной церкви Пресвятой Богородицы. Скончался Антоний уже глубоким стариком в июне 1073 г.

   Преподобный Феодосий пережил своего учителя всего на несколько месяцев. О его кончине Нестор рассказывает так. Феодосий имел обычай: когда наступало время Великого поста, он поучал братию о том, как надлежит проводить постное время, а сам покидал монастырь и, взяв с собой немного хлебцев, затворялся в пещере. Здесь Феодосий проводил весь сорокадневный пост в молитвах и строгом воздержании, даже не разговаривая ни с кем; только если у кого было к нему какое-нибудь неотложное дело, тот мог побеседовать с преподобным через малое окошко, и то лишь в субботу и воскресение. Когда же заканчивался пост, накануне Вербного воскресения, игумен возвращался в свою обитель и, проведя с братией дни Страстной недели, светло праздновал Святую Пасху. И вот однажды, по обычаю отпраздновав светлый день Воскресения Христова, преподобный впал в болезнь. По прошествии нескольких дней он приказал вынести себя во двор, собрал иноков и объявил им так: «Вот, братия мои, открыл мне Господь во время поста, когда я пребывал в пещере, что пришло мне время уйти от света сего». Братия избрали преемником Феодосия его ученика Стефана. Вскоре после этого, 3 мая 1074 г., Феодосий скончался. Он завещал похоронить себя в той пещере, в которой по обычаю проводил дни Великого поста. В 1091 г. его мощи были перенесены в церковь Успения Пресвятой Богородицы, а в 1108 г. по инициативе князя Святополка Изяславича, было установлено общецерковное празднование святому.

    По кончине преподобных Антония и Феодосия Печерский монастырь в течение долгого времени оставался наиболее чтимой русской обителью. В стенах его продолжали свои подвиги многие известные подвижники. Некоторые ученики Антония и Феодосия в дальнейшем стали почитаться как святые.

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Конспекты по истории России http://proza.ru/2020/07/17/522

Нестор http://proza.ru/2012/02/20/314