Пуссен. Автопортрет. 1650 г. Париж. Лувр.
В этой картине Пуссен с поразительной силой воплотил драму собственной жизни и общую драму Разума, искупающего свою независимость ценой жизненного самоограничения. Мужественное строгое лицо, обрамленное черными седеющими волосами, приковывает к себе внимание благородством черт и одухотворенностью. Сдвинутые брови, глубокая складка на переносице, плотно сомкнутые губы говорят о напряженной работе мысли. Рука спокойно лежит на папке с рисунками, но пальцы крепко сжимают ее. За спиной Пуссена, на втором плане слева, обломок античного фриза с орнаментом – один из тех антиков, обмеряя и изучая которые художник постигал открытые древними законы красоты. За фризом - озаренное ярким светом, улыбающееся лицо женщины. «Эта прекрасная женщина, - поясняет Беллори, олицетворяет собой живопись, а две руки, обнимающие ее за плечи невидимого персонажа, – символ дружбы, в знак которой написан автопортрет». Непосредственно за спиной художника – напоминающий мемориальную доску щит с латинской надписью: «Портрет Никола Пуссена… живописца» и дата: «1650».
ПУССЕН http://proza.ru/2010/02/02/276