Пуссен. Суд Соломона

Константин Рыжов
Пуссен. Суд Соломона. 1649 г. Париж. Лувр.

Сюжет  картины овеян эпическим духом библейского сказания. «Пришли две женщины к царю, и сказала одна: "О господин мой! Я и эта женщина живем в одном доме. И родили мы с ней одновременно сыновей. Но умерло дитя ее. И встала она ночью, когда я, раба твоя, спала, и взяла сына моего, а своего, мертвого, положила у груди моей". И сказала другая женщина: "Нет, мой сын живой, а ее мертвый". И приказал царь разрубить живого ребенка  надвое и отдать  одну половину одной, а другую – другой. И вскричала та женщина, сын которой был жив: "О, господин мой, отдай ей этого ребенка живым". А другая сказала: "Пусть же не будет ни мне, ни ей, рубите!". Тогда повелел царь отдать первой живое дитя, ибо она - мать».

Царь в картине Пуссена неподвижен, как изваяние. Спорящие женщины, напротив, охвачены сильнейшим волнением. Но обуревающие их чувства различны: в позе и жесте одной, бросающейся на колени перед царем и в мольбе простирающей к нему руки, ощущается отчаяние; в позе другой – гнев, в движении ее руки, протянутой к воину, выхватывающему из ножен меч, почти приказание: «Руби!» Поразительно точно найден стремительный взгляд царя и жест его рук, выражающие то напряжение, с каким Сомон улавливает положение вещей, успевает вынести решение и отменить приговор.

ПУССЕН http://proza.ru/2010/02/02/276