Представление начинается! часть 12, заключительная

Van
На несколько секунд на сцене воцарилась тишина. Все замерли. Никто и никогда не осмеливался говорить на этой сцене такие слова режиссеру. Потом Игорь тихо, но очень твердо и отчетливо произнес, обращаясь к охранникам:
- Ребята, выкиньте этого старого идиота из театра. Да накостыляйте ему, как следует, чтобы поумнел чуток.
Двое охранников медленно пошли в зал.
- Не надо!!! - закричала Маша, - Игорь, прошу, не трогай папу! Я все сделаю! Я разденусь! Я отдамся! Я выполню все, что ты скажешь! Верни их!
- Нет! Его надо наказать! Да и тебя тоже!
- Папа, беги! - обратилась она к стоявшему неподвижно Карлу Ивановичу, - Да беги же ты! Ну что ты стоишь? Зачем ты пришел? Ну, пожалуйста, беги!
- Игорь! - громко обратилась к режиссеру Тамара Леонтьевна, - Верни своих костоломов. А не то...
- Что? Ну что "а не то"? Что вы мне сделаете? А? Вы - быдло, расходный материал, рабочий инструмент. Мой рабочий инструмент! Завтра же все приползете обратно! Все приползете! Будете умолять, упрашивать, на коленях ползать! А я еще посмотрю, брать вас, или нет. И на какую работу брать. И на каких условиях. Я еще посмотрю! Ну что вы там встали, остолопы? - крикнул он подошедшим к Карлу Ивановичу охранникам, - Врежьте ему промеж глаз и выкиньте из театра! Ну!
- А вот этого делать не следует! - раздался грозный голос из глубины сцены, - Только троньте его - мигом за решеткой окажетесь!
- Сергей Сергеевич? - изумленно воскликнул Игорь, - В чем дело? Почему?
На сцену действительно выдвинулся Сергей Сергеевич - начальник местного отделения милиции. Закон и Власть. Непререкаемый авторитет. Он единолично решал все проблемные вопросы в городке. Человек суровый и, как он сам всегда говорил, неподкупный. Хотя практически все уже знали, что неподкупность его показная. Он весьма охотно оказывал различного рода услуги за скромное вознаграждение, чем большинство и пользовались. Рядом с ним был Миша, охранник из местной тюрьмы.
- А вам, Игорь Александрович, я бы советовал вообще помалкивать.
- Это почему еще? В моем театре мне же угрожают - а я молчи?
- В твоем?
- Да, а почему ты спрашиваешь?
- А где документы?
- Какие документы?
- Документы, дающие тебе право так говорить "в моем театре".
- Я назначен главным режиссером муниципалитетом города. Есть приказ. Он у меня в кабинете. И там есть и твоя подпись. Не помнишь?
- Почему же не помню. Прекрасно помню. Только вот в том документе ни слова не говорится, что это здание - твое.
- А чье же? Раз я режиссер, то здание театра - мое!
- Ух, какой ты шустрый! Немного не так. На здание должны быть отдельные документы. Есть они у тебя?
- У меня нет. А вот в руководстве города наверняка есть! Обратись туда - и тебе покажут.
- Ай, молодец! А знаешь, ведь обратился.
- И что? Показали документы?
- Показали. Документы в порядке. У этого здания есть полноправный хозяин.
- И в чем тогда проблема?
- А в том, Игорь Александрович, что это не ты.
- Как? А кто?
- А раз не ты, то на каком основании ты пользуешься этим зданием? Без согласования с владельцем?
- Это не проблема, Сергеевич! Ты же знаешь меня - я договорюсь. И все документы будут в порядке. Только скажи, кто он.
- Я, - спокойно произнес поднявшийся на сцену Карл Иванович.
- Ты? - изумленно протянул Игорь.
- Да, я. И вот со мной тебе договориться никак не получится. Будь уверен.
- Но... как? Откуда? Почему?
- Папа? - удивленно воскликнула Маша.
- Мой папа, - начал говорить Миша, - когда был главой города, как-то пришел на спектакль этого театра. Тогда режиссером была еще Поляковская. И он был поражен этой работой, а особенно работой юной актрисы Маши Буратовой. Вам, Мария Карловна, тогда еще лет 14 было? И он на следующем дне города наградил папу этой юной актрисы. А наградой послужило вот это здание. Папа передал его в бессрочное пользование Карлу Ивановичу.
- А что ты молчал? Папа? - сердито спросила Маша.
- А кабы я сам знал об этом! Дали какие-то листки, ничего толком не рассказали. Вот если бы не они - он показал на появившихся в зале Наташу, Алексея и Геннадия, так бы и не знал.
- Наташка! Лешка! Гена! - вскрикнула Маша и побежала в зал.
Друзья сердечно обнялись.
- Вы откуда здесь?
- Да вот за тобой приехали, - ответила Наташа, - а тут такое, оказывается, закрутилось! Прямо ужас!
- Ты что же не позвонила? - укоризненно спросил Геннадий, - Я же просил, будут проблемы - звони обязательно.
- Ну вот такая я хулиганка. Ну, простите. Ребята, как же я вам рада!
- Карл Иванович, - подал голос Сергей Сергеевич, - так как мы поступим? Вы дадите разрешение работать театру в вашем здании?
- Пусть работает. Конечно, пусть работает, - живо откликнулся довольный Карл Иванович.
- Только не при этом режиссере, - вставил подошедший Дмитрий Петрович.
- Да, - согласился Карл Иванович, - Игорю я театр не отдам. Он злой. Людей за людей не считает.
- А тогда кто? - спросил Миша.
Кар Иванович растерянно огляделся, потом решительно показал рукой на труппу:
- А вот пусть театр сам и решит.
- Ну что, актеры? - повернулся к ним Сергей Сергеевич, - Вам слово. Кого назначить вашим режиссером?
Актеры переглянулись, перешептались, а потом Артем показал рукой в сторону Маши. Ее поддержала Тамара Леонтьевна. Потом руки вытянули Анжела с Вероникой. А потом и все остальные актеры.
- Ну что вы, - засмущалась Маша, - я не смогу. А - актриса.
Актеры загалдели:
- Маша, не отказывай нам.
- Не бросай нас.
- Еще раз не бросай!
- Соглашайся.
- Пожалуйста!
Маша замотала головой:
- Нет, нет и нет! И не уговаривайте! Ну какой из меня режиссер? Я на сцене хочу работать. У меня есть другая кандидатура!
- Кто? - одновременно спросили все стоящие на сцене.
Маша подошла к труппе и вывела оттуда Петю Робиновича.
- Вот вам режиссер! И только попробуй отказаться! - шепнула она ему на ухо.
- А что? Я согласен. - просто ответил Петя.
- Петр Витальевич, - напевно обратилась к нему Вероника, - и какие у вас будут указания? Какую пьесу берем в работу?
- Пьесу? Маша, в какой пьесе ты хотела бы поработать?
- Гроза Островского. Катерину, - автоматом, не думая ответила Маша, - ну, - замялась она, - если можно, конечно.
- Берем в работу Грозу Александра Николаевича Островского. В роли Катерины - Мария Буратова! Репетиция завтра, в десять. И прошу - не опаздывать!
Актеры громко зааплодировали.
- А меня... - неуверенно произнес Игорь Александрович, - Меня... куда?
- А ты тоже подходи завтра к десяти. Посмотрим, ведь ты был когда-то неплохим актером...

Прошло три месяца. По всему городу пестрели афиши. "В нашем театре - премьера! Александр Островский. Гроза. Режиссер - Петр Робинович! В главной роли - Мария Буратова!"
Задолго до дня премьеры все билеты на спектакль были проданы. В назначенный день в зрительный зал набилось столько зрителей, сколько не было никогда. Он напоминал автобус в час пик. Все пространство зала было битком забито людьми.
А за кулисами шли последние подготовки. Петя бегал как заведенный. Он по нескольку раз проверял каждую мелочь - реквизит, декорации, костюмы, свет, звук... Актеры были напряжены до предела, но это была приятная, рабочая напряженность.
- Петр Витальевич, - шепнул на ухо режиссеру Игорь, - пора начинать.
Игоря взяли в спектакль на маленькую роль без слов. Но он и этому был рад и старался изо всех сил.
- Петя, - попросила Маша, - а можно я объявлю?
- Конечно, Маша. Иди, объявляй.
Маша вышла на авансцену. Зал взорвался аплодисментами. Маша растерянно посмотрела. Потом приложила пальчик к губам. И зал потихоньку затих. Воцарилась тишина. Маша собралась с духом и произнесла:
- Предста...
Но тут ее голос сорвался. Она смутилась, закашлялась. Попробовала еще раз сказать. От волнения никак не могла послать голос в зал. По залу прошелестел шепоток недоумения. Но тут из первого ряда встал Карл Иванович, повернулся к залу и пробасил:
- Представление начинается!
- Правильно, - звонко произнесла Маша, - Представление начинается!

ВАН © 09.05.2011

Представление начинается! часть 11 (http://proza.ru/2011/05/07/627)
Представление начинается! часть 1 (http://proza.ru/2011/02/27/600)