Хальс. Портрет Виллема ван Хейтхейзена. Брюссель. Королевский музей изящных искусств. Ок. 1637-1639 гг.
В этом портрете, который справедливо имеет славу одного из лучших шедевров Хальса, словно в фокусе, преломляются сокровенные стремления художника. Все здесь принципиально противоположно установкам декоративного портрета, все призвано вызывать впечатление случайно вырванного и запечатленного художником отрезка действительности. На картине изображен зажиточный харлемский гражданин. Закинув ногу на ногу, коротышка сидит в беспечной позе на стуле; в его руке зажат хлыст, на его голове – небрежно посаженная набекрень шляпа. Хейтхейзен лениво смотрит на зрителя, до которого ему, по существу, нет никакого дела. Он полон довольства собой, весь его облик свидетельствует о глубочайшем эгоцентризме. Он не хочет знать никаких условностей, никаких «хороших манер», не хочет подчиняться никакому этикету. Ему важно чувствовать себя свободно и непринужденно.
Хальс http://proza.ru/2011/06/26/304