Хальс

Константин Рыжов
Сведений о жизни Франца Хальса до наших дней дошло совсем немного. Он родился  где-то между 1581 и 1585 годами в Антверпене, в семье ткача. В 1591 г. семья будущего художника переехала в Харлем, где Хальс потом и прожил всю жизнь. В 1600-1603 гг. он обучался в мастерской Карела Ван Мандера, в 1610 г. стал членом Харлемской гильдии художников. Пишут, что Хальс охотно предавался незатейливым утехам в харлемских кабачках. После веселых попоек ученики под руки приводили мастера домой. Но ему прощали его бесшабашность.

Первые полотна Хальса на аллегорические и религиозные темы считаются достаточно посредственными. Но в 1616 г. он создает прославивший его групповой портрет стрелков гильдии святого Георгия, и с тех пор, вплоть до самой смерти пишет одни только портреты (http://proza.ru/2011/06/26/295). В 1622 г. он создал первый в своем творчестве семейный портрет, на котором изобразил супружескую пару во время прогулки в саду. Таким образом, Хальс заставил  свои модели не позировать, а жить и действовать на полотне, словно они выхвачены из потока жизни. Так возник новый в европейском искусстве тип портрета – жанровый портрет. 

Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики, в них заключались для него  и как бы сгусток  всего наиболее характерного, индивидуально-выразительного в модели и ощущение уловленной жизни. Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа. Смело ломая привычные представления о портрете как о точном, статичном и бесстрастном слепке с натуры, Хальс стремился создать яркий, остро характерный образ. На его полотнах нет никакой заданности, царит полная раскрепощенность и чарующий живописный беспорядок. Люди подкупают своей жизненной силой, здоровьем, веселостью. Если им и свойственна иногда  некоторая самоуверенность и даже кичливость, они смягчены значительной долей добродушия. Мир Хальса – особая сфера, где громче звучит смех, ярче искрятся глаза, щедро расходуется энергия, и люди живут интенсивной, кипучей жизнью. Сама повседневность у него пронизана нотками праздничной приподнятости.

Для Хальса не было неинтересных лиц: он умел видеть характерное, интересное даже в самом заурядном персонаже. На всех своих героев  он смотрел не без тайной насмешки, но с искренней симпатией. Он умел схватывать  мгновенные состояния, избегая всякой застылости. Каждый персонаж на его холсте имеет свойственные только ему поворот, ракурс, позу, жест, свою особую манеру улыбаться или быть серьезным, свой взгляд на людей и на вещи. И вместе с тем, каждый персонаж выступает деятельным участником общей сцены. Особенно продуктивным стал для Хальса 1630 г., когда он пишет один за другим свои знаменитые полотна: «Мулат», «Мальчик-рыбак», «Малле Баббе» (http://proza.ru/2011/06/26/298) и, наконец, «Цыганку».

http://proza.ru/2011/06/26/299

Начиная с 40-х гг., популярность Хальса идет на убыль. Количество заказов уменьшается.Поздние произведения Хальса  чутко отражают дух времени, столь чуждый мастеру, но в них слышится и его собственное разочарование  в окружающей действительности. В некоторых работах этих лет улавливается отзвук чувств старого  мастера, терявшего прежнюю славу и уже видевшего конец своего жизненного пути.  Умер Хальс в августе  1666 г. в бедности и забвении в Харлемской богадельне. Творчество его было надолго предано забвению и вновь открыто только во второй половине XIX века.

Барокко  http://proza.ru/2023/01/24/220