Бернини. Экстаз св. Терезы

Константин Рыжов
Бернини. «Экстаз св. Терезы». Мрамор. 1644-1652 гг. Капелла Карнаро церкви  Санта-Мария дела Виттория в Риме.

Святая Тереза – монахиня, жившая в Испании во второй половине XVI века. В своих письмах Тереза часто описывает страстные  душевные порывы, экстатические состояния,  видения, посещавшие ее во время молитвы.  Этот круг ощущений,  немыслимый в качестве сюжета  для скульптуры в эпоху Ренессанса, получил гениальное воплощение у «барочного мастера» Бернини. Парящие  на облаке фигуры  святой и ангела сияют нестерпимой белизной среди колонн цветного мрамора, на фоне бронзового фронтона, серого туфа и позолоченных лучей мистического света. Сама скульптурная группа вдохновлена  словами Святой Терезы в одном из ее писем: «Я увидела… ангела в человеческом облике… тихого и прекрасного… В его руке я увидела  длинную золотую стрелу…, которой, казалось, он пронзил мне сердце. Мое  страдание было так велико, что исторгло у меня вопли, и была так пленительна его сладость, что я желала, чтобы эта великая мука никогда не прекращалась». Бернини изобразил Терезу изнемогающей от потрясения, теряющую сознание; закинутое лицо с опущенными веками и приоткрытым ртом, бессильно упавшая рука, тело, которое тонет в водопаде  конвульсивно изливающихся  складок длинного монашеского одеяния – все выражает страсть и истому.

Бернини  http://proza.ru/2011/09/16/265