Бернини

Константин Рыжов
Бернини Автопортрет 1623 г. Галерея Боргезе, Рим.

Джованни Лоренцо Бернини родился в декабре 1598 г. в Неаполе в семье известного скульптора. В 1604 г. семья переехала в Рим, где отец работал над мраморной группой в одной из ватиканских капелл. Маленький Джованни целыми днями бродил по залам ватиканского дворца, срисовывая великие творения старых и новых мастеров. Вскоре он сам взялся за резец. Племянник папы Павла V кардинал Шипионе Боргезе заказал юному самоучке четыре скульптурных группы: «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины» (http://proza.ru/2011/09/16/237), «Давид» (http://proza.ru/2011/09/16/229), «Аполлон и Дафна»,  которые Бернини исполнил в 1619-1625 гг. с чрезвычайным блеском и мастерством. Работы эти поражают необычайной живописностью и пластичностью. Сам Бернини говорил: «…я победил трудность, сделав мрамор гибким, как воск, и этим смог в известной степени  объединить скульптуру с живописью».
 
С тех пор мастер никогда не знал недостатка в заказах. Он прожил счастливую, полную, как чаша, жизнь - и как художнику, и как человеку ему всюду сопутствовала удача. От природы Бернини был наделен счастливой способностью нравиться людям, он обладал живым характером, был весел, разговорчив, любил шутить. Внешность его так же имела в себе много замечательного: орлиный взгляд, важная осанка и безукоризненные светские манеры. Папа Урбан VIII (1623-1644), задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, гидравлики и строительные рабочие. Под руководством Бернини были построены многие знаменитые римские памятники, сформировался сам стиль римского барокко.
 
В основе градостроительной поэтики Бернини лежала идея слияния природного и городского пространств. Всюду, куда только можно, он проводил воду. Фонтаны – лучшие  архитектурно-скульптурные создания Бернини, которые стали неотъемлемой частью облика современного Рима. Стержнем их композиционного замысла всегда являются струи воды, соответствующим образом организованные мастером. Скульптура и вода образуют неразделимое целое: в «Фонтане Тритона» (1637, площадь Барберини)  и «Фонтане Мавра» (1648-1655, площадь Навона) фигуры тритонов, дельфинов и раковин своими сочно вылепленными, несимметричными формами как бы вторят непрестанному движению воды, ее неумолкаемому шуму.

В 1628 г. Бернини назначили так же главным архитектором собора св. Петра. Постройка его, длившаяся более ста лет, была закончена в 1612 г., однако интерьер по-прежнему оставался неоформленным.  Задача осложнялась тем, что между центральной  микеланджеловской частью и продольным кораблем, созданным архитектором Мадерной, не существовало внутреннего единства.  Четыре огромных  нетронутых пилона подкупольного пространства подавляли зрителя, а корабль собора представлял собой голое пространство. Бернини начал  с центрального, самого святого места в соборе: в 1624-1633 гг. он создает  роскошный бронзовый балдахин под куполом. Позже, в 1657 г.  появляется великолепная кафедра. Бернини выполняет несколько надгробий, украшает четыре пилона и переходит к созданию перспективных нефов. Стены храма он покрывает украшениями из разноцветного мрамора, лепнины, бронзы и золота, населяет пространство церкви огромными статуями, выполненными им самим и другими мастерами. Помимо интерьера собора, он занимается и его фасадом: поправляет то, что не вышло у Мадерны, и строит эллиптическую колоннаду, повторяющую изогнутую линию купола (http://proza.ru/2011/09/16/243).

Главное самостоятельное архитектурное творение Бернини, его любимое детище – это небольшой храм Сант Андреа аль Квиринале (http://proza.ru/2011/09/16/248).

Он продолжал создавать и чисто пластические произведения. К шедеврам позднего творчества Бернини относят его скульптурную группу «Экстаз св. Терезы» (http://proza.ru/2011/09/16/253 )и бюст Франческо дЭсте.

В 1665 г. Бернини переехал в Париж, где работал над проектом фасада Лувра, однако его задумки так и не были реализованы. Умер он в ноябре 1680 г.

Барокко  http://proza.ru/2023/01/24/220