Ясаев М. Д. Родной аул. Глава VIII

Зура Итсмиолорд
                VIII

… Вон за теми горами есть еще горы, - показывая рукой, сказала Гюльджан. –  Справа – восток. Вдоль них нам придется идти целую неделю. А там еще такие же  горы. Дойдем так до края земли, где кончается Россия.
 Огненный золотой диск солнца, словно раскалившаяся сковорода,  освещал клыки вершин Хан-Тенгри, покрытых серебристым снегом. Серижа заворожено смотрела на эту картину, не в силах оторвать взгляд.
- Смотрите! Смотрите! – воскликнула она. – Посмотрите на это море. От нас до солнца лучами проложены золотые дороги, и  на море  след золотой.
- И все это воочию?- удивлялся красоте  природы Лох-Беташ.
-  Это удивительный сон наяву, Лох-Беташ. Ты станешь свободным, и мы вернемся.  Вот и золотая дорога свидетельствует, - сказала Гюльджан.
 - Теперь я понимаю, почему ты всегда восхищалась своей родиной. И это не надоедало тебе. Видимо, это самый красивый уголок земли, который ждет нас впереди.
          Вот так наслаждаясь  красотой окружающего,  путники развели огонь, чтобы приготовить себе ужин.
- Гулю, а как называется место, куда мы должны  добраться? – спросила Серижа.
-  Долина Арпа. С киргизского это означает «рожь».
 - Гюльджан, а дальше будут такие  удивительно красивые места? – спросил Лох-Беташ.
 - Ой, много еще таких необыкновенных мест. Нам придется идти по высоким горам, когда облака будут под нами.  Будут дни, когда  будем двигаться под сенью гор. И нам будет казаться, что нет конца и края.
               Из-за суровых кавказских адатов, Лох-Беташ вынужден покинуть отчий край. Но огромная  любовь к своей родине теплилась у него в душе.
- Видишь, Гюльджан, киргизские горы лишены  такого зеленого наряда, в который одеты кавказские,   - смеясь сказал Лох-Беташ.
 - Твоя правда, - ответила Гюльджан. - Есть еще целая гранитная гора. Вся красота природы в ней.
  Лошадям  дали сутки на отдых,  любуясь красотой Рыбачьего Острова. Потом, оставляя слева от себя  озеро Иссык-Куль, продолжили свой путь по старым горам, взяв курс  на север.  И чем дальше, тем больше удивляла природа своей красотой. Иногда казалось, что они топчутся на месте, хотя  шли сутки.  В других местах, вроде отъехал от них, а они остались далеко позади.
- Гюльджан,  мне кажется, что, несмотря на  замужество в дальнем крае, ты не разорвала свое родство с этим краем, -  завел разговор Лох-Беташ, пытаясь скоротать дорогу.
 - Конечно,  Лох-Беташ. – ответила Гюльджан. – Я - мать семейства, рожденного и выросшего  на Кавказе. И многое разлучило меня  с местом, где я родилась и выросла. Но моя любовь к Родине не умерла. Всю дорогу мне кажется,  что все, что нам встречается -  большие горы, гранитные скалы, большие бутовые камни - узнают меня и приветствует  стоя. Спросить мое сердце, то каждый склон, каждую впадину, я бы обнимала и ласкала, как мать свое дитя.
              Видно было, что между Гюльджан и этими горами есть сердечное родство. Чувствовалось, что не только Гюльджан знала горы, но и они ее.   Несмотря на то, что судьба забросила ее в дальние края, что ее любовь к родному краю не заржавела  в глубине ее сердца.
- Счастливая ты, Гюльджан. В обоих краях, полных тайн и загадок, ты остаешься одинаково любимой, - сказал Лох-Беташ..
- Я стала счастливой благодаря тому, что вязала узлы терпения, несмотря на тоску,  - засмеявшись, ответила Гюльджан, намекая, что он  должен набраться терпения вдали от любимой родины.http://proza.ru/2014/01/31/261