Житель горы Гальтгарбен. Глава VII

Валерий Шпинев
Данная повесть распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.



В. Шпинев "Житель горы Гальтгарбен ". Глава 7.


Глава 7. Третья поездка. Аэродром. Неполадки. "Дамба". Аэродромы Восточной Пруссии.

-Ну фто, ребята, ну фто, пора нам браться за ум. Давно не ездили, нужно освежить впечатления.
-Да я, Костя, не против, скажи день и время - и я готов. Ты же знаешь, я легок на подъем, жизнь приучила.
-Я думаю, в эту субботу не получится, а вот в следующую - готовься.

Прошла неделя. Неделя, как неделя, ничего нового. Работа, рутина жизни. Погода начала устанавливаться.
Встретиться договорились на повороте - так быстрее, чтобы ни на что не отвлекаться.
-Нужно добить "идею" аэродрома, потом - все остальное. А то мы постоянно на что-то отвлекаемся - сказал Костя.
-Хорошо, как скажешь.

С утра моросил мелкий дождик, но тучи расходились, проглядывало солнце.
Встретились на повороте, как и договаривались. Костя резво повел машину, до поворота на бетонку ехали молча.
-А вот и бетонка. Ну, теперь помедленнее и повнимательнее. Нам нужно проехать примерно 10 км и будет поворот на аэродром. Я вычислил по карте - сказал Георгий.
Справа и слева мелькали какие-то небольшие поселки.
-Слушай, а чего мы дергаемся? Где твое чутье? Попробуй, определи поворот - предложил Костя.
-Хорошо. Попробую.
Проехали несколько километров.
-Ну, по карте где-то здесь. Мы уже проехали 10 км - сказал Костя.
-Немного дальше... Вот. Поворачивай.
Дорога, немного попетляв, вывела на брошенный аэродром. Вдоль дороги, в лесу,  мелькнуло несколько фундаментов и развалин.
-Ну вот и аэродром, Костя. Давай ощутим, как ребята из Люфтваффе взлетали в небо.
Костя понял с полуслова. Он вывел машину на взлетную полосу и врубил педаль на полный газ.
Машина с диким ревом начала набирать скорость. 100,110,120. Предел. Вдали показался конец взлетной полосы.
-Нет, Костя, не взлетим. Я читал, для того, чтобы взлететь, нужно набрать скорость 200 км/час. Да и крылья нужны - пошутил Георгий.
Костя постепенно убавлял скорость. Доехали до конца полосы.
-Да, Костя, ты обратил внимание - напротив дороги на аэродром - воинская часть. Может они охраняют тут чего. Если что - рыбаки мы, рыбаки - заехали червячков накопать - пошутил Георгий.
- Ага, а мчались, чтобы удочки просушить - в тон ему подтвердил Костя.
Осмотрелись. Если раньше здесь и были какие-либо вспомогательные службы или устройства, то от них ничего не осталось.
Бетонка была целой, но никакой разметки. Скорее всего от времени краска выгорела и отлетела.
-Так... Ну, понятно - справа стояли самолеты в ряд, выруливали на "взлетку" сюда.
Помнишь, из твоего анализа Восточно-Прусской операции получается, что в район аэродрома что-то постоянно возили на грузовиках, какие-то ящики с награбленным добром или сокровища музеев Кенигсберга.
-Да, получается так.
-А слышал, что в конце войны, в 1944 г. аэродромную полосу удлиняли, метров на 50-70, якобы для приема тяжелых транспортных самолетов?
-Я тебе могу по этому поводу рассказать целую историю... Еду как-то в автобусе на работу. Водитель беседует с каким-то мужиком. Разговор заходит, ни с того, ни с сего, о аэродроме Дунаевка, дескать, немцы хотят его взять в аренду, построить здесь кемпинги и увеселительные заведения для отдыха "ново- прусских трудящихся" с толстыми кошельками, но препятствует этой идее "Лукойл", который хочет восстановить аэродром для своих целей. И тут мужик спрашивает, знает ли водитель, что аэродром в конце войны удлиняли на 70 метров? Водитель отвечает утвердительно. Потом разговор переходит в другую плоскость, неинтересную нам.
-А ты не задумывался, не увязывал в одну нить - удлинение аэродрома и грузовики?
-Нет... Слушай, а может немцы наделали здесь бетонных ячеек, допустим, 5х5 метров, спрятали здесь добро, закрыли бетоном - и ищи - свищи? Тем более, что укрытие ценностей шло строго "по организациям" - чтобы потом не перепутать, кому что принадлежит. В точности и четкости немцам не откажешь...
-А чего гадать, давай рамками проверим и все встанет на свои места. Но, для чистоты эксперимента, посмотрим бетонку - она должна хоть чем-то отличаться от старой части аэродрома...
Тщательно изучили бетонку. Если и были какие-то отличия, то малосущественные: время сгладило разницу.
-Я предлагаю тебе, Георгий, начать обследование примерно с последней трети аэродрома... Пройдись с рамками вдоль и поперек, а я буду фиксировать мелом результат...
Георгий взял в руки рамки, сосредоточился и пошел вдоль бетонки. Рамки пересекались, уходили резко в сторону в некоторых местах, но как-то бессистемно, случайно. Ситуация изменилась, когда Георгий зашел на конечную часть аэродрома. Здесь явно просматривалась система - рамки пересекались каждые 4-5 метров, в некоторых местах с каким-то рывком. В одном месте они так дернулись в сторону, что Георгий едва удержал их "на линии осмотра". Костя молча шел сзади, фиксируя мелом на бетонке, маленькими значками, положение рамок.
Георгий начал обследование поперек взлетной полосы. Результаты совпадали - с небольшим допустимым плюс- минусом. Пометки мелом на бетонке дали четкую картинку ячеек, примерно 3х4 метра, кое-где 4х5 метров. Решили посмотреть в конце аэродрома, как заканчивается взлетная полоса. Если бы это была простая бетонка, то толщина ее была бы сантиметров 20-30 максимум. Взяв саперную лопатку, Костя начал лихорадочно копать. Яма углублялась, но вниз шел неровный край бетона. Прокопали около метра, потом еще немного, но бетон не заканчивался, более того, кое-где начала выглядывать арматура. Решили копать дальше, до упора.
Копали до двухметровой глубины, пока не надоело... Картина была ясна. Предположение подтвердилось. Молча засыпали яму, закрыв ее сверху свежесрезанным дерном.
-Георгий, а ты обратил внимание на то, что опять немцы, как в случае с кирхой, предлагают что-то там реконструировать или построить, но в определенных местах? Неспроста это. Есть у них планы - схемы с укрытиями награбленных ценностей и они не теряют надежды все или часть достать  и вывезти в Германию! И опять (я имею в виду наших) - прошляпят, разрешат, даже не проконтролировав... Забыли сталинский принцип: "Ты товарищ доверяй, но проверяй!". Или, максимум, чего добьются - немцы финансируют наших поисковиков и под руководством А. Овсянова "случайно" найдут сокровища, окупив свои расходы сенсационными статьями на Западе о том, что если бы не они, то русские в жизни бы не нашли... Ну что же, картина ясна... Опять нам не взять голыми руками ничего, спрятано надежно... Но до чего же хитроумно... В жизни не догадаешься... Ценности могут так лежать веками... Кому нужен заброшенный аэродром, а если и начнут наши использовать его по назначению, то вероятность обнаружения награбленного сводится к нулю, еще и охранять будут, даже не подозревая о том... Это я к тому тебе рассказываю, что сокровища просто так не достаются, обязательно что-то мешает... Да и потом, мне все больше становится ясным то, что нам их не взять, а отдавать на откуп государству - тоже накладно - сразу возникает масса вопросов - что вы делали в этом районе, что искали, а читали ли вы законы об уголовной ответственности за незаконные поиски сокровищ, а знаете ли вы, что все найденное принадлежит государству, и так далее, и тому подобное... Даже вспоминать не хочу, сразу становится грустно и небо уже не кажется таким голубым, а каким-то в клеточку... Мне всегда было смешно вспоминать, когда я узнал, что наковыряв старого немецкого кирпича на каких-нибудь развалинах, человек должен заплатить за него половину стоимости нового. Смешно и обидно... Государство нас точно за идиотов считает... Ну кто пойдет платить за покрытый мхом отсыревший кирпич? Лично я бы не пошел... Ладно, в сторону лирику, как говорил Ги де Мопассан... А он в таких случаях не ошибался... Пойдем, определим, где твоя воинская часть. Я тут прихватил подзорную трубу. Судя по твоему рассказу о парашютистах, это где-то левее. Смотри, не оно?
-Дай-ка... - Георгий долго смотрел в трубу.
-Вроде бы оно, больше здесь ничего не должно быть.
-Ну что же, значит деревня немца где-то левее, если судить по расположению дороги от ручья. Давай для начала проедем, сколько возможно, в сторону воинской части, а там видно будет.
Сели в машину, поехали. Сросшаяся запутанная трава сдерживала движение. Проехали метров 500.
-Все, стоп, дальше опасно. А то не выедем - сказал Костя. -Я хочу, чтобы ты прошел максимально возможное расстояние вперед и посмотрел, что там за возвышенность вдали. А я пока осмотрюсь левее.
-Хорошо - согласился Георгий. - Я пошел.
Трава достигала до пояса. Идти было очень тяжело. Очевидно, траву не косили лет 20. Все было перепутано и запутано, да еще роса - Георгий тут же промок до пояса насквозь.
Но постепенно высота травы уменьшилась, идти стало легче.
Почва была заболоченной, иногда приходилось делать крюк, чтобы выйти на сухое место.
С трудом преодолев ручей, Георгий пошел вдоль него по правому берегу. Вдали показалась возвышенность. Она шла кольцом - влево – вправо.
Дойдя до нее, Георгий понял, что это такое. Раньше здесь была дамба и огромное озеро. Теперь дамба была разрыта и сквозь нее тек ручей - исток озера.
Поднявшись на дамбу, Георгий увидел старую немецкую дорогу вдоль озера. Вдали виднелась родная воинская часть.
-Если идти по дамбе влево, то дорога приведет к деревне немца - подумал Георгий.
Он попытался пройти по дороге, но булыжника не было, и со временем все заросло кустарником.
-Опять препятствие - подумал Георгий. - Вечно нам что-то мешает... Ну да ладно, пора возвращаться обратно.
Вернувшись по проторенной дороге назад, Георгий начал ждать Костю. Вскоре тот появился.
-Ну что, видел чего-нибудь? - спросил Костя.
-Да. Там огромная дамба, раньше было огромное озеро и по верху дамбы - дорога. Очевидно, она раньше вела в деревню немца. Сейчас булыжник разобран, дорога заросла, ни пройти, ни проехать...
-Понятно. Ну ты напридумывал. Это насыпь бывшей железной дороги. Я по старой карте смотрел. Ну а я видел пару фундаментов и больше ничего. Ладно, поехали к началу аэродрома, там вроде какие-то дома стоят - предложил Костя.
Развернулись, поехали. Выехали на взлетную полосу, доехали до начала аэродрома.
-Смотри, какая - то курица идет, значит - место обжитое. Да и дорога есть. Минут через 5 поедем.
На аэродром выскочило "Ауди". Проехав метров 50, остановилось. Никто из машины не выходил.
-А вот и конкуренты. Или просто катаются, или следят за нами - предположил Георгий.
-Да кому мы на хрен нужны. У нас же на лбу не написано, кто мы. Рыбаки мы, рыбаки. Заехали червячков накопать - пошутил Костя.
"Ауди", простояв 5 минут, уехала. Из машины так никто и не вышел.
-Ну вот, видишь, а ты боялся - сказал Костя. - Ладно, поехали.
Проехали по дороге мимо старинного немецкого дома, свернули к ферме. Проехали, остановились.
-Из дома нас не видно. Давай посмотрим, что это за участок огорожен живой изгородью - предложил Костя. - Что тебе подсказывает твое чутье?
-Это кладбище. Вон, даже остатки склепов видны. Смотри, опять полное отсутствие памятников, все разрыто. Кто же это везде все разрыл по области - население такое любопытное или работали специальные команды?
-Я думаю, Георгий, и то, и другое.
Поехали по дороге дальше. Грунтовая, кое-где заросшая дорога вела вдоль посадки.
-А вот и спуск в долину - сказал Костя.
Машина плавно ехала вниз, объезжая ямы и колдобины. Дорога вывела к старому небольшому мостику через ручей, или канал. Справа виднелись горы, к ним вело несколько дорог.
-Давай посмотрим, что здесь - предложил Георгий.
Остановились. Пошли пешком. Через 300 метров показалась сеть оврагов. Место явно нежилое. Кое-где текли ручьи.
-Здесь ничего нет. Но для отдыха с ночевкой место славное... Может, приедем как-нибудь...
-С курями - поддержал Георгий.
Вернулись к машине. Поехали. Дорога пошла вдоль распаханного поля. Но поле было брошено года 3-4 назад.
-Доедем до тех зарослей и осмотримся - предложил Костя.
Остановились. В зарослях нашли несколько фундаментов и груды крупных камней, сваленных в кучи вдоль посадки.
-Может под ними что-нибудь спрятано?
-Да нет, Георгий, вряд ли, это камни с полей. Давай проедем дальше вдоль посадки, посмотрим, что там.
Вернулись. Сели в машину. Начали разворачиваться. Машина, едва тронувшись с места, начала все глубже уходить в грязь. Костя приложил все свое мастерство водителя. Бесполезно. Машина села на задний мост...
Колеса с ревом крутились, выбрасывая грязь, машина все глубже зарывалась задней частью.
-Приехали... твою мать - со злостью сказал Костя. - Выходи.
Вышли из машины.
-Придется домкратом поднимать и бросать ветки и камни - сказал Костя. - Начинай таскать камни. Я пока домкратом поработаю.
До камней было метров 30. Георгий по одному, по два начал таскать камни и бросать их под колеса.
-Давай еще. Машина своим весом вдавит их в грязь.
Провозились около часа.
-Достаточно. Попробуем выехать. Давай, толкай.
Машина, проехав метров 5,опять начала зарываться в землю.
-Что за проклятое место...Давай, еще носи камни. Похоже ремень лопнул. А запасного нет. Попробую сделать из парашютного фала, у меня немного есть.
Пока Георгий таскал камни, Костя приспособил фал вместо ремня.
-Нам самим не выехать... Стой, похоже мы спасены - крикнул Костя.
По полю ехал УАЗик. Они замахали руками, закричали. Но УАЗик, похоже, ехал именно к ним, без их криков.
Подъехал, остановился. Из машины вышел серьезный мужик в защитной одежде.
-Инспектор лесного хозяйства. Кто вы такие и что здесь делаете?
-Рыбаки мы, рыбаки - сказал Костя. - Вот, решили срезать, проехать напрямую. Не подскажете, где здесь дорога? Да тут еще застряли... Не поможете?
-Хорошо, я вас вытащу. А дорога... Вам куда?
-В Кумачево.
-Ну что же, проедете прямо по пахоте поля вон в том направлении и выедете. Цепляйте свою машину.
Зацепили веревкой. УАЗик, взревев, вытащил машину на сухое место.
-Ну спасибо, мужик, уважил. Может тебе заплатить?
-Нет, ничего не надо. Уезжайте. Здесь охотхозяйство. А то всех зайцев распугаете... Я вначале так и подумал, что вы - браконьеры.
-Да нет, рыбаки мы, рыбаки - опять завел свою песню Костя.
-Ну что же, до встречи.
Мужик уехал. Сели в машину. Поехали по полю. Машину бросало из стороны в сторону. Доехали до конца поля - дороги не было. Проехали еще немного. Дороги так и не нашли. Развернулись обратно.
-Да, плохи наши дела... Машина с самодельным ремнем на гору не заедет - сказал Костя. - Нужно искать другую дорогу.
И он повернул налево, чтобы объехать то место, где они застряли и выехать на дорогу. Но дорога дальше была заболочена.
-Костя, я тебя умоляю, не горячись, выезжай на то место, куда нас мужик вытащил и попробуем заехать на гору, может получится.
-Да не получится, в том-то и дело.
-Что это за ремень?
-Охлаждение двигателя, вентилятор. Без него мотор может заклинить.
-Ничего. Попытка не пытка. Поехали.
Не доехав до места пяти метров, опять начали зарываться в землю.
-Стой! Опять ремень лопнул. И опять зарылись. Давай, таскай камни.
Георгий опять начал таскать камни, Костя шил новый ремень.
Из посадки вышли две туристки.
-Костя, куры... - успел шепнуть Георгий.
-Да не до них сейчас.
Туристки подошли ближе. Мать с дочерью. Мать кого-то напоминала, но они не могли вспомнить, кого.
-Вам помочь?
-Да нет, сами справимся - сказал Костя.
-Ну смотрите... А мы с мамой закрыли фирму на ключ и решили пойти в поход. Ночевали в каком-то овраге - страшно без мужиков. Вам точно не нужно помочь?
-Да нет, мы уже почти все сделали.
-Может подтолкнуть?
-Не надо, спасибо.
Разговаривала дочь. Мать молчала, изучая вещи внутри машины.
-Ну что же, смотрите... Да, вы нам не подскажете, где мы находимся? А то карта у нас есть, но никак не поймем, где мы. Дочь достала карту.
-Дайте взглянуть - попросил Костя. Он развернул карту и изменился в лице.
-Георгий, подскажи женщинам, а я пока закончу ремень.
-Ну что же... Кумачево примерно там, вон геофизический знак, так... Нужен второй лист карты... Ага, здесь - Георгий показал пальцем точку.
-А как нам выйти на дорогу?
-Пойдете по этой грунтовке на гору, вдоль посадки, мимо домов и аэродрома и выйдете на главную дорогу. Поняли?
-Да, спасибо! Ну, счастливо, мы пошли - весело попрощалась дочь. Мать кивнула.
Когда они отошли метров 50, Георгий спросил:
-Ты чего в лице изменился, Костя?
-Это ксерокопия моей точной карты, той, что мне не вернули.
-Да ладно... Ну подробная карта, но таких карт много.
-На этой карте моей рукой сделаны пометки некоторых находок и хуторов. Одно из двух: или мою карту начали ксерить и продавать, или... нас пасут. И это никакие не туристки. Кстати, если нашей "знакомой" укоротить прическу и перекрасить волосы, на кого она будет похожа? На мать!
-Ну ты, Костя, совсем сбрендил. Прямо шпиономания какая-то. Скорее всего, все гораздо проще... Хотя... Постой... Точно! А я думал, кого она мне напоминает? Значит, встреча была не случайной...
-Да, - подтвердил Георгий. - Поехали.
Сели в машину. Ехали медленно. Костя все время косился на температурный датчик.
-Вроде держит. Попробуем немного быстрее.
Машина, натужно взревев, преодолела последний подъем.
-Ну вот, видишь, повезло - сказал Георгий.
Остановились. Костя открыл капот, осмотрел ремень.
-Опять ошметки. Далеко не уедем... Поехали до дороги, может у вояк попросим. Кстати, куда так быстро исчезли "туристки"? Загадка...
-Да ну их...
Подъехали к воинской части.
-Не, ребята, у нас нет. Спросите на заправке, в соседней части, это недалеко, там - точно есть.
В соседней части им подобрали нужный ремень. Отдали за 50 рублей. Помогли поставить.
-Спасибо, мужики, выручили. Что бы мы без вас делали? - поблагодарил Костя.
-Не доехали бы - сказал прапорщик, ухмыляясь.
Поехали домой.
-Сюда я больше не ездец - сказал Костя. - Будем искать с другой стороны. Место какое-то... Прямо аномальное... Ладно... Давай посмотрим "твой" замок, пройдем вдоль посадки и по домам.
Осмотрели колодец, замок. У колодца никаких механизмов и осколков посуды не было.
-Все забрали, что нашли - констатировал Георгий.
Поднялись по склону к замку.
-Да, Георгий, ты прав. Это бывшее кладбище... Возможно, рыцарское. Как все разрыто. Я не представляю, как можно копать чью-то могилу, что-то искать, выдирать из черепа коронки. Каким же уродом нужно быть, чтобы так делать! И главное, оправдание нашли - они фашисты!
-Смотри, вот бывший замок.
-Вижу... Да, кто-то славно поработал. Даже заветный дуб не пожалели. Ты знаешь... Искали явно дилетанты, просто вооруженные современной техникой. А бульдозер в руках дилетанта - опасная штука. Может чего и нашли, но больше закопали, чем откопали... Мы сюда как-нибудь вернемся, сейчас времени нет.
Осмотрели хутора.
-Нетронутые, странно... - удивился Костя.
Прошли вдоль посадки. У камня стоял остов сгоревшей машины.
-"Фольксваген"... Костей нет. Значит угнали, покатались и бросили...
Или трупы в посадке... Нет, сюда я точно не ездец... Кого-то здесь явно замочили... Поехали домой! На сегодня впечатлений хватит.
-О находке - никому ни слова. А то скажут - убийцы вернулись на место преступления - мрачно пошутил Георгий.
-Да, это правильно - голосом товарища Саахова подтвердил Костя.
Вернулись к машине, поехали.
Костя довез Георгия до самого дома.
-Зайдешь?
-А стоит?.. Нет, я спешу - отказался Костя. - Как-нибудь в другой раз.
И он уехал.
Так закончилась третья поездка.

На следующий день Костя принес очередные материалы и выписки с вырезками.
- Я тут подумал... Словом, решил тебя просветить насчет аэродромов Пруссии и асов Люфтваффе, да и самому интересно вспомнить, что я по молодости выписывал. Тогда ведь это была "запретная" тема, самые лучшие асы - наши, а немецкие летчики если и воевали, то "не так", не было у них того комсомольского задора, который был у наших недоучившихся ребят. "Лепили" летчиков сотнями и тысячами, естественно, этими же сотнями и тысячами они и погибали, столкнувшись в небе с хорошо обученными, имеющими тысячи часов боевых вылетов асами Люфтваффе. Изучай и вникай, для общего развития, потом обсудим, как всегда. Да и ракетную технику Третьего Рейха проштудируй, ФАУ 1-6. Сравнишь ее потом с нашими и американскими разработками первых послевоенных лет. Очень поучительно!
И еще... В Германии велись работы над созданием летательных аппаратов в виде блюдца, нынешних летающих тарелок. Если вспомнить, что первые летающие тарелки появились в небе Америки в 1947 г., а американцы вывезли большинство немецких ученых, то вывод напрашивается сам собой. Ты давай, изучай, а я - пошел.

НЕМЕЦКИЕ АЭРОДРОМЫ.

Аэродромы - под Гумбинненом(Гусев), Инстербургом (Черняховск), на Замландском полуострове, под Кенигсбергом (Калининград), Хайлигенбайлем (Мамоново), Девау. Аэродром Хайлигенбайль (Мамоново), и Чкаловск - водяное отопление под взлетно -посадочными полосами, в некоторых воинских частях - водяное отопление - под плацами. (6).

Продолжение: http://proza.ru/2012/01/28/1810