Необходимо выжить... глава 2

Лариса Проскурина
http://proza.ru/2012/05/29/1832 (начало)

Вторую неделю мы жили в общежитии Санкт-Петербурга.
Сын уехал в Турцию, а у меня не было  денег на самое необходимое.   
Наша "экипировка" буквально "съела" все дензнаки сына и  понадеявшись, что в случае надобности я обращусь к своим братьям, - он со спокойной душой уехал.
Я же, не стала никого беспокоить - мои братья и сами привозили нам, то пирожные, то фрукты и конфеты!...  Они и предположить не могли, что у нас нет денег на хлеб.

А без хлеба нам сидеть и не пришлось!...
Ранним утром,  выйдя на общую кухню, я обнаружила  большую коробку, доверху наполненную хлебом, оставленным жильцами этажа, для уборщицы!... - она забирала подсохший хлеб для своих поросят. 
Мы с детьми знали, что такое отсутствие хлеба, и эта коробка с булкой, половинками батона, "резала" глаз, но надо признать, - была очень кстати!
Я стала брать хлеб из  коробки,  рассудив, что и скотинке хватит, и мы будем сыты.

Отварив картошку, которую перед отъездом припас для нас сын,  мы  заедали ее соленым   салом,  или же поджарив картошечку на сковороде, ели ее с квашенной капустой, что также, купил для нас на рынке, Старший.
Дождавшись нашего кормильца из Турции, на  вопрос: "...как вы тут жили-поживали?..." - мы бодренько ответили: "...очень даже хорошо!...".
Да сын и сам видел, - лица его сестры и младшего братишки заметно округлились и повеселели!
 
В том общежитии, жили приезжие из разных концов России.
Замужние женщины с семьями, молоденькие девочки из училищ, - они составляли основной контингент общежития.
Эти девочки и стали цеплять мою дочь, внушая, что она не имеет перспектив на будущее.

Заметив, что дочь избегает появляться на общей кухне, я, в день нашего дежурства, зная, что дочь моет кухонные плиты, тихо подошла к двери и стала ждать.
Ждала недолго... - тема возникшего разговора, собравшихся покурить девушек, была неприятной... - высокомерным тоном, Наташе отпускались следующие советы:
- Иди торговать в ларек!... Кому вы здесь нужны?... – беженцы!... - громко говорила одна из девушек.
Низко опустив голову, дочь молча отдирала грязную плиту.
- Милые  девушки, - войдя, обратилась я к присутствующим, - возможно, кто-то из вас и пойдет в ларек торговать, а вот Наташа, пойдёт учиться!... Каждому - своё!
Сказав это, я обняла дочь, и мы продолжили уборку.
 
Теперь, уезжая в поездку, сын всегда оставлял нам  деньги, которые  я экономно расходовала  на питание.
Аппетитный аромат  южной кухни собирал  соседок, были и такие, кто записывал на листочках, - что  я готовлю, и как...
Делясь рецептами я старалась наладить отношения с соседками, и общаясь, постепенно перезнакомилась со всеми жильцами.
Народ, что окружал нас, оказался очень хорошим, мы даже подружились!
 
Многие были в курсе, что я  умею шить, а те самые девочки, что донимали  дочь, стали моими первыми клиентками.
Шила я всегда и знала, что это ремесло выручит нас в сложное время, так и случилось - заказы посыпались один за другим. Как я уже писала выше, сын обустроил для меня крошечную "мастерскую", в зоне прихожей, нашей двух-местки, где я отшивала принятые заказы.

Сын посоветовал  шить мужские теплые брюки, на которые был горячий спрос в ту холодную зиму, а позже, отвез меня в Пассаж, где мы выбрали  шерстяной твид с подкладочной тканью и он заплатил за ткань.
Я шила, а сын относил брюки на рынок  и продавал их вместе с товаром хозяина.
Вскоре, у меня появились первые деньги, а с ними, возможность купить теплый пуховик! Сын, зная что я постоянно мерзну, - продал свой ваучер* и добавил денег, чтобы мой пуховик был настоящим, а не подделкой!
 
Мы выбрали пуховик горчичного цвета, на подстежке, легкий, теплый и красивый и прямо на рынке я надела его! В нем было очень тепло и я, даже съела  мороженное, чего никогда раньше не делала, потому что всегда  мерзла. 
Тот день особенно запомнился, возможно еще и потому, что и теплый пуховик, и вкусное, особенной марки, мороженное, которое купил мне сын - все это было добрым знаком и надеждой, что ВСЁ плохое - осталось позади!...



* В 92 - 94 годах, в процессе приватизации каждому гражданину России были розданы ваучеры - приватизационные чеки, которые предоставляли право владельцу приобретать взамен ваучеров приватизируемую государственную и муниципальную собственность.

Продолжение http://proza.ru/2012/06/01/1408