Лабиринты Кенигсберга. Глава 1-6

Валерий Шпинев
Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга".

Глава 1-6. Материалы, представленные Костей Беркутом.

1947 г. Если искоренять немецкий дух в Калининграде-то надо взрывать все уцелевшие здания, в том числе здание обкома партии, в котором мы сейчас разговариваем, ведь это бывшее министерство финансов Восточной Пруссии.
Есть, конечно, и примеры восстановления старых зданий. Но всегда ли обновление пошло на пользу? Небрежно проведенная реконструкция корпуса знаменитого Кенигсбергского университета, в котором преподавал И. Кант, отомстила дважды. И полнейшей утратой его величественного облика, и, (спустя годы), наводнением, уничтожившим в 1970-м году значительную часть книжных фондов.
Но даже такое восстановление, скорее исключение, чем правило. Скорбный мартиролог разрушенных в мирное время немецких сооружений велик. Особенно досталось кирхам и соборам, вместо которых и посейчас где тлен, где долгострой, а где кусты крапивы. Ну, и, конечно, шедевры типовой блочной архитектуры.
Информация о том, сколько сооружений в области подлежало узаконенному сносу, как варварски уничтожаются, закатываются под асфальт уникальные розарии, которые украшали кенигсбергские дворики, как под девизом «ломай немецкое!» - 256 тонн ажурных чугунных решеток, украшавших палисадники, городские власти пустили на переплавку.
Очень жалею, что это совещание не состоялось раньше лет на 15. Тогда  мы  сохранили бы  многие наши коммунальные, исторические и архитектурные  ценности.  Был  период в  истории  нашего города, когда их попросту разваливали... В нашем городе сконцентрирована история и литовцев, и поляков, и французов, и немцев, и русских, и даже шведов... Историческое лицо города, которым все интересуются, должно быть сохранено.
Параллельно с Кенигсбергом существовал и литовский Караляучюс, и польский Крулевец, и даже латинизированный Региомонт. А почему бы нам не сменить неисторичное имя города Калининград на вполне уживающееся с историческими реалиями наименование Королевец?
Парк с трех сторон окружен улицами с интенсивным движением городского транспорта. План реконструкции и благоустройства парка, технология выполнения работ далеки от идеала. Ну, вот посмотрим: озера очищаются, а в той части территории,  где построены отстойники, они заболачиваются. Сейчас вдоль примыкающего к парку забора домостроительного комбината - от стадиона «Локомотив» и до центральной аллеи - болота. Построен отстойник на полуострове, примыкающем к Дворцу культуры железнодорожников. Еще один отстойник уничтожил тренировочное футбольное поле.
Ухудшает экологическую обстановку и соседство с предприятиями стройиндустрии, построенными между южной стороной парка и железнодорожными путями станции Калининград Пассажирский. Причем и эти предприятия, и гаражи кооператива «Чайка» для личного автотранспорта строились параллельно с развитием и благоустройством Парка имени 40-летия ВЛКСМ. Надо думать, не без ведома Московского райисполкома появились эти объекты. Факт остается фактом, за последние 15 лет соседями Парка культуры стали заводы железобетонных изделий, домостроительный комбинат, различного рода склады и гаражи.
Промышленная зона не может существовать без транспортного обслуживания, а поэтому «умные головы» придумали пробить подъездные дороги вдоль южной стороны парка и буквально на территории парка. Имея мощную технику, строители «уже в 1987 году соорудили бетонную дорогу от улицы Киевская к своим предприятиям, по которым снуют автомобили большой грузоподъемности, перевозящие строительные грузы.
Круг источников загрязнения вокруг парка замкнулся.
К «услугам» отдыхающих в парке в неограниченном количестве воздушный коктейль из всякого рода токсичных веществ, отработанных газов и силикатно-цементной пыли (особенно вблизи Дворца культуры железнодорожников).
Сейчас в парке, кроме воробьев и ворон (и то лишь в зимний период), никаких птиц не встретишь. Зато всевозможных  вредителей насаждений с каждым годом становится все больше.
Могут ли жители города ездить в Кранц (Зеленоградск) или Раушен (Светлогорск), а живущие там посещать Калининград? Существуют ли еще старые кладбища и какие?
Книга проиллюстрирована уникальными снимками панорамы довоенного Кенигсберга, послевоенного Калининграда, редкими фотографиями Янтарной комнаты...
Древний Кенигсберг никогда не был литовским Караляучусом и никогда им не будет.

***
В Восточной Европе нет, наверное, второй страны, у которой   был бы такой же опыт поднятия из руин по старым чертежам городов, пострадавших во Второй мировой войне, как у Польши. Начиная со своей столицы Варшавы и заканчивая балтийскими: Гданьском, Ольштыном, Эльблонгом, польские города выстраивались заново, воссоздавая свой прежний облик.
Польские строители работали и в Прибалтике: в Риге, в Вильнюсе. Теперь, видимо, дошла очередь и до Калининграда. Центром, согласно договору, принято считать район города в черте городских ворот. Проект-концепцию по реконструкции планирует выполнить в течение   8 месяцев, этого года Гданьская академия архитектуры. Руководителем проекта назначен профессор этой академии Веслав Андрес. Проект-концепция ставит задачу изучить историческую и архитектурную значимость строений, памятников и зданий в центральной части, определить объемы работ, обозначить охраняемые зоны вокруг исторических мест города.
Опыт воссоздания прежнего облика городов в Польше показал, что работы по застройке «пустырей», сносу утративших ценность различных строений, реконструкции астилизованных зданий  проводятся довольно быстро.  Например, центр польского города Эльблонга был восстановлен за 2 года. Здесь на пустыре были заново выстроены здания, которые разрушили в годы войны.
Что же касается Калининграда, то подписанный договор о реконструкции центра города - это, наверное, одна из первых конкретных попыток не только осмыслить историческое и культурное наследие города, но и предпринять реальные шаги по его возрождению. Многие до сих пор полагают, что центр Калининграда - уже сложившийся в архитектурном плане район и что его не стоит «переделывать». Разрабатываемый же проект-концепция предусматривает строительство новых зданий в центре, где бы могли разместиться офисы фирм, различных компаний. На разработку опорного плана уже выделено 25 тысяч американских долларов.
Вокруг Калининграда в  радиусе 500 километров уже давно нет ни одного города, не имеющего своей исторической (старой) части, Калининград со своей многовековой историей пока по-прежнему называет городом площадей и... затяжных дождей.

Продолжение: http://proza.ru/2012/06/16/376