Лабиринты Кенигсберга. Глава 1-19

Валерий Шпинев
Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга".

Глава 1-19. Материалы, представленные Костей Беркутом.

В. Сайкин «Тайны подземного Кенигсберга», К., 2009 г.
(Краткие тезисы). Продолжение.

Сверяясь с компасом, я понял, что мы идем по направлению к Штайндаммской кирхе.
Каждый раз, обращая внимание на этот магический треугольник: Параден-плац – замок – кирха, мне почему-то казалось, что все тайны Кенигсберга крутятся вокруг них.
Переходя из одного хода в другой, ты как бы переносишься из одного времени в другое. Каждая эпоха, начиная с раннего Средневековья, оставила под землей свой след, и я, двигаясь по этим коридорам вечности, отмечал про себя, что все они абсолютно разные, построенные в разное время и разными людьми, но, тем не менее, соединенные воедино.
Для того, чтобы увидеть историю развития Кенигсберга, иногда полезно не только подняться под облака, но и опуститься глубоко под землю, где город хранит все свои тайны.
Двигаясь по запутанным коридорам подземелья, я увидел лестницу, уходящую в бездну. Долго не раздумывая, мы, быстро скользя по крутым ступенькам, отправились вниз, навстречу новым тайнам.
С момента нашего погружения прошло несколько часов, хотя мне показалось, что целая вечность. Время как бы остановилось там, наверху, а у нас, под водой, неслось с бешеной скоростью.
Проплывая через очередной холл, я обратил внимание, что луч света от фонаря отразился от водной поверхности под потолком. Скорее всего, это воздушная пробка. В конце холла виднелись каменные ступени, которые заканчивались красивой площадкой. Еще не зная, что нас ждет, но предчувствуя находку, мы устремились вперед.
Вода здесь была более прозрачная. Добравшись до лестницы и уткнувшись в ступени, мы двинулись вверх и, едва всплыв, оказались на ровной площадке. Прямо передо мной предстали огромные деревянные двери, обитые жестью. Это чем-то было похоже на вход в храм. Воздух был какой-то разреженный. Вроде бы дышишь, а надышаться не можешь.
Подойдя ближе к этой огромной двери и не увидев на ней никаких защелок и замков, мы схватились за медную ручку и изо всех сил стали тянуть ее на себя. Более получаса мы провозились, открывая эту непокорную дверь и, наконец отворив ее, шагнули в темноту и тут же остановились, пораженные увиденным. Это был подземный город. Строился он как город спасения, и каждое поколение добавляло сюда что-то свое. Это огромное помещение, очень похожее на католическую церковь, представляет собой невероятных размеров пещеру со сводчатым потолком. В нижней ее части, как бы встроенные в скалу, располагались нехитрые жилища. Некоторые из них были выложены из камня, а некоторые – из красного кирпича. Такое оригинальное сочетание кирпича и камня делало эти строения, похожие на дома, неподражаемыми. Под потолком находилось какое-то жилище, а к нему вели ступени, выдолбленные прямо в скале. Это все было похоже на сказочный город, где в каждом гроте, в каждой нише стоят домики, в которых живут маленькие эльфы.
Электрический свет, тысячами искр отразившись в воде, рассыпался по всей пещере. Мы находились на огромной глубине, в самом центре Калининграда. Подземный город – не вымысел и не пустая легенда. Этот таинственный город существует.
Внутри небольшой пещеры была встроена маленькая часовня. Кое-где виднелись барельефы, выточенные из камня, и таблички на немецком языке. Продвигаясь в глубь церквушки, я наткнулся под водой на каменный саркофаг, ударившись о него коленом. Здесь было какое-то старинное захоронение. На верхней крышке виднелся барельеф средневекового рыцаря в полном вооружении. Здесь было целое кладбище. На стене виднелись таблички с фамилиями и датами. Их прямо внутри скалы замуровывали. Виднелись свободные ниши, выдолбленные в скале. На некоторых каменных табличках надписи сильно потемнели и обветшали, но я все-таки сумел рассмотреть дату захоронений. Церковь эта строилась в ХVI веке.
Полностью обследовав этот грот и оставив тут же инструменты и пустые баллоны, мы продолжили изучение подземного города.
На противоположной стороне главной пещеры, в ярком свете прожектора, открывался изумительный вид на необычное сооружение, напоминающее крепостную стену с красивым входом посередине и двумя боковыми башнями по краям. Возвышаясь на пьедестале, это здание чем-то напоминало средневековый замок в миниатюре в какой-то сказочной стране. И все в этом подземном городе казалось нереально сказочным. Мы прогулялись по этому импровизированному замку.
Все это создала природа. Скорее всего, это старое русло подземной реки, и вода, вымывая мягкие породы, за тысячи лет создала эти пещеры. Не исключено, что и по сей день здесь существуют подземные источники и ручьи. Если сегодня смотреть на карту Калининграда, то сразу обратишь внимание, что Верхний пруд, Нижний пруд и один из рукавов Преголи в районе эстакадного моста как бы образуют прямую линию. А если их соединить вместе, то и получится приток Преголи, который существовал несколько тысячелетий назад. Эти пруды – узкие и вытянутые, что больше похоже на часть реки или канала. Сейчас все изменилось потому, что приток воды из подземных источников уменьшился и из этих прудов вода по искусственному каналу уходит в Преголю. Вот и получается, что это не пруды, а как раз один из рукавов реки.
Мы находимся на дне древней реки. Русло пересохло, и вода ушла, оставив эти пещеры, а люди, жившие в Кенигсберге, обустроили их, построив под землей «город спасения». Заодно и кладовые для своих богатств построили подальше от врагов и людских глаз.
Мы приблизились к небольшому гроту, полностью закрытому металлическими решетками. Это была тюрьма, на стене висели металлические цепи и кандалы, а вокруг лежали кости.
Мы пошли дальше, переходя из пещеры в пещеру, по древнему руслу Преголи. Часто на глаза попадались причудливые строения и тайные ходы, скрывающиеся в глубине скалы где-то под потолком, к которым вели каменные ступени, вырубленные в скале. Иногда можно было увидеть полусгнившие деревянные лестницы.
Мы попытались вскрыть кирпичную стену. Везде кирпич был более старый, чем здесь, да и установлен по-другому. Такое впечатление, что эту стену строили наспех во время войны. Цемент не успел еще полностью засохнуть, а вода уже начала размывать стену. Просто так стены в спешке не замуровывают.
Мы стали протискиваться в небольшое отверстие, проделанное в самом низу стены. Над всей площадкой помещения возвышался небольшой каменный постамент. На двери была римская цифра «I» и фашистский орел. Только вместо свастики там была корона, а под ней – рыцарский крест. Корона, а под ней рыцарский крест – это древний герб Альтштадта, северной части Кенигсберга, где находился Королевский замок. В записях инженера фон Штайнца указано, что секретный бункер промаркирован именно этим знаком. Кенигсбергский орел держит древний герб Альтштадта. Как раз в этот бункер и свезли все награбленные сокровища. Скорее всего, и знаменитая Янтарная комната тоже там. Это написано в бумагах инженера. Этот бункер начали строить еще до войны, и предназначался он как раз для высших чинов Восточной Пруссии во главе с Эрихом Кохом. Занимался разработкой и строительством этого секретного объекта сам Герхард фон Штайнц. Там была и система автономного электропитания, и индивидуальное вентилирование. Запасов продовольствия его небольшому подразделению хватило бы на несколько лет. На входе были установлены специальные герметичные непробиваемые двери, которые не пропускают ни холод, ни влагу, поддерживая постоянную температуру. А когда гауляйтер Кох со своей свитой сбежал из Кенигсберга и этот бункер освободился, в него спрятали все сокровища Пруссии. Лучшего места просто не найти. Затопив подземелье, они были уверены, что никто не сможет до них добраться, а когда они вернутся, то все останется в целости и сохранности.

Продолжение: http://proza.ru/2012/06/29/1634