22. Конкурс на памятник погибшим. Проект Каракиса

Михаил Самуилович Качан
Конкурс на памятник погибшим в Бабьем Яре (объявлен в 1965 г.)

Приведу выдержку из статьи Татьяны Евстафьевой «К истории установления памятников в Бабьем Яре» http://www.jewukr.org/observer/jo11_30/p0102_r.html (Татьяна Евстафьева – заведующая отделом "Бабий Яр" Музея истории Киева).
«<…> И вот очередное указание сверху: объявить конкурс на проект памятника к 25-й годовщине трагедии. Рассмотрение проектов назначили на сентябрь 1965 г. с расчетом, чтобы в следующем году памятник был уже построен. Именно этот конкурс, про который и до сегодняшнего времени почти ничего не опубликовано, стал камнем преткновения в вопросе о Бабьем Яре.
Хотя конкурс и был закрытый, свои проекты представили многие архитекторы. Некоторые выдвинули по два и даже по три проекта. Интересными, по мнению публики, были мемориалы, предложенные знаменитыми киевскими архитекторами И. Каракисом и А. Мелецким».

Проект Иосифа Каракиса

Проект Иосифа Каракиса представлял собой семь символических оврагов Бабьего Яра. Между ними перекинуты мостки (сохранившаяся часть Бабьего Яра превращается в заповедное место, куда не должна ступать нога человека), дно яра покрыто красными цветами (маками) и камнями - как напоминание о пролитом здесь море крови советских граждан. Центральную часть памятника-мемориала он предлагал в 3-х вариантах.
Статуя скорби о погибших, в которой незаживающими ранами врезаны изображения героизма, страданий и гибели - это первый вариант.

Второй - бетонный памятник - стена, пробитая силуэтом человека, вдоль правой стороны пандуса на бетонной подпорной стене размещены мозаичные панно из естественных гранитов на тему Бабьего Яра.
Третий - группа каменеющих человеческих тел в виде расколотого дерева с двухъярусным мемориалом внутри, где главенствующая роль была представлена фрескам Зиновия Толкачева.
С левой стороны от входа за оврагом – мемориальный музей, частично врытый в землю.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/22/90