Гентский алтарь. Поющие ангелы

Константин Рыжов
Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Фрагмент створки. Поющие ангелы.

Еще четыреста лет назад первый историк нидерландского искусства ван Мандер с восхищением писал об этом маленьком шедевре. Он говорит,  что по движениям ангелов зритель легко может догадаться, кто из них поет дисконтом, кто альтом, кто тенором, кто басом. И действительно,  каждый  из ангелов погружен в музыку и каждый по-своему, соответственно своему темпераменту, проявляет свое отношение к ней. Выражение лиц у всех различно: у одних сосредоточенно нахмурены брови, другие безмятежно спокойны. Одни смотрят в ноты, другие устремили рассеянный взор в пространство. Иллюзию музыки художник передает не только с помощью мимики. Тонкие, стройные фигуры, плавные ритмы ниспадающих складок одежд, изящные движения рук с гибкими пальцами – все это вызывает у зрителя определенное музыкальное настроение.

Ян ван Эйк   http://proza.ru/2012/12/18/410