Наденька

Евгения Серенко
   Ведь случаются в Новый Год чудеса?
 
   Если бы чудо случилось, и я встретила незнакомую мне няню Таню из Воронежского Детского Дома, я спросила бы, помнит ли она тряпичного серого зайца, одетого в клетчатые штаны с одной лямкой, которого двенадцать лет назад она подарила маленькой девочке, увозимой новыми мамой и папой в далекую и чужую Канаду.  А если бы не вспомнила она свой подарок, я сказала бы ей волшебные слова: «Болезная ты моя хромушка...» - и, увидев, как вспыхнут ее глаза, рассказала, что знаю, об одной маленькой девочке.


***


   Кто что смотрит по телевизору: сериалы, хоккей, «Новости» или «Погоду»...  Сюзанна обожала канал номер 998. Знаете, что это за канал? В Торонто несколько телекомпаний, из них самая крупная – ROGERS; и если вы смотрите их кабельное телевидение, канал 998 – не что иное, как вестибюль вашего дома. Кто вошел; кто вышел; кому доставляют мебель; кто звонит в домофон.

 - Сюзанна, неужели нет интересней программ?

 - Есть, - улыбалась она. - Но если ты проживешь без малого сорок лет на полуострове Лабрадор, и единственным, кто к тебе постучит, будет белый медведь, согласись, видеть снующих туда-сюда людей  очень даже приятно.
 
   В тот день, двенадцать лет назад, я удивилась тому, что Сюзанна даже не встала мне навстречу.

 - Садись скорей, - сказала она. – Сейчас должно подойти такси: Джеймсы привозят, наконец, свою дочку. Из Вронаджа, или как-то так... ты должна знать – из России.
 - Воронежа?
 - Наверное. Самолет уж полтора часа как приземлился, я узнавала.

   
   Примерно через неделю, когда я была у Сюзанны, пришла миссис Джеймс.

 - Вы меня извините, - сказала она, - но не могли бы вы поговорить с моей дочкой по-русски? Она всё время молчит.

   Белокурая девочка лет четырёх сидела на ковре в светлой комнате и прижимала к себе серого игрушечного зайца.
 - Здравствуй, Наденька, - я опустилась на ковер рядом с ней. – Какой красивый у тебя зайчик!
 
   Надя подняла на меня удивленные серые глаза и улыбнулась:
 
 - Это няня Таня мне подарила. Ты знаешь мою няню Таню?

 - Нет, Наденька, не знаю, - призналась я. – Но уверена, что она очень добрая. Как твои мама и папа.

 - А смотри, какая у меня кукла, - девочка встала, пошла к заставленному игрушками столику, и только тогда я увидела, как сильно она хромает. – Смотри, она в юбочке! – Девочка прижала куклу к себе: - Болезная ты моя хромушка!

 - Что ты сказала, Наденька? – я подумала, что ослышалась. – Как ты назвала свою куклу?

 - Болезная ты моя хромушка, - повторила Надя. – Няня Таня меня так называла.

   Так я познакомилась с Надей.
 
   Когда-то родная мать, узнав, что у ребенка одна ножка на четыре сантиметра короче другой, оставила ее в роддоме. Дом малютки, детский дом... А потом ее жизнь изменилась: бездетные миссис и мистер Джеймс из Торонто решили удочерить русскую девочку. В Агентстве им посоветовали Воронежский Детский дом, и там, увидев  крохотную светловолосую девочку, тихонько сидящую на кровати, они поняли, что это и есть их дочка, ради которой они прилетели через океан. Через два года документы были готовы, и они привезли малышку в Торонто.
 
 - Где же вы были раньше? – удивился доктор. – Теперь без операции не обойтись.

   Две операции, физиотерапия, массаж, ежедневный бассейн - они прошли через всё это вместе: Наденька, мама и папа. Я иногда встречала их около дома, но разговаривать с Надей по-русски меня уже не просили. А потом Сюзанна сказала, что Джеймсы купили дом  - там Наденьке будет лучше.


***

   На днях в сверкающем Итон – центре, где звучит Рождественская музыка, серебрятся усыпанные инеем олени и переливаются огнями нарядные ёлки, я встретила миссис Джеймс и высокую стройную девушку.

 - Сколько же мы не виделись? – ахнула миссис Джеймс. - Одиннадцать лет? Ах, как время летит! Узнаёте? – она кивнула на девушку. – Надя, ты помнишь Юджинию?

 - Здравствуйте, - сказала Надя и неуверенно добавила: - Кажется, помню.

   Надя отошла к стойке кафе, а мы с миссис Джеймс сели на мягкий диванчик. Она сказала, что Надя уже в десятом классе и хочет ("По крайней мере, сегодня") быть доктором; что они давно забыли про ее хромоту; что она прекрасно плавает; что каждую зиму ездит с отцом в Лаврентийские Горы кататься на лыжах; что вечерами ее не загонишь спать («Представляете, до сих пор спит со своим зайцем!»), вспомнили Сюзанну, которая уже два года, как вернулась на свой Лабрадор («В Торонто так людно!»), и обменялись телефонами.


***

   
   Я не знаю, как сложилась бы жизнь Нади в России.

   Но если бы чудо случилось, и я встретилась с няней Таней из Воронежского детского дома, я рассказала бы ей о «болезной моей хромушке» - высокой девочке, смотрящей на мир с высоты своих счастливых шестнадцати лет, и сказала бы ей спасибо.