Вермеер. «Девушка, читающая письмо». Дрезден. Картинная галерея.
Основным цветовым ключом этой картины является зеленый тон. На фоне жемчужно-серой стены вырисовывается одинокая фигура женщины. Сквозь открытое окно льются мягкие солнечные лучи, которые заполняют всю комнату, образуя богатейшую игру бликов, мягких полутеней и рефлексов. С необычайной тщательностью проработаны тени, отбрасываемые оконной рамой, занавеской над окном, стулом и самой девушкой. Точность композиции возведена здесь в своеобразный абсолют – голова девушки помещена строго в центре, на пересечении диагоналей. Из картины изгнаны всякие признаки сюжета. Кто эта девушка? От кого получила она свое письмо? Какую роль сыграет этот эпизод в ее дальнейшей жизни? Все эти вопросы бессмысленны. Едва ли не впервые в истории мировой живописи Вермеер трактует образ в самом общем эмоциональном плане, когда внутреннее спокойствие граничит с полным душевным бесстрастием. Мир вещей, напротив, приобретает на картине повышенную содержательность. В расположенном на переднем плане натюрморте – фаянсовом блюде с фруктами – живопись Вермеера достигает предельной изощренности; каждый из плодов возникает на холсте в результате объединения в одно целое бесчисленных красочных мазочков, которые настолько малы, что кажутся возникшими скорее от уколов иглы, нежели от прикосновения кисти. Даже свет, мельчайшими бликами играющий на поверхности ковра и фруктов, кажется обладающим такой степенью материальности, что можно говорить о своеобразных световых частицах.
Вермеер http://proza.ru/2013/02/11/390