Вермеер

Константин Рыжов
«Сводница» (1656). Считается, что персонаж, стоящий слева — автопортрет.

О творчестве Йоханнеса Вермеера, выдающегося голландского художника, в полотнах которого достигает своей вершины живопись бытового жанра, известно мало. Он  родился в октябре 1632 г. в Делфте в состоятельной семье и  начал работать в те времена, когда поколение крепких и шумливых бюргеров, активных участников войны за независимость, уже сошло со сцены. На смену им пришли другие люди, все больше отходившие  от непритязательных и грубоватых нравов  первой половины XVII века. Бюргерский быт приобретает черты степенности и размеренности. Идеалом жизни становится мирное, спокойное существование. Повседневность человека приобретает  самостоятельную ценность, и в ней самой голландцы находят теперь многообразную красоту.

В этой атмосфере и родилось искусство Вермеера. Никто до него не сумел так полно воплотить идею непреходящих жизненных ценностей, растворенных в повседневном быте. Его изумительный талант выразил себя не в новой тематике, не в каких-либо виртуозных художественных приемах, не в подчеркнутой эмоциональности образов. Сила Вермеера – в его неподражаемом  умении «видеть вещи». Он стал  бытописателем того бюргерского  благополучия, которое  сумел окружить поэтическим ореолом и воспел в проникнутых тончайшим лиризмом картинах. В творчестве Вермеера нет ничего выспреннего, ничего бурного. Его герои – представители  богатого купеческого общества, которые наслаждаются сладостью мирного безмятежного бытия. Их дни проходит размеренно, без суеты и скандалов. Вермеер как никто умел показать человека  в минуту одиночества, когда он полностью погружен в свои мысли. Картины его, обращенные, прежде всего,  к сердцу зрителя, подобны стихам: мы интуитивно чувствуем  настроение и внутреннее состояние персонажа, но объяснить словами, из чего складывается это ощущение, не можем. Однако, изображаемые Вермеером мотивы воспринимаются не как отдельные явления будничной жизни, а как вечное состояние, в котором уловлена и воплощена  сама суть  взаимоотношений человека и вселенной. За обычными, ничем не примечательными  эпизодами домашнего быта  открывается  возвышенный и прекрасный мир, где оживает дух классической гармонии.

Работал Вермеер медленно, с необычайной тщательностью и успел написать за свою жизнь всего 35 картин. Но каждая из них – подлинный шедевр, плод огромного внутреннего напряжения. Даже его самые непритязательные, без второго дна картины настолько утонченны и изысканны, настолько совершенно исполнены, что, несмотря на их кажущуюся простоту, таят в себе какую-то ускользающую недосказанность. Вермеер рисовал самые обычные, заурядные вещи, но к какому бы предмету он не обратился, - будь то румяная свежесть девичьего лица, бархатистость персиков, сияние солнце, глубокий густой тон ковра, шероховатость облупленной  кирпичной стены, - все воспринимается поразительно неординарно, как настоящее откровение.

Вермеер был так глубок и артистичен  в чувственной стороне живописи, что в лучших его произведениях она перерастает в особую духовную ценность. Любая  из его картин  создавалась для длительного и сосредоточенного созерцания, все они несут мощный эстетический заряд и создают у зрителя определенное настроение. Излюбленная тема Вермеера – одинокая женская фигура, овеянная светом и воздухом, в интерьере голландского дома. Шум улицы как бы не доносится до его героев его картин. В них царит  абсолютная тишина, полный покой. Скромные дамы и учтивые кавалеры неторопливо попивают вино и музицируют. Девушка пишет или читает любовное послание, женщина  примеряет драгоценное ожерелье. Все движения отличаются необычайной сдержанностью, в них нет ничего утрированного, резкого, угловатого.

http://proza.ru/2013/02/11/393
http://proza.ru/2013/02/11/394
http://proza.ru/2013/02/11/396

Умер Вермеер в 1675 г. еще сравнительно молодым человеком. Хотя художник всегда изображал самую что ни на есть непритязательную действительность, его картины очень ценились при жизни. Однако в XVIII веке его имя было прочно забыто. Горячий интерес к Вермееру возродился только в середине XIX века. С этого времени его слава вновь засияла ярким светом.

Барокко  http://proza.ru/2023/01/24/220