Вермеер. «Женщина, держащая весы». Ок. 1662-1664 гг. Вашингтон. Национальная художественная галерея.
К первой половине 1660-х гг. относится одна из самых загадочных и содержательных картин Вермеера «Женщина, держащая весы» (прежде ее обычно называли «Женщина, взвешивающая жемчуг»; но, как показали недавние исследования картины под микроскопом, никакого жемчуга на весах на самом деле нет, - чашечки их пусты). То, что женщина на этой картине изображена беременной, не только признак ее внешнего облика, это накладывает отпечаток и на ее эмоциональное состояние: в ее движениях, в наклоне головы, в полузакрытых глазах воплощена та степень погруженности в самое себя, когда для человека не существует ничего, что существует вне его, когда словно останавливается сам бег времени. Против своего обыкновения художник представил комнату в сильном полумраке, отчего она кажется как бы отъединенной от солнечного мира за ее стенами. Картина Страшного суда на стене, с ее патетическими фигурами, вносит в атмосферу глубокой сосредоточенности и покоя струю хотя и не резкого, но подчеркнутого диссонанса. Чисто зрительная связь женщины и картины усилена и единой связующей их идеей: судить – значит взвешивать. Христос во славе вершит Свой суд в Судный день. Его фигура со вздетыми руками – словно зеркальное отражение весов, которые держит женщина. Его суд принадлежит вечности; ее суждения случайны и преходящи. И, тем не менее, она серьезна и сосредоточенна и в каком-то смысле не менее усердна, чем сам Верховный Судия. Что это? Намек на бренность бытия? Зеркало, золото и драгоценности, вынутые из шкатулки, как будто намекают на это. Взгляд женщины, то ли устремлен внутрь себя, то ли привлечен блеском жемчужин и золота.
Вермеер http://proza.ru/2013/02/11/390