Малевич

Константин Рыжов
Казимир Северинович Малевич родился в феврале 1878 г. в Киеве в польской семье управляющего сахароваренного завода. В 11 лет Казимир открыл для себя изобразительное  искусство. С этих пор он начал много и самостоятельно рисовать и писать красками преимущественно окружающую жизнь. В селе Пархомовка около Белополья Казимир окончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895-1896 гг. он непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе.

В 1896 г. семья переехала в Курск. Малевич вместе с братом Болеславом и несколькими друзьями организовал кружок любителей искусства и мастерскую. В мастерской члены кружка рисовали с гипсов, специально выписанных из Москвы, писали модель, основное же внимание уделяли  работе на  пленэре. К 1898 г. Малевич относил свое первое публичное выступление: «98 г. для меня может быть назван началом публичных выставок». Зарабатывая  средства для будущей  жизни в Москве, куда он стремился  в надежде получить профессиональное  художественное образование, Малевич служил чертежником в техническом управлении железной дороги. Впрочем, все попытки художника поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, предпринятые в 1905, 1906 и 1907 гг. окончились провалом. Его работы (в ту пору он писал в импрессионисткой манере) никого не заинтересовали. Впоследствии Малевич, считавший себя самоучкой, на вопросы всех анкет о профессиональном обучении отвечал, что получил его путем самообразования. В 1907 г. он впервые участвовал в выставке Московского товарищества художников (вместе с ним выставлялись Бурлюк, Гончарова, Кандинский, Ларионов и др.). С этого же времени началось увлечение Малевича западным авангардным искусством. Позже он вспоминал: «Импрессионизм меня привел к тому, что я вновь увидел природу новыми глазами и она во мне вызывала новые реакции, зажигала  мою духовную энергию к творчеству, к работе  над совершенно другой стороной  явления. Анализируя свое поведение, я заметил, что, собственно говоря, идет работа над высвобождением живописного элемента из контуров явления природы и освобождением моей живописной психики  от власти предмета». В 1907 г. Малевич отошел от импрессионизма и стал работать в нарочито примитивной символической и модернистской манере. В 1908 г. Малевич пишет картину «Река в лесу», где чувствуется заметное влияние Сезанна. Затем один за другим следуют несколько периодов, о которых сам Малевич писал так: «Я остался на стороне искусства  крестьянского  и начал писать картины в примитивном духе. Сначала, в первом периоде я подражал иконописи. Второй период был чисто «трудовой»: я писал крестьян в труде, жатву, молотьбу. Третий период: я приблизился к «пригородному жанру» (плотники, садовники, дачные места, купальщики). Четвертый период – «городские вывески».
В 1910 г. Малевич принял участие в первой выставке «Бубнового валета». С этого времени он неизменно участвовал в различных выставках русских художников-авангардистов.

 
В мае 1915 г., готовя рисунки для издания либретто оперы Крученых «Победа над Солнцем» Малевич пришел к идее беспредметного искусства и стал работать  над полотнами новой живописной системы, которую назвал «супрематизм» (от «suprematie», что значит «первенство» - первенство цветной проблемы). В то же время он изложил свои взгляды на современное искусство в брошюре «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». «Изображение объекта самого по себе (объективность как цель изображения), - писал Малевич, - есть нечто, не имеющее ничего общего с искусством… Поэтому для супрематиста необходимыми средствами выражения являются те, что обеспечивают наиболее полное выражение чистого ощущения и игнорируют объект в его обычном понимании. Сам по себе  объект для него ничего не значит, а идеи его сознательного осмысления бесполезны. Чувство – решающий фактор… и таким образом искусство приходит к беспредметному изображению – к супрематизму».  На Последней футуристической выставке «0,10» (декабрь 1915 – январь 1916 гг.) Малевич выставил 39 работ под  общим названием «Супрематизм живописи». Подлинным «гвоздем» этой выставки стало полотно Малевича, изображающее черный квадрат на белом фоне. В коротком манифесте художник заявил, что чувство, вызываемое этим цветосочетанием, является основой всякого искусства (http://proza.ru/2013/03/01/408).

Следующие композиции Малевича «Черный крест» (1915) и «Черный круг» (1915) постепенно отвоевывают белое пространство и знаменуют переход от статики к динамике. Далее Малевич начинает усложнять композицию, сочетая различные элементарные супрематические формы и добавляя в них цвет. «Цветной супрематизм» так же начался с квадрата – на этот раз красного (1915). Затем Малевич пишет свои известные полотна «Супрематизм: Живописный реализм футболиста – красочные массы в четвертом измерении» (1915), «Супрематизм: автопортрет в двух измерениях» (1915) ((http://proza.ru/2013/03/01/401)), «Полет аэроплана» (1915)  и другие.

В течение следующих двух лет Малевич приобретает сторонников, примкнувших к новому движению, и делается одной из важнейших фигур в искусстве русского авангарда. В 1916  г. было образовано общество художников-супрематистов «Супремус». Сам Малевич переживал тогда новый период «белого» супрематизма, символом которого стал белый квадрат на белом фоне (а потом и просто белое пустое полотно, вставленное в раму, закономерно венчающее поиски беспредметного искусства).

http://proza.ru/2013/03/01/414

В ноябре 1919 г. Малевич переехал в Витебск, где стал руководителем  мастерской в Народной художественной школе, организованной и возглавляемой Марком Шагалом. В 1920 г. он образовал из своих последователей - учеников и преподавателей – группу Уновис (Утвердители нового искусства). Сторонники Малевича весьма жестко критиковали Шагала за «ретроградство» и вынудили его уехать из Витебска, после чего Малевич занял должность председателя совета профессоров. В мае 1922 г. он вместе с частью членов Уновиса переехал в Петроград. С осени 1922 г. Малевич преподавал  рисунок на архитектурном  отделении Петроградского Института гражданских инженеров, а в сентябре 1923 г. стал директором  Института  исследования культуры современного искусства (Гинхука). Институт состоял из музея и пяти научных отделов: отдела живописной культуры, отдела органической культуры, отдела материальной культуры, эксперементального отдела и отдела общей методологии. Среди руководителей Института были известные советские художники-авангардисты (Матюшин, Татлин, Мансуров, Филонов, Пунин). Однако уже в июне 1926 г. погромная статья критика Серого «Монастырь на госснабжении»  послужила поводом к разгону Гинхука. В 1927 г. Малевич с выставкой своих картин побывал в Варшаве и Берлине. 5 июня советское руководство неожиданно потребовало, чтобы он вернулся в СССР. Все картины и материалы, привезенные с собой Малевичем, остались тогда за границей. В конце концов, они оказались в Городском музее Амстердама.

Малевич получил место в Государственном  институте  истории искусств (ГИИИ). В новых работах конца 20-х гг. он возвратился к сюжетам  и темам своих ранних крестьянских циклов (художник именовал эти полотна «супранатуралистическими»). В начале 30-х гг. Малевич пишет несколько реалистических портретов. Таким образом, он как бы вернулся к своим истокам, закончив тем, с чего когда-то начинал.  В 1928-1930 гг., после закрытия отдела Малевича в ГИИИ,  он преподавал в Киевском художественном институте. Осенью 1930 г. художник был арестован и некоторое время провел в тюрьме ленинградского ОГПУ. В 1932 г. Малевич получил место руководителя экспериментальной лаборатории в Русском музее. В апреле 1935 г. прошла его последняя прижизненная выставка. Умер художник в мае того же года.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375