Малевич. «Черный квадрат». 1915 г. Москва. Третьяковская галерея.
По словам Малевича, этот квадрат представляет собой «икону», которую футуристы предлагают взамен мадонн и «бесстыжих Венер». Он находится как бы на пограничной полосе искусства и не-искусства, логики и алогизма, бытия и небытия, крайней простоты и беспредельной сложности. Квадрат становится пластической формулой той «супрематической единицы», которая, оставаясь неделимой, может усложниться, преобразоваться, будучи точкой отсчета, основной единицей мира и иного бытия - беспредметного, полностью освобожденного от реалий земного мира и ставящего зрителя в ситуацию встречи с новой системой мирового устройства. То положение, в котором оказывается черный квадрат на белом фоне можно квалифицировать как ситуацию «неземной статики». Свет и тень, белое и черное – это не просто освещенное и затемненное, не просто тот или иной цвет, а «мировой мрак» и «знание».
Малевич считал, что своей программной картиной он как бы подытоживал весь плодотворный период символического мышления в европейской культуре, и переходил от символа к формуле, к знаку, приобретающему самобытие. Он как бы раскрывал новые горизонты всеединства, оставляющие позади конкретный предмет, вещь, землю. Это всеединство было всеединством беспредметности.
Малевич http://proza.ru/2013/03/01/395