Автопортрет на полотне «Принесение во храм», 1465-1466, Берлинская картинная галерея
Андреа Мантенья родился в 1431 г. в Изола ди Картуро Падуанской области в семье плотника. Необычайные дарования мальчика впервые распознал падуанский живописец Франческо Скварчоне, который взял его к себе в семью и усыновил. Вазари пишет, что Скварчоне заставлял своего подопечного очень много упражняться на слепках, отлитых с античных изваяний, а также, копируя живописные полотна, которые он выписывал из разных мест, в особенности из Тосканы и Рима. Успехи Мантеньи, достигнутые под его руководством, были столь впечатляющими, что всего четырнадцати лет, в 1445 г., он был записан в братство живописцев. В 1448 г. Мантенья ушел от Скварчоне, возмущенный несправедливым присвоением платы за выполненные им работы.
В то время художники Северной Италии еще во многом были верны канонам средневекового искусства. Мантенья совершил радикальный переворот в области живописи. Именно благодаря ему здесь утвердилось ренессансное искусство. Уже первая крупная работа Мантеньи – фрески капеллы Оветари (1448-1454/56) явили его северо-итальянским современникам принципиально новое искусство (http://proza.ru/2013/04/09/2116).
С 1460 г. Мантенья большей частью жил в Мантуе и находился на службе у маркизов Гонзага, которые чрезвычайно высоко ценили искусство художника и осыпали его многочисленными милостями. Лодовико Гонзага с большим терпением относился к особенностям нелегкого характера своего придворного живописца, и в отношениях маркиза и Мантеньи с годами все больше укреплялся дружеский, доброжелательный тон. В знак признательности мастеру за работы, прославившие двор Гонзага, ему было подарено несколько имений, а в 1469 г. Лодовико и его супруга Барбара удовлетворили давние честолюбивые притязания Андреа, добившись для него рыцарского звания.
В старости Мантенья отказался от своей прежней манеры, которую отличали любовь к декоративной пышности и нарядности, и предпочел суровый лаконизм изобразительного языка. Форма в них замкнута и жестко определена. Именно в этой манере написано Одно из самых поздних и, быть может, самых драматичных произведений Мантеньи - «Мертвый Христос» (1500) (http://proza.ru/2013/04/09/2135).
Умер Мантенья в сентябре 1506 г. в Мантуе.
Ренессанс http://proza.ru/2023/01/19/241