Рафаэль. Сикстинская мадонна

Константин Рыжов
Рафаэль. «Сикстинская мадонна». 1517-1519 гг. Дрезден. Картинная галерея.

Эта картина, которую многие считают наисовершеннейшим воплощением христианского идеала в искусстве, на долгое время сделалась своего рода эталоном всего прекрасного, светлого и гармоничного.  Особенно глубокое разрешение получила в ней тема жертвенности материнства. Прежняя гармоническая замкнутость мадонн Рафаэля здесь сознательно нарушена. Ее сменяет открытое обращение к зрителю. Легко ступая по облакам, Мария несет навстречу людям своего сына. В ее одиноком шествии выражена вся та скорбная и трагическая жертвенность, на которую обречена Богоматерь. Мадонна прижимает к себе маленького Христа, но ее жест многозначителен: в нем и любовь, и расставание – она отдает его людям на страдание и муку. В лице и взгляде младенца, который прикасается растрепанной головкой к щеке матери,  есть нечто недетское – прозорливое и глубокое. Широко раскрытыми глазами он глядит куда-то вдаль и словно провидит грядущую крестную смерть.

Рафаэль  http://proza.ru/2013/05/14/446