Рафаэль

Константин Рыжов
Автопортрет

Рафаэлло (Рафаэль) Санти родился в апреле 1483 г. в Урбино, в семье местного художника. Первые уроки живописи он брал у отца, а также у других урбинских  художников. С 1499 г. юноша трудился в Перудже в мастерской  одного из лучших живописцев того времени Пьетро Перуджино. Изучив манеру наставника, Рафаэль подражал ей настолько  точно, что его копии невозможно было отличить  от оригиналов его учителя. От Перуджино он воспринял трогательный лиризм образов и гармоническое построение ясных, просторных композиций.

В 1504 г. Рафаэль переехал во Флоренцию. Здесь он изучал приемы многих выдающихся живописцев, начиная с Мазаччо и кончая Микеланджело и Леонардо. Манера Леонардо понравилась ему больше любой другой, им когда-либо виденной. В меру сил он стал подражать ей все лучше и лучше. С другой стороны, картоны Микеланджело научили его передавать красоту обнаженного человеческого тела. У него же Рафаэль учился трудным ракурсам. Чтобы еще усовершенствовать свое мастерство, он стал прилежно изучать анатомию.

Важное место в творчестве Рафаэля в те годы занимал образ Мадонны. В настоящее время более 20 музеев Старого и Нового света владеют  изображениями Мадонны его кисти. Удивительно, но в них нет повторов, художник все время ищет новые пути, не удовлетворяясь однажды найденными решениями (http://proza.ru/2013/05/14/1748).

По словам его биографа, выдающиеся творческие достижения Рафаэля ни в чем не уступали его личному обаянию. «Он был, - пишет Вазари, - от природы одарен той скромностью и той добротой, которые нередко обнаруживаются в тех, у кого некая благородная человечность их натуры, больше чем у других, блистает в прекраснейшей оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной  для любого человека и при любых обстоятельствах». Рафаэль  обладал изяществом и приятною сдержанностью придворного, однако без фальши, поскольку был по-настоящему прост. Творчество никогда не являлось для него горькой мукой. Всю жизнь он работал быстро и радостно, и хотя прожил недолго, оставил после себя поразительно много великих творений. И здесь мы находим ту же ясность, и то же изящество, что в его характере. Искусство Рафаэля является воплощением  соразмерности, строгой уравновешенности и чистоты стиля. Ему всегда были чужды надрыв и всякая пафосность. Вместе с тем он был наделен удивительным даром композиции. Мастерство, с которым Рафаэль выстраивал, соединял  все элементы картины в художественное целое, не знает себе равных. 

В 1508 г. художник поселился в Риме, где в том же году начал работы для папы в Ватикане. Этого места добился для него его земляк Браманте, находившийся на службе у Юлия II. Прежде всего, Юлий поручил Рафаэлю украсить росписями  папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Это были небольшие помещения, примерно 8 на 10 м, перекрытые крестовыми сводами. Исполняя заказ, Рафаэль проявил много изобретательности, выдумки и композиционного мастерства. Среди огромного множества нарисованных им персонажей нет буквально ни одной проходной фигуры. Все они наделены неповторимыми индивидуальными чертами. В этом смысле талант Рафаэля в росписях развернулся с небывалой фантазией и размахом. Умение создавать глубокие индивидуальные образы, найти определяющие черты и  передать их живописными средствами, драматизировать характеристики – этим искусством Рафаэль владел в совершенстве.

Свою работу Рафаэль начал со Станцы дела Сеньятура, где обычно проходили заседания церковного трибунала. Он написал тут четыре фрески, посвященные богословию («Диспута»), философии («Афинская школа»), поэзии («Парнас») и правосудию («Мудрость, мера, сила»). В своей совокупности они как бы выражают идею синтеза христианской религии и античной культуры. Каждая фреска занимает целую стену; большие полукруглые арки, обрамляющие стены, как бы отражаются и продолжаются в композициях фресок, где тоже господствует мотив арок и полукружий. В особенности поразила современников огромная «Афинская школа» (http://proza.ru/2013/05/14/1782). Рафаэль дал в ней такой образец своего  мастерства, что сразу занял среди римских художников первенствующее положение. Восхищенный его искусством, Юлий II приказал сбить многие фрески старых мастеров, чтобы освободить место для новых работ Рафаэля.

Впрочем, не смотря на свою славу, Рафаэль еще не умел сообщать фигурам той мощи и того величия, какие появились впоследствии. По свидетельству Вазари, решающее влияние на формирование его стиля оказали росписи Микеланджело в Сикстинской капелле. В отсутствии мастера Браманте раздобыл ключ от запертой капеллы и провел в нее Рафаэля. Рассматривая фрески, законченные к этому времени Микеланджело, Рафаэль многому научился у него. Но в искусстве изображать обнаженное человеческое тело он так и не смог с ним сравниться.

В 1513 г., после смерти Юлия II, новым папой был избран Лев Х.  Грандиозные строительные и художественный работы продолжались при нем полным ходом. Рафаэль от этой перемены только выиграл. «Отныне, - пишет Вазари, - доблесть Рафаэля стала  прославляться чуть ли не до небес, заслужив ему бесчисленные  доказательства милости этого  великого государя». В 1513 г. он фактически занял пост главного придворного художника, а в 1514 г., после смерти Браманте, его назначили также главным архитектором  строительства собора св. Петра. Награды, им получаемые, были настолько щедрыми, что Рафаэль сумел построить себе в  Риме роскошное палаццо. Заказы сыпались на него со всех сторон (http://proza.ru/2013/05/14/1791). Не имея возможности выполнять их все собственноручно, Рафаэль держал при себе большое количество учеников, которые проделывали для него всю подготовительную работу, а часто писали целиком всю картину, руководствуясь только рисунками наставника. Это позволило ему целиком сосредоточиться  на работах в Ватикане.

Росписи следующих зал – Станцы д'Элиодоро (1511-1514) и  Станцы дель Инчендио (1515-1517) – свидетельствуют об изменении монументального стиля Рафаэля; в них решительно вторгаются элементы реальной натуры, острее и непосредственее становятся характеристики действующих лиц, все большее значение приобретает цвет. Вместе с тем появляется и некая сценичность композиции, от которой была свободна роспись первой станцы.

Параллельно с росписями в папском дворце художник выполнял массу других работ. Подлинной вехой в развитии алтарной картины стала его «Св. Цецилия» (http://proza.ru/2013/05/14/1788), написанная для одной богатой дамы из Болоньи, которой папские легаты передали мощи святой.

В 1517-1518 гг. Рафаэль был занят росписями на вилле Фарнезина (она была построена по проекту самого Рафаэля для его друга банкира Агостино Киджи). Расписывая залу с арками, художник обратился к античности, посвятив фрески истории Амура и Психеи. Сюжетная канва их разработана  изобретательно и изящно, с легким юмором. Радость жизни, ее торжество прочувствованны не в меньшей степени, чем их ощущали древние греки. С большим мастерством Рафаэль составил десять композиций, включая в них то одну, то две, а то и четыре фигуры. Почти на всех фресках торжествует прекрасная нагота.
 
Несмотря на огромную загруженность, Рафаэль не отверг просьбы  черных монахов из монастыря св. Сикста  в Пьяченце и написал для них образ главного алтаря – знаменитую ныне «Сикстинскую мадонну» (http://proza.ru/2013/05/14/1804), вещь, по словам Вазари, «поистине из ряда вон выходящую и единственную в своем роде».

Умер Рафаэль сравнительно молодым в апреле 1520 г., не дожив до сорока лет. Современники горячо и искренне жалели о его кончине, однако посмертная слава художника многократно превысила прижизненную. Быть может, ни один мастер Ренессанса не пользовался такой славой в последующие столетия, как Рафаэль. Само имя его стало синонимом классического искусства, а его произведения были окружены ореолом непогрешимого совершенства.

Ренессанс http://proza.ru/2023/01/19/241