Учительские рассказки Ч. 1. Как молоды мы были

Как молоды мы были, как лихо мы учили…


Адмирал

   На работу в техникум я попала неожиданно, по странному стечению обстоятельств. В одной из групп математику преподавал человек нервный, с подорванным студентами здоровьем. До «белого каления» довел его студент Ушаков, прозванный адмиралом.         После того, как Ушаков установил на своем столе американский флажок и объявил о дипломатической неприкосновенности «пристольной» территории, преподаватель вступил с ним сначала в словесную, а затем и в рукопашную перепалку.
   В результате боевых действий был разломан «кейс» о голову студента. Справедливости ради хочу отметить, что голова студента,  природной крепости не потеряла. Итогом «дипломатической» встречи был уход обоих из учебного заведения. Вот после этого инцидента, я и пришла туда работать, не зная предыстории и не догадываясь о вулканической природе характера подростков. До этого я преподавала в пединституте, тишайшим девушкам, в основном, из области. В техникуме началась «жаркая пора» моей жизни.


Испытание

   Готовилась я к занятиям очень дотошно: конспекты с теорией, подбор задач с решениями, возможные вопросы и ответы на них. На одном из первых занятий  когда я записывала  тему на доске,   мне подменили мой портфель на такой же (у студента был клон моего).
   Вернувшись к столу я открыла портфель и, о ужас, увидела в нем книжку «Советы огороднику» и больше ничего! Внутренне содрогнувшись, продолжала занятие по памяти. Размен портфелями состоялся мирно в конце занятия.    Испытания продолжались.
   Все в тот же злосчастный портфель мне подложили птичку, живую!!! Когда в подозрительной тишине я открыла портфель, то из него вылетела птичка к неописуемому восторгу студентов. От неожиданности я испугалась, но справилась с собой, мы открыли птичке путь к свободе через окно. Птичка улетела, а я осталась!
   Испытания закончились, началась пора очень теплых, искренних отношений со студентами. Что может предложить в душевном порыве мальчишка-подросток? Конечно кулаки, ничего другого у него в собственности нет. Кулаки со словами: «Если кто обидит, только скажите…» 
   Очень трогательно поздравляли с праздниками, даже стихи писали. Одну поздравительную записку помню и сейчас:
в нарисованном кулаке зажат цветок, а на кулаке татуировка: «Убийце сердца моего!»
Ни до, ни после такого мне не писали!


Знание – сила

   В моем кабинете стояли  круглые стулья, высоту которых можно было изменять. В одной из групп юноша ровно половину занятия выкручивал стул. Когда я спросила, зачем он это делает, он ответил: «Чтобы Вас видать лучше было!» Я не удержалась и  спросила: «А слыхать хорошо?» Он утвердительно сказал: «Слыхать хорошо!» И продолжал возвышать себя на пути к знаниям. Отчислили, правда, его скоро.
В других кабинетах таких стульев не было и знаний ему было «не видать».
   Путь к знаниям  тернист не только для студентов, но и для преподавателей. У меня есть личный рекорд, я шестнадцать раз объясняла студенту новое понятие, и дождалась заветного: «Теперь я понял».
   Есть и  ассоциативный метод познания. Так, на предложение нарисовать трапецию, студент радостно спросил: «Это которая на крышку гроба похожа?» Радость была явно неуместной.


Второе имя

   Мы, взрослые, часто недооцениваем подростков, зато они удивительно четко подмечают и оценивают особенности характера и ровесников, и взрослых. Клички, как ярлыки, прилипают к человеку, иногда на всю жизнь.
   Одного преподавателя, который всегда нерешительно мялся, чего-то невразумительно объяснял, прозвали «Мыня»,
   другого, по первым буквам имени и отчества « Константин Григорьевич» , звали «Килограмм»,
   студент, который потешал всех на занятии усами из ваты, стал навечно «Гиви».
Один «псевдоним» образовался так: поехали в колхоз на сельхоз.работы. Вечером поели, а утром потянулись к сверткам с едой, но еды не обнаружили. Рассудив логически, что еда утром станет несвежей, один из студентов всю ее и выбросил. За этот чудовищной жестокости поступок, студент был прозван «Гитлер», под этим именем и остался не только на время учебы, но и после, хотя все давно забыли первопричину столь необычного «имени».
   Был знаменитый «Смех» прозванный так за неуемную веселость. Свои контрольные работы по математике  он сдавал мне,  с обязательным добавлением домашнего адреса, я этот адрес до сих пор помню. В армии «Смех» служил где-то в тайге и разыгрывал новичков на дежурстве сообщением о вражеской подводной лодке (это в глухой тайге!). Те напуганные передавали тревожное сообщение по начальству. «Смех», да и только.
  Не всегда студенты раздавали только  вторые имена. Одну преподавательницу, которая открытым текстом определяла размер дани за экзамен и зачет, просто крыли матом по полной программе, награждая ее и вторым, и третьим, и десятым именем, и все – ненормативно. Оставляли такие крылатые выражения на стенах, подоконниках, на мебели, в учебниках и даже на полу ее кабинета. Приходилось тяжко, так как глаз отвести было некуда. Но счастье настало, взяточницу уволили и стены стали пристойны, равно как мебель и пол.


Докладная

   Материться могли не только студенты, но  и наш завхоз, у которой  мат был вторым, а может и первым родным языком. Однажды под ее руководством моя группа убирала территорию, ребята добросовестно все сделали, но комендант в грубой и унизительной форме прокомментировала их усилия. Слово за слово и один очень хороший парень из тех,  кто за справедливость, не сдержался и с помощью ненормативной лексики обратился к ней. Комендант обиделась и написала докладную, в которой самым подробным образом, цитируя дословно, пеняла на студента.
   «Матерная» докладная еще долго ходила по рукам моих коллег, как образец «правильно» составленного документа. А парень потом служил пограничником, и не было числа благодарностям от командования.
;

Когда ее совсем не ждешь …

   Проверка в общежитии – событие нежданное и, по большей части, сулящая неприятности. Проверяли чистоту комнат и кухонь, а также чистоту морали. Проверку нравственности устраивали поздним вечером на предмет: нет ли студентов мужского пола в женском общежитии. Правильнее назвать это облавой, в одной из которых я участвовала, испытывая ужасное чувство неловкости.
   Как только администрация появилась, то со всех сторон посыпались наши студенты, не забывая вежливо здороваться, застегиваясь на ходу. В один миг все стало тихо, скромно, просто женский монастырь! И только из одной комнаты в другую шел самый молодой студент, он шел показать, как интересно покрасили ему голову девчонки. В процессе окраски, они «прохлопали» опасность!
   Вот и получил «распутник – крашеная голова» за всех! Ситуация достаточно типичная: одни гуляют, другие расплачиваются!


Человек искусства

   Я глубоко убеждена, что нельзя хорошо узнать и понять студентов, общаясь с ними только на занятиях. Как говорил мне один студент: «Вы ведь хороший человек, но слова все время какие-то нечеловеческие говорите - тангенс, синус, двойка!». Человеческие слова говорила студентам, когда вместе занимались художественной самодеятельностью.
   Прошло много лет, при встрече вспоминаем не математические формулы, а сцену, сценки. Чего стоит реклама: «Наши пудели самые «пуделястые» в мире!», «Берегите природу, мать вашу» (последние два слово были обращением).
   Ярко вспоминается, как   студент, под своим вторым именем «Пушкин», изображал под фонограмму соло на гитаре. Вошел в раж, гитара сбилась назад, но он ничего не замечал, ударяя по  невидимым струнам. Зал скандировал: «Пушкин, верни гитару!»
  Другой студент - высокий, косоватый, с большими трогательными ушами, абсолютно лишенный слуха, с упоением дул в трубу, вызывая стон восторга своим появлением.
Одному нашему артисту очень шел головной убор Наполеона, невесть откуда взявшийся в реквизите. На репетициях я постоянно ходила за ним с просьбой: «Гусев, померяй шапочку!» И он, слегка поломавшись, мерил!  Этот же студент, после окончания учебы пришел ко мне и сказал: «Я теперь человек искусства». Сделал паузу и добавил: «Декорации в театре двигаю!»


Ты – Вы

   После института осталась привычка обращения к студентам на «Вы», в техникуме меня отучили от этой привычки довольно просто. Подошел студент с просьбой: «Не говорите мне «Вы», а то мне кажется, что меня слишком много».
И теперь фамильярное «ты» частенько рвется из меня наружу даже в неподобающих обстоятельствах. Но на первом занятии я всегда спрашивала студентов,  в какой форме к ним обращаться, одновременно подчеркивая непременное обращение ко мне на «Вы». Правда, в пылу репетиций, часто случалось: «Знаешь…те», забывая с кем, тормозили с разбега. Когда с увлечением делаешь одно дело, то не до табеля о рангах.


Не без проблем

   Под мое руководство дали мальчишечью группу пятнадцатилетних не капитанов, но во многом лоцманов для меня в некоторых реалиях. Группа стихийно образовалась по Островскому:  «Волки и овцы». И если по поводу «овец» можно было поспорить, то «волки» были достаточно клыкасты. Я заключила с ними пакт о ненападении: «Своих не трогать».
   Несомненным лидером был невысокий парнишка с длинными руками боксера. Из школы его выдвинули за то, что обидевшись на учительницу, он взял ее за лицо и уронил на пол. Серьезный был парниша!
   Нас сразу послали на поля нашей Родины собирать овощи, рядом трудились в живописных позах достаточно взрослые женщины. Боксер, стоя рядом со мной, произнес с грустью: «Что же они все страшные, как моя жизнь!» Досадливо морщась, повернулся ко мне, ошарашенной, добавил: «На третьем курсе приставать начну!» и ушел играть в конный бой с остальными мальчишками. Извечный вопрос интеллигенции «Что делать?» витал в воздухе!!!
   До третьего курса он не дотянул (!), так как был отчислен по  причине физического отсутствия на занятиях. Я поняла, что в отношениях с такими ребятами нужна шоковая терапия. Во время знакомства с планом работ (походы в театр, кино, обсуждение книг) один из «парнишей» с наглой улыбкой громко спросил: «А про секс говорить будем?»
 Я незамедлительно ответила: «Да, и с практическими занятиями».
К вопросу о сексе не возвращались больше никогда! Но и о книгах тоже не говорили. Когда я спросила: «Что вы сейчас читаете?», то  выяснилось, что не читают вообще.


Краса-девица

   В техникуме проводили конкурс  «Мисс техникума», принимали участие все желающие. Была одна студентка, мягко говоря, имеющая мало шансов на это звание, но… Я выводила по очереди участниц на сцену , помогая им как можно эффектнее появиться перед публикой. И вот эта студентка в колготах гармошкой на коленях, в куртке из кожзама, с чем-то сомнительным на голове, должна была как-то себя представить.
  Я ей посоветовала в шутливой форме сказать: «Ну кто будет спорить, что я красавица».  Студентка поняла все буквально, выйдя на сцену со своими гармошками, она достаточно агрессивно сказала:  «Ну че, кто спорить будет, что я красавица?»
Зал безмолвствовал, она настойчиво продолжала: «Ну, давайте, кто?»
В зале пошел недобрый шумок, а она все настаивала. Я вышла на сцену, обняла ее за плечи и, подвигая к кулисам, уговаривала: «Видишь, никто не спорит, значит, ты бесспорная красавица!»
   Еле увела! Советы надо давать крайне осторожно!


Все на конкурс!

   Конкурсы проводились не только среди студентов, но и среди преподавателей, не по красоте, конечно. В нашем министерстве было около ста учебных заведений по всей России. Было решено провести конкурс на «Лучшего преподавателя года».
   В моем учебном заведении ставка делалась на преподавателя химии. Фишка была в том, что под реквием, доносившийся из магнитофона, преподаватель лила в аквариум с рыбками промышленную воду, в результате рыбки умирали под грустную  музыку.
Хорошая экология – это жизнь, а от плохой  и рыбки дохнут!
  Я со своей информатикой находилась на обочине событий, по собственному  разумению подготовила урок и в итоге выдвинулась на российский этап конкурса.
На российском этапе участники вначале рассказывали о себе, представляя некое портфолио. Особенно запомнилась одна из участниц – миловидная дама, как в песне: «Хороши так же грудь и улыбка».
   Из ее рассказа: «Перед отъездом ко мне пришел студент и вынул из брюк…» Здесь она сделала многозначительную паузу, аудитория оживленно заерзала: «Что же вынул студент из брюк?» Участница эффектно закончила: «Подсвечник!» Гул разочарования прокатился по залу.
Вечером того же дня, на дружеском ужине нас по очереди представлял развязный ведущий. Когда, очередь дошла до меня, он сказал: «Вот и последняя участница!» Я незамедлительно его поправила: «Я не последняя, меня на сладкое оставили, ведь сладкое любят все!» Так я приобрела врага из местных.
   После  показа открытых уроков, оставалось три претендентки на звание «Преподаватель года» и мы получили задание (каждой из финалисток): придумать, за оставшийся вечер,  поэму. Было душно, в общежитие синие стены и зеленая тоска.
Вышли вечером на улицу с группой поддержки. Было весело, поэму сочинили одну на троих. Наш единственный и очень взрослый коллега - мужчина  пел, почему-то, тирольские песни, кусты надежно прятали нас от любопытных взглядов прохожих! Каково же было мое удивление утром, при взгляде на эти кусты, они едва достигали колена! Бинокль хорошего настроения сильно увеличил их в наших глазах! 
   Завершился конкурс вручением приза, по тем временам, достойного – видеомагнитофона! Вручавший приз чиновник, сказал мне гордо: «Пишущий!!!»

Страшно, аж  жуть!

   Конкурс закончился, а проблемы появились. Начали финалистов, аки слона по улицам, показывать. Наимудрейшее начальство придумало собрать со всей России завучей, использовать их в качестве студентов, а финалистов - как их учителей. Завучами становятся, в основном, те, кто «ваще» все знает. И с ними урок проводить?!!!
   Перед занятием меня представили пафосно: «Наша звезда!»  В ответ язвительное: «Посмотрим, посмотрим какая звезда». Язык мой, не то чтобы друг, часто на опережение головы работает. «Не звезда, конечно, но и не керосиновая лампа», - ответствовала я и  в бой!
К концу занятия и лысые, и кудрявые, изрядно вспотев, тянули руки и рвались к доске.
   Все мы – дети, и так хочется, чтобы нас похвалили!


Рецензии
Тамара! С упоением читал Ваши строчки. Очень интересно!
Спасибо.

Петров Сергей Петрович   24.06.2016 18:37     Заявить о нарушении
Спасибо большущее!!! Начала осваивать просторы ваши творческие, ИНТЕРЕСНО!

Тамара Алексеева 2   24.06.2016 22:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.