Боттичелли. Рождение Венеры

Константин Рыжов
Боттичелли. «Рождение Венеры». Ок. 1485 г. Флоренция. Уффици.

Богиня любви только что появилась из морской пены. Она плывет в раковине  по условному морю, испещренному заостренными схематичными волнами. Зефиры (символ чувственной любви) дуют, направляя ее к земле. На берегу  Венеру встречает кроткая ора (символ  целомудрия), готовая накинуть на нее затканное  цветами покрывало. Эти персонажи воплощают в себе разные стороны великого чувства, которому суждено целиком воплотиться в Венере. Покуда служанка целомудренно чествует юную богиню царственной одеждой, гении воздуха своим страстным дыханием  пробуждают в прекрасном создании еще неведомые желания и чувства. Все это исполнено в светлых, матовых, золотистых, зеленоватых, светло-голубых тонах. Нежный ритм  пронизывает все фигуры. Обнаженное тело Венеры  изгибается, как тонкий стебель цветка. У богини идеальное женское тело, но лицо подростка: ясный, высокий лоб, изящный, немного приподнятый носик, слегка капризный изгиб девственно свежих губ, и прозрачные продолговатые глаза, в которых сквозит грустное недоумение. Взгляд их рассеянный, несформированный, как у едва проснувшегося ребенка. Она словно и не рада, что появилась на свет: чарующая, мелодически изящная, она подобна золотистому, чудному, но уже надломленному  цветку. В этой картине после длительных, веками  тянувшихся умолчаний Боттичелли заново открывает для европейского искусства  возвышенную красоту нагого женского тела. Его Венера  – это не средневековая Ева, плотская прародительница человечества, и не божественная Мадонна – его духовная спасительница. Это новое божество нового человечества - девушка с телом античной богини и лицом Мадонны.

Боттичелли   http://proza.ru/2013/06/30/1641