Боттичелли

Константин Рыжов
Аристократически изысканное, томное, хрупкое искусство Алессандро ди Мариано Филипепи, прозванного Сандро Боттичелли, стало самым ярким выразителем закатной поры Раннего Ренессанса, ее сложности и неповторимого очарования. Родился художник в 1445 г. в семье флорентийского кожевенника. Большое влияние на формирование своеобразного стиля Боттичелли оказал его учитель, известный художник фра Филиппо Липпи, в мастерской которого он находился в 1464-1467 гг. Подобно фра Филиппо, Боттичелли ищет  и находит себя поначалу  в образах мадонн, исполненных женственной грации и внутреннего света.
 
В ранних картинах художника преобладали спокойные образы. Потом появляется  неповторимо боттичеллевское стремление к созданию мира, наделенного возвышенной, идеальной красотой, как бы очищенного от всего несовершенного и находящегося где-то на грани бестелестной красоты и утонченной чувственности. Характерной особенностью Боттичелли становится нервное изящество линий, хрупкость, вытянутость фигур. Он сознательно игнорирует законы перспективы, предпочитает разворачивать композицию на плоскости, добиваясь тем самым необходимой ему парящей легкости и изысканной декоративности. Античные образы его полотен, как бы овеяны духом  готики. И действительно, Боттичелли, как никакой другой художник Ренессанса постоянно обращался к опыту  Средневековья, поскольку не находил в античном идеале нужной ему эмоциональности (http://proza.ru/2013/06/30/1650).

В 1478 г. Боттичелли пишет свою известную «Весну». В 1481-1483 гг. он выполняет три настенных  росписи в Сикстинской капелле. Возвратившись во Флоренцию, он больше никогда надолго не покидал ее. В последующие годы он создает свои самые известные полотна: «Рождение Венеры» (1485) (http://proza.ru/2013/06/30/1660), «Марс и Венера» (1485) (http://proza.ru/2013/06/30/1666), «Мадонна с гранатом» (1487) (http://proza.ru/2013/06/30/1672) и другие.

Внутренняя сложность искусства Боттичелли особенно сказывается в его религиозных композициях. Многочисленные мадонны художника являют нам одно из наиболее поэтических  воплощений этого образа в искусстве XV века. Вместе с тем они полны драматизма, поражают яркостью и силой душевных движений. Драматизм особенно нарастает в позднем творчестве художника, совпадающем с периодом кризиса и социальных потрясений, пережитых Флоренцией в конце столетия, после смерти Лоренцо Великолепного. В «Саломее с головой Иоанна Крестителя» и «Пьете» Боттичелли поднимается до подлинных трагических высот(http://proza.ru/2013/06/30/1684), (http://proza.ru/2013/06/30/1680). 

Вазари пишет, что Боттичелли был человеком весьма приятным и нередко любил подшутить  над своими учениками и друзьями. Зарабатывал он много, но деньгами распоряжаться не умел, хозяйничал плохо и вообще был человеком очень беспечным. Умер Боттичелли в мае 1510 г. После кончины художника его творчество было забыто более чем на триста лет и как бы заново открыто  во второй половине XIX века художниками-прерафаэлитами.

Ренессанс http://proza.ru/2023/01/19/241