Микеланджело. «Давид». 1501-1504 гг. Флоренция. Академия.
Никто до Микеланджело не сумел изваять из мрамора столь прекрасного юношеского тела, - столь внешне уравновешенного и столь же внутренне наполненного кипучей энергией. Еще большее чудо совершенства – голова Давида. Ее можно сравнить разве лишь с головой Аполлона Бельведерского, но там – только торжествующая красота и олимпийское спокойствие, тогда как здесь лицо полно мысли, могучей воли и какой-то потрясающей силы. Нарушая традицию искусства Раннего Ренессанса, Микеланджело не поместил у ног Давида головы поверженного Голиафа: тот только готовится поразить страшного врага. Скульптор изобразил не действие, а нравственное побуждение и внутреннюю напряженность, ему предшествующие. Ведь герой для Микеланджело не тот, кто совершает смелый поступок, а тот, кто, преодолевая инертность и леность плоти, утверждает свою духовную сущность и обретает спасение.
Когда статуя была завершена, комиссия, состоящая из видных горожан и художников, решила установить ее на главной площади Флоренции, перед Палаццо Веккион. Это был первый случай со времен античности, то есть более чем за тысячу лет, появления монументальной статуи обнаженного героя в общественном месте.
Микеланджело http://proza.ru/2013/07/10/1906