Микеланджело. Скованный раб

Константин Рыжов
Микеланджело. «Скованный раб». Ок. 1513 г. Париж. Лувр.

Еще у Леонардо в его «Тайной вечере» трагическое было чем-то привходящим, фигуры всего лишь отвечали на печальную весть своим страстным движением. Наоборот, у Микеланджело трагическое заключено в самом человеке, в противоречивости его душевных порывов и стремлений, в ограниченности его сил. Мастер едва обозначил внешние путы, сковывающие движения пленника. Главное внимание привлекают к себе его переживания и его страдания. Прекрасное и могучее юношеское тело наделено  высшей степенью одухотворенности, и выражает сложную жизнь человека, противоборство его внутренних сил. «Скованный раб» - одна из первых круглых скульптур Ренессанса. Микеланджело сознательно делал его так, что «Раба» можно осматривать с разных точек, причем каждая открывает в его образе какой-то новый нюанс. Если обходить статую справа налево, то зритель  сначала ощущает бессилие тела, сохраняющего вертикальное положение только потому, что оно приковано; движение закинутой назад головы выражает мучительное страдание. Но по мере продолжения обхода тело начинает зримо крепнуть, наливаться  силой, мышцы его растут, напрягаются, и, наконец, напряжение достигает предела – перед нами уже не пленник, бессильно пребывающий в оковах, а могучий герой в полном рассвете сил; в мощном движении его поднятой головы угадывается гордый вызов. Мощь пленника настолько велика, усилие, совершаемое им, настолько значительно, что связывающие его путы, кажется, неминуемо будут разорваны. Но этого не происходит. Продолжая двигаться влево, зритель замечает, что напряжение ослабевает, мышцы утрачивают крепость, и преобладающим вновь оказывается выражение безысходного страдания.

Микеланджело  http://proza.ru/2013/07/10/1906