Микеланджело. «Ночь». Флоренция. Церковь Сан Лоренцо. Капелла Медичи.
Вазари так писал об этом шедевре Микеланджело: «А что смогу я сказать о Ночи, статуе не то что редкостной, но и единственной? Кто и когда, в каком веке видел когда-либо статуи древние или новые, созданные с подобным искусством? Перед нами не только спокойствие спящей, но и печаль, уныние того, кто потерял нечто почитаемое и великое. И веришь, что эта Ночь затмевает всех, когда-либо промышлявших в скульптуре и в рисунке, не говоря уже о том, чтобы его превзойти, но хотя бы с ним сравниться. В ее фигуре ощутимо оцепенение, какое видишь в спящих. И потому люди ученейшие сложили в ее честь много стихов, латинских и народных, вроде следующих:
Ночь, что так сладко пред тобою спит
То ангелом одушевленный камень:
Он недвижим, но в нем есть жизни пламень.
Лишь разбуди – и он заговорит.
На это от имени Ночи Микеланджело ответил так:
Молчи, прошу, не смей меня будить!
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать удел завидный,
Отрадно спать, отрадно камнем быть!»
Трудно ассоциировать сложнейшую позу Ночи с положением удобным для сна – настолько этому противоречат ее движения, но именно за счет столь необычайного движения Микеланджело удалось создать впечатление мучительной скованности во время сна. Кажется, что силы покинули могучее тело Ночи, она дремлет беспокойным сном, тревожимая страшными сновидениями. Замечательна ее голова с прямым носом, глубоким разрезом глаз, небольшим ртом и резко очерченным подбородком. Здесь Микеланджело создал такой своеобразный и полный значимости женский образ, какой не встречался во всем предшествующем мировом искусстве.
Микеланджело http://proza.ru/2013/07/10/1906