К. Юон

Тина Свифт
http://proza.ru/2015/07/05/1026

 К. Юон

Как при изображении предметов окружающей обстановки или пейзажа так и самых сложных по положениям массовых или отдельных изображениях человеческих фигур, живопись неизменно имеет дело с выражением формы, света, цвета, материала и пространства.

Вся динамика красок жизни, все характерные видоизменения предметов в различных условиях света и пространства, внутреннее и внешнее движения человека, его психологическое состояние, как и образы истории и быта и всё подобное, выражаются неизменно пятью указанными основными элементами живописи, которые наблюдаются в природе в их нетронутом, вернее смешанном виде. Однако теоретически наши наблюдения можно расчленять и таким путём изучать каждый в отдельности.

Так, например, растительный мир может быть изучен по породам и отдельным элементам с точки зрения их формы, материалов и их окраски, то есть их цвета. Свет и пространство составляют окружающую их среду, поддающуюся изучению в каждом конкретном случае.

Точно так же люди не только могут быть изучены по народностям или по классам, но и каждый индивидуум должен быть изучен в отношении общих типичных признаков и их характерных особенностей. Это изучение касается анатомической и пластической формы, окраски и других материальных особенностей каждого индивидуума. Освещающий людей свет и окружающее их пространство дополняют те живые живописные материалы, без чего передача впечатления была бы неполной.

Бесчисленное множество реально существующих подробностей предметного мира в наблюдаемых нами явлениях природы неминуемо укладывается в пяти основных сторонах его, интересующих живописца преимущественно.

Так, представление о весе предметов связано с передачей материальной субстракции, представление о температуре воздуха, горячем, тёплом, и холодном связано с нюансирующими оттенками живописи, как и с передачей материалов и форм предметов. Любое свойство, любая характерная особенность видимого мира могут быть переданы в живописи.

Указанные пять основных элементов, наблюдаемых живописцем во внешнем мире, образует живописную форму произведения.

Форма произведения живописи, как в своём целом, так и во всех слагаемых, составляет первейшую заботу живописца. Цветовая гармония целого и цветовая характеристика отдельных частей и предметов картины: свет и пространство как гармонизирующие, объединяющие и связующие живописные начала; выявление движения внутренней и внешней динамической насыщенности живых людей – участников картины и всех других сторон окружающей обстановки – всё это неизменно интересует художника.

Искусство всегда занято поисками лучших форм выражения человеческих чувств и мыслей, радостей и страданий…
Цвет – один из пяти основных элементов живописи. К числу его слагаемых и охватываемых им сторон и наблюдений над природой следует отнести уточняющие и дополняющие отдельно его качества: понятия о колорите, тоне, тембре, нюансе или оттенке и так называемых валерах.

Приводимые мною термины , определяющие отдельные качества живописного мастерства, являются совершенно условными.

Ниже я объясняю их значение так, как это мне представляется наиболее правильным.

Колорит понимается как богатство и характер оттенков, введённых в живописное произведение и в его отдельные части, как превалирующий подбор тонов в картине. Последняя может быть выдержана в голубоватом или зеленоватом колорите. Он определяет также насыщение оттенками широких живописных пятен. Колорит составляет обогащающее живопись качество, насыщающее её переливами и красочными оттенками. Каждая работа может быть колористически богатой или колористически бедной.

Тон есть переданный живописью сложный результат наблюдений над рядом сторон и качеств предметов или явлений природы, так, например, над материалом, из которого предмет сделан, одновременно с освещающим предмет светом и его окраской, в окружающих его условиях пространства.

Итоговый результат всех этих наблюдений образует суммарный тон.

Тон есть изображение в свете и пространстве цвета и материала предмета.

Под тоном разумеют и ту общую тональность, в которой выдержана картина, то есть то же самое, что было сказано о колорите.

Тембр есть понятие, определяющее своеобразную уникальность цветовой настройки целого или части живописи.

Тембр – тончайшее особое свойство живописи. Этот термин со своими прилагательными определяет особую утончённую сторону живописного качества, касающуюся техники красочной гармонии или колорита.

Замечательным тембром живописи отличается, например, известная картина Боттичелли «Примавера (Весна)» в галерее Уффици (Флоренция), которой патина времени придала ещё и своё неповторимое своеобразие и живописное очарование.

Известный берлинский критик Мейер Грефе определял чёрные и серые тени сезанновских натюрмортов не как просто чёрные и серые, а кошачье-серые. Этой характеристикой их он говорил о тембре живописи сезанновских натюрмортов. То же можно было бы сказать о чёрных красках испанского живописца Рибейры.

Нюанс есть уточняющий оттенок изображаемого цвета. У французов существуют для каждого оттенкак-нюанса специальные и традиционные определения, сравнивающие их со знакомыми цветами, оперением птиц или с другими явлениями растительного или животного мира.

Валеры – французский традиционный термин, употребляемый при анализе живописных достоинств картины и трудно переводимый. Он обозначает не столько какое-либо качество, сколько качество самой живописи, разумея под последним совокупность всего в ней заложенного: качество цветовых, световых и технических фактурных сторон.

Валер определяет живописную ценность, явившуюся в результате тонко воспринятых живописных отношений и чувствований, заложенных в характеристике живописных частей между собой, в объединении целого, образующегося из светотени, красочного и пластического содержания предмета.

Валеры являются формальными показателями тонкостей живописных ощущений.

Важнейшим основным элементом является свет.

Сюда включены все представления о светотени, о светлом и тёмном, о свете как источнике, то есть о солнце, луне, электричестве, и о свете – освещении ими предметного мира. Может быть большой и малый свет, рас сеянный и пучковый (например, в картинах Рембрандта).

Характер света может быть ударный, скользящий, просвечивающий, освещающий, мерцающий, рефлекторный, сияющий, сверкающий, прямой, встречный, белый, окрашенный, сильный или слабый и в других бесчисленных качествах и состояниях.

Свет малый, сумеречный, ночной, свет-настроение и т.п. является также предметом изучения в живописи.

…Неизменным патроном живописи является солнце, дающее, в конечном счёте, все живописные радости. Светотень в соединении с пронизывающей спектральной гаммой красок составляет прерогативу европейской живописной культуры. Все живописные манипуляции построены преимущественно на светотени: все её живописные закономерности, даже в области цветовых исканий, не мыслятся вне условий света. Этим она отличается от живописи Востока, ограничивающей себя лишь условной цветописью, безотносительно к источнику освещения.

Материал, различие материалов и различие физические и химические состояния и качества материала живописец наблюдает во всём видимом предметном мире.

Большой или меньший акцент живописца на осязательной предметности, большее или меньшее внимание, уделённое весу и характеру образующего предмет вещества, то есть его материалу за счёт интереса к передаче освещающего предмета света и окружающего их воздуха, определяет характер самой живописи, живописной культуры самого мастера.

Материалы с их свойствами, как, например, вода, стекло, жёсткий и тяжёлый камень, блестящий шёлк, пористое дерево, сверкающее золото, человеческое тело, рыхлая губка, эфир, воздух, облако, холодный полированный мрамор и т.п. могут быть с одинаковой успешностью предметом живописного воспроизведения.

Чем больше чувствительность живописца к различию материальной сущности предметов и явлений и к особым качественным потенциям передаваемых материалов, тем более повышается живописная ценность и правда произведения.

Такое же чутьё к материальной среде и материальным потенциям живописец испытывает в отношении своих технических материалов. Прежде всего, в отношении химических и физических свойств красок и связующих их веществ, кистей, сортов бумаги и холстов и всяких других орудий своей работы.

Между техническими материалами и природными происходит своеобразная перекличка. Материалы способны лучше или хуже передавать предметы. Кисть живописца подражает природным явлениям.

Пространство в живописи играет такую же связующую роль, как и свет. Единство пространства и атмосферной среды, как и единство света, является главным, объединяющим и связующим фактором в живописи.

Можно написать самую пёструю ярмарочную сценку очень гармонично и живописно, пользуясь условиями, объединяющими все пёстрые краски, то есть, пользуясь пространством и светом.

Под передачей пространства надо понимать не только масштабные и перспективные изменения предметов в нём и не только его кубатуру и квадратуру, но самое состояние воздушной среды, окружающей предметы; эта среда имеет решающее значение при передаче расстояний между предметами, между первым, вторым и далёкими планами картины.

Предметы в условиях атмосферной среды, будучи ею постепенно поглощаемы по мере удаления их в глубь пространства, и в различных условиях освещения составляют то главное, что приходится наблюдать живописцу для приведения в связь отдельных разрозненных частей картины, то есть для получения гармонического живописного целого.

Однако обилие различных условий света и пространства не поддаётся никакому учёту и распределению. Живописный опыт – единственный и самый верный путь к освоению их законов.

Краской и светотенью лепить форму, ни на минуту не сходя с почвы работы над формой, в этом заключается вернейший путь живописца.

Наиболее чёткая культура формы проводилась всеми старыми мастерами, особенно начиная с эпохи Возрождения. До Возрождения живопись, будучи относительно более скованной. Походила скорее на раскраску, чем на живопись в современном понимании слова. Но и тогда в работе красками строго придерживались намеченного заранее на полотне или на доске точного рисунка, не позволяя никаких отклонений от него. Начиная же с Возрождения, работа над формой кистью и краской получила то назначение, которое до сих пор остаётся в силе.

Обработка формы требует её систематического совершенствования от начального момента работы вплоть до того момента, когда выражение совокупности всех живописных наблюдений будет исчерпано.