4. Дедушка решает арифметические задачки

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Михаил Иванович Калинин (1975-1946), Всесоюзный староста - Председатель президиума Верховного совера СССР


В шестом классе начали задавать на дом труднейшие арифметические задачки. Надо было хорошо соображать, чтобы найти правильное решение.    

Каждый день дедушка ждал моего прихода из школы. Я знал, ему нужно мое домашнее задание по арифметике. Он брал номера задач и уединялся в своей комнате. Я не успевал пообедать, как он появлялся в нашей комнате. Вид у него был хитрый и довольный. Это значило, что он уже решил все задачки и знает ответы. Ему не терпелось узнать, сойдутся ли мои ответы и его.

Но я принимался за арифметику далеко не сразу. Иногда я вначале шел гулять или играть в футбол. Два раза в неделю уходил в ДПШ. Только к вечеру до задач доходили руки. Некоторые задачки получались у меня быстро, иногда я бился над задачкой 2-3 часа, прежде чем ее удавалось решить. Дедушка терпеливо ждал. Удивительно, что если ответы не сходились, правильный ответ был у него, а не у меня. Дедушка решал арифметические задачки быстрее меня и без ошибок. Я удивлялся этому, но очень им гордился. Он и сам радовался, и я помню его довольную улыбку в усы.

А усы и бородка у него были такими же, как у Калинина, «всесоюзного старосты», как его официально называли в прессе.

«Правда, похоже?, – спрашивал меня дед. – И вообще я на него похож!»
Он специально так подстригал бороду и усы. Действительно, на улице иногда на дедушку вдруг начинали пристально и недоуменно вглядываться, – уж не Калинин ли случаем? Хотя Калинин, умер ещё в 1946 г.

К Калинину в нашей семье относились с почтением, - ведь это он в 1931 году распорядился возобновить следствие по делу моего дяди Миши (маминого брата), которого обвинили в том, что он польский шпион и отправили в лагеря на Колыму. Новое расследование сняло с дяди Миши все обвинения, и он был освобождён. Редкий случай, но это был 1931 год, - тогда ещё, наверное, это было можно.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/05/292