6. Анатолий Исаакович Лурье

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Анатолий Исаакович Лурье (1901-1980), с 1944 по 1977 гг. заведующий кафедрой "Динамика и прочность машин" (с 1960 года кафедра "Механика и процессы управления"), член-корреспондент АН СССР.

Профессор А.И. Лурье - автор фундаментальных трудов по теоретической и аналитической механике, теории колебаний, операционному исчислению и теории автоматического регулирования, теории оболочек, линейной и нелинейной теории упругости.


Лекции по теории упругости нам читал профессор Анатолий Исаакович Лурье. В небольшую аудиторию, где размещалась наша группа, еще незнакомая мне, скромно зашел невысокий пожилой человек с землистым цветом лица и начал читать лекцию, записывая на длинной доске формулы неописуемой длины. Голос у него был глухой, что называется, прокуренный. И действительно, в перерывах он беспрерывно курил. 

Он не представлялся, и я понял, что ребята его знали и раньше. Я же его раньше никогда не видел, но мне сказали, что это заведующий кафедрой профессор Анатолий Исаакович Лурье. У меня мелькнула мысль: «Еврей, конечно. Так же, как и Лойцянский, заведующий соседней кафедры гидроаэродинамики.

– Выходит, – подумал я, –  преподавать еврею можно, а учиться нельзя. Почему?

Я записывал формулы и пытался записать слова, которыми он сопровождал их. Он предупредил, что учебников пока нет. Анатолий Исаакович читал свой оригинальный курс, так что этот курс был уникален. 

Анатолий Исаакович Лурье был крупным ученым в области механики и замечательным человеком. Впоследствии его избрали членом-корреспондентом АН СССР, а вот академиком не избрали, хотя он был, безусловно, достоин того. Кстати, по замечательному учебнику «Теоретическая механика», написанному им вместе с Лойцянским, училось не одно поколение студентов.

Я слушал и смотрел, но мало чего понимал. Видимо, математический аппарат, который использовался в теории упругости, изучался студентами физмеха раньше. Это был один из пробелов, который мне предстояло стереть, сдав 12 предметов. Я начал понимать, что на мехмаше была другая «высшая математика», попроще. 

Анатолий Исаакович произвел на меня такое сильное впечатление, что я сразу раздумал пробовать переходить на другую специальность, и остался здесь, у него на кафедре.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/18/332