Диалог 1Б Срезовые работы

Георгий Кончаков
П р е д с е д а т е л ь. Чего базарите, балдёжники! Хватит лясы точить, делом бы занялись. Слушай мою команду! Из методкабинета подбросили распоряжение: на первом курсе по школьным дисциплинам провернуть срезовые проверочные работы. Ищейки с отделений будут проверять по журналам: не проставлены оценки, значит, проверочная не проводилась.

М о л о д о й  и с т о р и к. На кой ляд проводить срезовые?  И без них ясно, что ни черта не знают.

П р е д с е д а т е л ь. По мне можете и не проводить, но чтоб оценки в журналах стояли.
 
Г е о г р а ф. С географией положение ничуть не лучше. От ответов принятых на первый курс обалдеть можно. И чему только учит детей сегодня школа?

Э к о н о м и с т. У школы одна забота. Укомплектовать десятый класс из тех, кого ещё чему-то может научить. Остальных выпихнуть из школы. Аттестат об общем образовании в зубы и, гуляй Вася, продолжай образование, где сумеешь. В школе «двойки» ставить, не аттестовывать себе дороже. Кому нужна головная боль. За знания со школы сегодня никто не спрашивает.

Г е о г р а ф. Вот именно, ставят ни за что «тройку», лишь бы перетащить в следующий класс, а по окончании выдают документ, чтобы избавиться от неучей.

С о ц и о л о г. А посмотрите, какой учитель сегодня пошёл? Никто же не хочет идти работать в школу, детей боятся. Дисциплину на уроке держать не могут. Уровень подготовки ни в какое сравнение не идёт с тем, что получили мы. Разве такие учителя могут чему-нибудь научить?

Г е о г р а ф. Вот и я говорю: школа работает плохо, преподавание ведётся безответственно, дети не получают необходимых знаний.

С о ц и о л о г. Как мы учились? Мечтали о работе с детьми. Мне после университета, в каких только школах не довелось работать: и в сельской, и в городской, и в обычной общеобразовательной, и в спецшколе с умственно отсталыми.  Всегда  была в числе лучших. У меня всё было образцовым, даже поурочные планы. Уж на что методисты и инспектора народ привередливый, они же не могут посетить урок и не сделать замечаний и поучений. Но и они благосклонны были ко мне.

Ф и л о с о ф. А как относилось в Вам педагогическое руководство? Оценило Ваши старания?

С о ц и о л о г. В полной мере. Мне не на что жаловаться. Награждена значком «Отличник народного образования». Готовили документы на присвоение звания «Заслуженный учитель», переезд сорвал эту инициативу начальства. Но я и без звания не чувствую себя
обделённой. Моя учительская карьера удалась. В последние десятилетия положение осложнилось теми социальными потрясениями, которые произошли в стране в 90-е годы. Особенно болезненно это сказалось на преподавании социальных наук.


М о л о д о й  и с т о р и к. Да уж. В истории всё перевернули, поставили с ног на голову. И понять невозможно, где истина, где измышления. Всю историю, которую мы изучали по школьным учебникам, объявили мифом. Белых генералов чествуют как героев.


С т а р ы й  и с т о р и к. Многого чего мы не знали в советское время. Неприязнь к белым у людей, получивших образование по советским учебникам истории, до сих пор сохранилась. С возмущением переключает канал истинно советский человек, когда на экране появляется уцелевший отпрыск дворянского происхождения. Уровень школьного образования, несомненно, снизился. Куда это годится, что учителя не оставили в памяти учеников 1917 год? А ведь захват власти большевиками определил злосчастную судьбу народов России на целое столетие.
 
М о л о д о й  и с т о р и к. Школа знаний не дала. А мы что можем сделать?

С т а р ы й  и с т о р и к. Наше министерство постаралось. Мы и раньше программу
десятого-одиннадцатого классов осваивали за год. Большинство школьных предметов студенты заканчивали на первом курсе. Но при этом на историю отводилась более двухсот часов и был экзамен. Сегодня часы сократили вдвое. Да ещё придумали в этот укороченный курс вместить всю мировую историю с первобытной древности по наше время.


С о ц и о л о г. О чём я и толкую. Пока в школы и остальные учебные заведения не придут  хорошо подготовленные преподаватели, образование в стране будет деградировать. Не могут нынешние выпускники педвузов глаголом жечь сердца детей.

М о л о д о й  и с т о р и к. Но мы ведь не артисты.

С т а р ы й  и с т о р и к. Вот и плохо. Хотя у нас, как и у артистов, могут быть неудачи. Сохранился в памяти один из уроков истории в 8-м классе. Январь. Город отмечал очередную годовщину снятия блокады. Я принёс на урок «Блокадную книгу» Адамовича и Гранина. Устроил небольшой диктант. Мне казалось, что запись в тетрадях позволит лучше прочувствовать ужас пережитого блокадниками. Человек стоял в очереди за хлебом в булочной. Очередь подвигается. Диктую: «Я чувствую, что я зацепляюсь за что-то и перешагиваю. У меня нет сознания, что это человек. Я думаю: кто это там мешок какой-то бросил?» В этом месте тишину класса взрывает громкий, ничем не сдерживаемый смех. Одна из девочек неудачно рассмеялась. Её рассмешило сравнение трупа умершего с голоду человека с мешком.

М о л о д о й  и с т о р и к. И как же Вы, Олег Александрович отреагировали?

С т а р ы й  и с т о р и к. Возмущению не было границ. Но сработал выработанный годами педагогический рефлекс. Все увидели, как я расстроен. Я и в самом деле готов был расплакаться. Сдерживая волнение, стал рассказывать. Мой рассказ оказался своевременным выходом из неприятной ситуации. Позже много раз возвращался к этому происшествию. Девочка была права. Она смутно представляла себе, как люди пережили блокаду. Рассказ из книги не произвёл впечатления. Отсюда смех искренний и неуместный. Я должен был её понять и простить. Я это сделал.

М о л о д о й  и с т о р и к. Но ведь что получается. Дети не знают и не хотят знать. Не могут назвать имена героев, рассказать о совершённых ими подвигах.

С т а р ы й  и с т о р и к. Что касается подвигов, возьмите улицы нашего города, названные именами героев Великой Отечественной войны. Из справочника выпишите. И под диктовку, уделите немного времени на нескольких уроках, пусть студенты запишут имена.  А на дом дайте задание, найти в интернете рассказ о совершённом подвиге и распечатать портреты героев.

М о л о д о й  и с т о р и к. Не у всех есть дома компьютеры, тем более подключение к интернету.

С т а р ы й  и с т о р и к. Пусть сделают те, у кого есть, остальные снимут ксерокопии. А Вам, Эдуард Алексеевич, надо привести в порядок свой теоретический багаж, разобраться и с Октябрьской революцией, и с гражданской войной, и всей последующей историей России в ХХ веке.

М о л о д о й  и с т о р и к. На уроках я излагаю материал, как нам на лекциях давали.

С т а р ы й  и с т о р и к. Вы должны знать, что академическое преподавание отстаёт от жизненных реалий. Помню, уже секретные протоколы к пакту Молотова-Риббентропа были опубликованы, уже в исторических журналах было признано, что в 1939 году Красная Армия приняла участие в завоевании Польши, а к нам поступили новые учебники, в которых продолжали говорить об освободительном походе в Западную Украину и Западную Белоруссию.


Э к о н о м и с т. Пожалуй, легче других социальные перемены перенесли экономисты. «Капитал» Маркса задвинули на дальнюю полку. И выдаём основы рыночной экономики. Студенты принимают всё, как есть. О другой экономике они не слыхивали. А вот старшему поколению, изучавшему политэкономию по Марксу, туго приходится. Многие не понимают и не признают рыночную экономику, охотно поддерживают коммунистов, испытывают ностальгию по социализму.


С о ц и о л о г. Нам перестраиваться не пришлось. Не было в учебном плане вузов и техникумов ни социологии, ни политологии. Получили утверждённые Министерством образования учебники и по ним повели преподавание. Никаких сомнений, сопоставлений, угрызений совести перед памятью Маркса и Ленина.


Ф и л о с о ф. Хоть и прилежной студенткой, Валентина Петровна, Вы были, зарекомендовали преподавателем  экстра-класса, а кое-что упустили. На уроках истории смену общественно-экономических формаций в результате социальных революций изучали,  конечным пунктом социального развития коммунизм провозглашали? Это и есть марксизм. Никто его не избежал.


С о ц и о л о г. Вы у нас такой умный. Всё знаете. Я беру учебник и по нему веду занятия. И в студенческие годы, и позже над марксизмом-ленинизмом мало размышляла и мало задумывалась. Я его не очень понимала, да и не старалась понять.

Ф и л о с о ф. Но Вы же преподавали историю по Марксу.

С о ц и о л о г. Ну и что. Как написано в учебнике, так и преподавала. А сейчас специализируюсь на дисциплинах, где о Марксе и Ленине никакого упоминания.

Ф и л о с о ф. Позавидуешь Вам, Валентина Петровна. А вот философам нелегко пришлось отказаться от единственно научной философии. Особенно трудно  расставались с диалектикой.  Но авторы учебников по марксистско-ленинской философии оказались живучи. И сегодня на обложках самых современных учебников красуются их фамилии, они преодолели свою зависимость от марксизма-ленинизма.


П р е д с е д а т е л ь. А Вы, Андрей Гаврилович, не чувствуете себя богоотступником? Исповедовать и проповедовать марксистскую философию, а потом отречься от неё.

Ф и л о с о ф. Марксистско-ленинскую философию я изучал по обычной вузовской программе в Высшем военном училище. Так что глубоко и основательно не знал и сейчас не знаю. Исповедовал идеологию. Так это была официальная, государственная идеология. Кто её не признавал, шли на перевоспитание в ГУЛАГ. Меня такая перспектива не прельщала. Я не философ,  я – преподаватель философии. Той, которая определена государственным образовательным стандартом и учебной программой. Новую философскую систему я не придумаю, да мне это и незачем.


С о ц и о л о г. Со всеми этими идеологическими пертурбациями можно смириться, какой бы строй не существовал, какая бы идеология не провозглашалась, учителя были, есть и будут при любой экономической системе и преподавать им придётся так, как продиктуют власть имущие, как укажет государство. Жить-то надо. И если меня раздражает  так это, когда другие женщины, не лучше, не умнее, не образованней меня, лишь удачно выйдя замуж за невидненького бизнесмена, могут позволить себе жить в роскоши, отдыхать за пределами России. Я бы не отказалась от подношений, неважно как их называют – взятки или плата за услуги, чтобы поправить своё материальное положение, которое мне не может обеспечить честно заработанная зарплата.


Э к о н о м и с т. Надо уметь общаться с родителями – сами принесут. Да и детям подсказывать, чего стоит та или иная услуга преподавателя. Это у Маркса: товар - деньги. Современная экономическая теория провозгласила, что услуги тоже обладают стоимостью, тоже обмениваются на деньги. Так что подношения и взяткой нельзя назвать. Посильная оплата за предоставленные преподавателем услуги.

Ф и л о с о ф. И как же я обозначу стоимость моей услуги?

Э к о н о м и с т. Рефераты у вас студенты пишут?

С о ц и о л о г. По всем социальным дисциплинам.

Э к о н о м и с т. Вот и объясните студентам: кто претендует на «четвёрку» – реферат на сто страниц, за «пятёрку» - двести.

Ф и л о с о ф. Но ведь установлено, что реферат не должен превышать двадцати страниц.

С о ц и о л о г. Ах, какой Вы, Андрей Гаврилович, недогадливый. Вы только скажите студентам, они сразу сообразят, как это будет выглядеть в рублёвом эквиваленте.

С т а р ы й  и с т о р и к. Ценная подсказка. И дёшево, и не сердито. А ещё есть такой проверенный способ: попросить приобрести для учебного кабинета кое-что из материальных ценностей, в складчину, тогда вещь будет весомой, стоящей. Заказ делать с таким расчётом, чтобы эти ценности можно использовать для дома, для семьи.

Ф и л о с о ф. Вы правы. Кто ищет, тот всегда найдёт.


***
**********

Автор:  Ну, ты и выдал. Это что же выходит, среди преподавателей совсем нет порядочных людей?

Чёрт:  Почему? Не исключаю. В любой среде, в любом сообществе, даже маленьком коллективе могут оказаться вполне приличные люди. Особенно, когда на них смотрят, когда они на виду.

Автор: Но ты показал всех корыстными. Что же все так низко пали? Все так плохи?

Чёрт: С чего ты взял, что все люди плохи? Кто тебя вразумил, что я не разбираюсь в людях?  Человечество не может существовать из одних отпетых негодников. Такое общество обречено. И моя благородная миссия заключается в том, чтобы быть санитаром-чистильщиком, избавлять общество от негодных элементов, у меня для этого есть хорошие средства и возможности. Все люди не без греха. Такое упущение позволил сам Господь Бог. Но степень грехопадения может быть простительной. Я же ориентируюсь на тех, у кого отсутствует чувство меры.


                http://proza.ru/2013/10/14/749