Диалог 3Б. День учителя

Георгий Кончаков
Ф и л о с о ф. Ну что ж. Хороший повод отдохнуть от делов праведных.

Г е о г р а ф. Андрей Гаврилович, будьте джентльменом, поухаживайте за дамой, положите в мою тарелочку салатик и бутербродик с бужениной.

Ф и л о с о ф. Я всю жизнь провёл на военной службе, потому меня следует называть не джентльменом, а гусаром. Гусары понимали толк не только в лошадях, но и в женщинах тоже. Женщин обожали в неограниченном количестве, преклоняясь перед каждым милым личиком. Так что можете на меня рассчитывать, ухаживать за дамами и обольщать их – наш прямой долг после воинского.

Г е о г р а ф. Потому и обратилась к Вам, полагаясь на богатый опыт. Прошу всех отведать моего фирменного блюда: мясные тарталетки.

Ф и л о с о ф. Эдуард Алексеевич, назначаю Вас главным виночерпием. Приступить к обязанностям!

С т а р ы й  и с т о р и к. Постарались наши женщины, стол не уступает царскому. За таким столом не только приятно посидеть, но и удовлетворить эстетические потребности желудка изделиями изысканной кулинарии.


П р е д с е д а т е л ь. Поскольку все позаботились о закусках, и бокалы наполнены, позвольте слово сказать приветственное. Наш торжественный сбор посвящён нашему профессиональному празднику Дню учителя в Международный год учителя. Поздравляю вас со знаменательным событием. Пусть те добрые слова, что произносят сегодня в наш адрес, мы будем чаще слышать в повседневной будничной жизни. Мы этого заслуживаем. Никто толком не знает, сколько терпенья требует наша работа. Сколько выдержки. Сколько самоотверженного усердия. Как трудно изо дня в день, на протяжении многих часов общаться с детьми послушными и своенравными, вежливыми и дерзкими, прилежными и откровенными лентяями, умненькими и безнадёжными балбесами. Нередко наша работа представляется нам как тихий ужас, как кошмарный сон. И всё-таки мы продолжаем держать на плечах эту нелёгкую ношу, не получая за это ни благодарности, ни признания, ни понимания. Пусть на нашем нелёгком пути вдохновляет нас иллюзия, что нужный обществу труд позволит из каждого ребёнка сформировать человека. Вместо слов признательности мы чаще слышим упрёки в адрес школы: школа не научила, школа не воспитала, куда смотрят учителя. Мой тост: За признание Учителя!


Ф и л о с о ф. Пожелаем друг другу здоровья, материального благополучия, удачной семейной жизни и счастья.

Г е о г р а ф. Как интересно. Все мужчины пьют сок. Они у нас что, обет дали: не пить, не блудить, любить только ближнего?

П р е д с е д а т е л ь. Виктория Максимовна, Вам пора бы уже знать, что молодёжь за рулём, а почтенные ветераны не пьют из принципиальных соображений.

Ф и л о с о ф. А почему с нами нет Валентины Петровны?

П р е д с е д а т е л ь. Отказалась  тоже из принципиальных соображений. Никак не может смириться, что её не назначили председателем цикловой комиссии. Не пришла в знак протеста.


Ф и л о с о ф. Ну и протестовала бы перед администрацией. Мы-то причём? Вот вам образец женской логики. Директор правильно поступил, что не назначил. Нам бы от неё житья не было. Поручала бы нам такие задания с целью нашего педагогического роста, до которых администрация ни за что не додумалась.

Э к о н о м и с т. Характер у Валентины Петровны – не сахар. Педантизм мешает ей жить в согласии с собой. Переделать уже сформировавшуюся, консервативно убеждённую в своей правоте натуру мы не в состоянии. Оставим этот разговор. Тем более за спиной нашей коллеги.


Ф и л о с о ф. Валентину Петровну никто и не рискнёт перевоспитывать. Греха не оберёшься. Только врага себе наживёшь.

С т а р ы й  и с т о р и к. Дамы и господа, хватит о грустном. Сегодня в такой знаменательный для всех нас день уместно посвятить Павла Сергеевича в члены нашего клана.

Ф и л о с о ф. Отличное предложение. В армии деды посвящают молодых после года службы ложкой по обнажённому энному месту.

П р е д с е д а т е л ь. Слава Богу, у нас не армия. Полагаю, что у нас обряд посвящения пройдёт в культурной форме.


С т а р ы й  и с т о р и к. Совершенно верно. Оглашаю текст клятвы принимаемого в разряд педагогов Российской Федерации. Павел Сергеевич подтверждает свою готовность выполнять свой гражданский и педагогический долг. Андрей Гаврилович, как самый главный среди нас военный, рукоположением утверждает принятие клятвы и посвящение  Павла Сергеевича в равноправные члены учительского сообщества. Итак: «Обязуюсь быть верным идеалам педагогики просвещения и гуманизма, защищать слабых, любить Родину, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, мужественно бороться против зла и защищать добро».

О б щ е с т в о в е д. Клянусь.

АНДРЕЙ ГАВРИЛОВИЧ  кладёт руку на плечо ПАВЛУ СЕРГЕЕВИЧУ. Все поднимают бокалы, чокаются с новообращённым и пьют за признание его полноправным членом педагогического коллектива.

О б щ е с т в о в е д. Спасибо за оказанную честь. Спасибо за тёплые слова и пожелания.


Ф и л о с о ф. Мне не довелось быть студентом. Я был курсантом. Окончил Высшее военное командное училище. Когда становишься кадровым военным, кажется, избрал профессию на всю жизнь. Но в сорок пять-пятьдесят лет кадровиков увольняют в запас. В этом возрасте отказаться от работы, стать профессиональным пенсионером совсем не светит. Чувствуешь, что полон сил не только деньгу зашибать, но и найти полезное занятие. Иначе от избытка энергии взорвёшься. Я побывал в Афгане, горячие точки по России тоже не миновал. Но мне повезло дважды. Во-первых, остался жив. Немало моих сослуживцев вернулось к родным в цинковом обмундировании. Второй раз повезло, когда после контузии не комиссовали, а предоставили более лёгкую службу. Меня определили преподавателем военной истории в то самое училище, в котором получил лейтенантские погоны, теперь его переименовали в Военный институт. Тут раздавались голоса, какой нелёгкий труд у педагога. Это потому что вы все гражданские лица. Педагогический такт, необходимость учитывать психологические особенности ребёнка мешают вам в работе. У меня никаких проблем. Я обращаюсь со студентами как с новобранцами, проходящими курс молодого бойца. Без всяких церемоний. За что и уважают. Надо меньше цацкаться с ними. И тогда учи себе на здоровье. Они у меня философию изучают и знают как воинский устав. Правда, в философии я не силён,  сам её не очень хорошо знаю. А зачем, если есть учебник? Там всё сказано и разъяснено. А уж написанное в учебнике  могу не только прочитать, но и пересказать. Здесь ума большого не надо. Как видите, в гражданской жизни  нашёл себе достойное применение. За это и выпьем: чтобы каждый в жизни исполнил своё предназначение.


Г е о г р а ф. Я, как и Андрей Гаврилович, никогда не думала, что буду иметь дело с преподаванием. Нет более неблагодарной работы, чем работа учителя. Андрею Гавриловичу хорошо рассуждать, он мужчина, к тому же военный, а каково мне женщине, с мягким уступчивым характером. Есть в группах наглецы, их ничем не запугаешь. А добрых слов не понимают. Горный институт имени Плеханова окончила. Участвовала в геологических экспедициях по Сибири и Казахстану. А когда дети пошли, стала картографом в «Аэрогеодезии». Не пыльная работа, зарплата, верно, небольшая, но у меня муж хорошо зарабатывал и зарабатывает, он инженер-строитель. Жила на его иждивении, моя зарплата шла на карманные расходы. Но сами понимаете, запросы у женщины всегда выше зарплаты не только своей, но и мужниной. Слава Богу, он у меня прижимистый, особо не баловал, не за девушкой ухаживал, имел дело с женой, благодаря этому на жизнь нам всегда хватало. В 90-е годы худо мне стало. Невыгодно оставаться в организации, где мало платят. А в это время появились частные гимназии, там было за что работать. Получила второе высшее образование  – учитель географии. Для меня, геолога это было пустячное дело. Спрос на географов в городе был большой, во всех школах не хватало. Преподавала в гимназии, пока не пришла завуч, тоже географ. Учебная нагрузка заметно сократилась. Пошла подрабатывать почасовиком в колледж. А через пару лет переманили на постоянную работу. К тому времени в школах и техникумах зарплата стала вполне приличной.


П р е д с е д а т е л ь. В те годы к нам пытались переходить на работу вузовские преподаватели. Кандидаты наук в вузе получали меньше, чем у нас. Только никто не остался, не смогли справиться с нашими студентами. Это в вузе студенты, а у нас школьники, дисциплину надо держать, по школьной системе уроки вести. Ни один не прижился.

Г е о г р а ф. У меня опыт работы с детьми уже был, с годами и к колледжу привыкла, освоила приёмы, как справляться с непокорными издержками современного деторождения. Сегодня могу с полным основанием провозгласить тост за Учителя.

Э к о н о м и с т. Я тоже не помышляла о преподавательской работе. После окончания экономического факультета Московского университета работала научным сотрудником в Научно-исследовательском институте экономики. Потом был перерыв с рождением сына, затем второго. Решила пойти на преподавательскую работу. Работа по расписанию удобна для матери, не то, что в НИИ – от звонка до звонка. Мне нравится преподавать. С удовольствием выполняю эту работу.


П р е д с е д а т е л ь. У меня был выбор. В школе была бойкой и задорной комсомолочкой. Комсомольским активистом-вожаком, секретарём комитета школы. До сих пор с восторгом вспоминаю это яркое, полное радужных надежд и безудержного оптимизма время. И сейчас признаю, то были лучшие годы в моей жизни. Юную, обворожительную комиссаршу, мне не хватало кожаной куртки и маузера на боку, приметили руководящие товарищи. По окончании школы приглашали на работу в обком комсомола. Рисовали обольстительное будущее и стремительную карьеру в высших органах Ленинского Комсомола. Я предпочла юридический факультет нашего, тогда ещё Ленинградского университета. В органы не пошла, преподавать показалось сподручней. Конец 80-х, 90-е годы были для меня временем жестоких потрясений. Убеждали, что рыночная экономика приведёт Россию к богатству, всеобщему благосостоянию. Сильно сомневалась. Но и повлиять на происходящее в стране не в моих силах. Понимала одно, Россия не вернётся и не может вернуться к капитализму, не та психология у нашего народа. Даже в условиях рыночной экономики мы будем народным, общенародным государством. В силу этого правительство вынуждено будет считаться с интересами народа и осуществлять свою деятельность в интересах народа.


Ф и л о с о ф. А что нам поведает о себе наимудрейший?

С т а р ы й  и с т о р и к.  В школьные годы не помышлял стать учителем, хотя на учителей мне повезло, всю жизнь вспоминаю многих из них с чувством трепетного уважения. Меня увлекали путешествия. В дальние страны. А попал по распределению после университета в сельскую школу. После положенных трёх лет вырвался из этой сельской глуши благодаря аспирантуре. Кандидатскую защитил, в вузе 18 лет преподавал. Да не сумел поладить с вновь назначенным заведующим кафедрой. В советское время как было: прав тот, у кого больше прав. Уволили «по собственному желанию». Устроился в наш колледж, он тогда техникумом назывался. С того времени и тяну лямку, про докторскую диссертацию и науку пришлось забыть. Без перспективы оказался.

М о л о д о й  и с т о р и к. Олег Александрович, Вы были членом КПСС?


С т а р ы й  и с т о р и к. Конечно. Закончился срок пребывания в комсомоле по возрасту, и я вступил в партию. Для меня вступление в партию было естественным шагом, ведь цель моей педагогической работы – воспитание коммунистического человека. Из партии вышел тоже добровольно, ещё до её роспуска. Не разделяю взглядов Татьяны Владимировны по утраченному советскому прошлому, но далёк от намерения спорить с ней, переубеждать, наставлять на путь истинный. Каждый имеет право выбора. Каждый вправе придерживаться своих убеждений. Как говорят: лишь бы человек был хороший. Люди, сохранившие коммунистические убеждения, вызывают у меня чувство сожаления, сострадания, но никак ни ненависти.


Э к о н о м и с т. Мужчины, заканчивайте дискуссию. Вашему вниманию предлагается пирог. С яблоками. Собственноручное изделие Татьяны Владимировны. Приступаем к заключительной части нашего банкета – чаепитию.


***
***********

Автор: Послушай, дружище. Что за дела? Ты дословно целые куски моего текста перенёс к себе. Плагиат это называется.  Где же твое авторское творчество?

Чёрт: Вот это мне уже нравится. Называешь меня «дружище». Я знал, что ты меня признаешь, и мы с тобой подружимся. А то, что я воспользовался местами твоим текстом, так ты мне за это должен быть признателен. Выходит, что написано у тебя недурственно, я одобрил и принял нацарапанное тобой. Если внимательно читал мой текст, я не просто воспользовался твоими удачными находками, но и подредактировал. Показал подлинное лицо твоих педагогиков.

Автор: Да, уж постарался. Специалисты с прекрасным образованием, интеллигенты-интеллектуалы и ни одного порядочного. К преподаванию относятся без всякой ответственности. Провели занятие и ладно. А что студенты получили от общения с преподавателем, никого не волнует. Я настаиваю, что нет таких преподавателей, какими ты их изобразил.

Чёрт: Поживём – увидим. Ты ещё не то узнаешь про своих, милых твоему сердцу преподов.


                http://proza.ru/2013/10/21/702