История открытия стохатипии Леа Лившиц

Влад Лившиц
Фотография с  выставки стохатипий. Леа Лившиц на ней с цветами.

  Как  золотоискателями «золотая лихорадка»,
 так мною овладела стохатипия. Я начала
 видеть одинаковую игру красок, светлых и
 темных  контрастов в отражении в воде, в
 вечерней мгле. Чем больше я пробовала,
 тем сильнее входила в азарт.
                Леа Лившиц
 
   В ноябре-декабре 1983 года в Кохтла-Ярве в выставочном зале Музея сланцев  состоялась персональная выставка стохатипий художницы Леа Лившиц. На ней было представлено порядка ста стохатипий. К счастью, в газете «Ленинское знамя» № 220 (7968) от 18 ноября 1983 г. опубликована статья журналиста этой газеты М. Кокк «Что общего между акварелью и теорией вероятности?». Поскольку теперь Леа Лившиц признана  создателем одного из методов фрактального изобразительного искусства – фрактальная монотипия. Сейчас очень важно знать все детали того, как и когда  художник открыл этот метод, который он назвал «стохатипией».  Леа Лившиц писала акварели, причем в сложной технике мокрой акварели. Как известно, такие акварели художник не может исправлять.  Сама техника мокрой акварели близка к стохатипии. Познакомимся далее с самой статьей.

ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ АКВАРЕЛЬЮ И ТЕОРИЕЙ ВЕРОЯТНОСТИ?
   Такой вопрос вызвала персональная выставка работ художницы из Института сланцев Леа Лившиц, где экспонировано около ста произведений, выполненных в новой технике – стохатипии.
   Кто знаком с высшей математикой, тот знает о стохастических процессах – случайных процессах из теории вероятностей. Стохатипия происходит от греческого слова stchastikos – предполагаемый.
   Но на выставке  представлены не математические конструкции или что-то иное, недоступное уму простого человека. Экспонатам присущи лиричность, фантазия, красочность. Первое, что бросается в глаза при виде картин Леа Лившиц, это буйство красок, тысячи минорных и мажорных тонов. Чтобы отыскать созданные в игре тонов образы, тему, рожденную текучестью красок, найти параллель с виденным в природе, нужно призвать на помощь фантазию. И все это вместе создает нежное, лиричное настроение.
   Как рождается стохатипия? Заглянем на минутку в кухню художника. На лист бумаги выливается содержимое нескольких тюбиков, накладывается сверху другой лист и прижимается. После некоторого волшебства листы под нужным углом наклона кладутся для просушки.  Получается, грубо говоря, «мазня» , с которой большинство людей  не знали бы, что делать, но для Леа Лившиц этот раскрашенный таким образом лист бумаги все равно что каменная глыба для скульптора. Как скульптор видит в бесформенном камне будущую скульптуру, так и для художницы  в создании стохатипий важен момент узнавания. «Глядя на оттиски, говорит Л. Лившиц, - не всегда сразу ориентируешься в материале: просто ничего не видишь. Тогда я откладываю листы в сторону. В один прекрасный день беру их снова в руки, рассматриваю так иэтак и нахожу много интересного».
   Достаточно устранить все лишнее, поместить работу в рамку – и перед зрителем предстают зимний пейзаж, таинственная ночь под Янов день, туманное летнее утро, фантастические краски глубокого моря и космоса, морская зыбь в солнечной позолоте, буйство весеннего цветения, краски осеннего созревания. Есть и образные композиции: грустящая от одиночества женщина, аквалангисты, бегущая через заросли собака…
   - С названием картин зритель  может не соглашаться. Я лишь предлагаю с помощью их одну из возможностей истолкования, то, что я вижу, говорит Л. Лившиц.
    - Когда вы стали работать в этой технике?
   - В 1979 году. Мне нужны были изображения для работы. И я придумала способ размножения, но, к сожалению, каждый вариант получался своеобразным. Сначала я была разочарована  такой неудачей, но потом  это начало меня все больше захватывать. Ведь при этом получаются неповторимые изображения, каких никогда не получишь с помощью кисти или иного оттиска. Эта техника увлекла меня. Как  золотоискателями «золотая лихорадка», так мною овладела стохатипия. Я начала видеть одинаковую игру красок, светлых и темных  контрастов в отражении в воде, в вечерней мгле. Чем больше я пробовала, тем сильнее входила в азарт. Результаты все улучшались. Это хорошо видно при сравнении старых и новых работ…
   Но вернемся к сравнению со скульптором. Здесь есть и одно отличие:  Леа Лившиц готовит для себя исходный материал сама. Тут-то и вступает в силу stochasticos – рождение с виду случайного в большей или меньшей степени предположительно.  «Я то и дело и дело экспериментирую, выбирая краски, наблюдая за их смешением, меняя степени текучести, силу нажатия, угол сушки…  Теперь у меня есть своя теория и технология. Я не знаю,  чтобы кто-то до меня делал точно так же. Однажды на выставке я видела близкое к стохатипии,  но то было выполнено маслом», говорит Леа Лившиц.
   Вопрос, что общего между акварелью  и теорией вероятности, теперь, должно быть, ясен. А что собой представляют работы Леа Лившиц можно увидеть воочию в выставочном зале на ул. Ленинградской. Там же 1 декабря в 17.00 состоится встреча с автором.
                М. Кокк

См. также
1. Художница Леа-Тути Лившиц
 (http://proza.ru/2013/08/26/635)
2.Фрактальная монотипия и стохатипия
 (http://proza.ru/2011/11/03/1173)

3. Весь пакет Золотой серии:
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 1-3 http://proza.ru/2014/03/29/2096
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 4-7 http://proza.ru/2014/03/29/2130
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 8-11 http://proza.ru/2014/03/29/2148
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 12-15 http://proza.ru/2014/03/29/2168
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 16-19 http://proza.ru/2014/03/29/2184
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 20-23  http://proza.ru/2014/03/30/428
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 24-27 http://proza.ru/2014/03/30/770
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 28-31 http://proza.ru/2014/03/30/839
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 32-35 http://proza.ru/2014/03/30/1207
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 36-39 http://proza.ru/2014/03/30/1249
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 40-42 http://proza.ru/2014/03/30/1272

3. Лившиц В.М. Фракталы и монотипия. // Химия и жизнь. 2004, №9 с. 40-41
(http://proza.ru/2014/05/14/1284)

4. Светлана САВЕНКО Хаос как проблема музыкального искусства
(http://www.opentextnn.ru/music/interpretation/?id=4288)

В недрах постмодерна сложилась научная дисциплина хаология (хаолог – специалист по хаосу, В.Л.), имеющая своим предметом изучение хаотических процессов везде, где их можно обнаружить - прежде всего в природных процессах и затем в человеческой повседневной жизни. Таким образом, главным полем действия хаологии в гуманитарной сфере становится область социальной антропологии.
В недрах постмодерна сложилась научная дисциплина хаология, имеющая своим предметом изучение хаотических процессов везде, где их можно обнаружить - прежде всего в природных процессах и затем в человеческой повседневной жизни. Таким образом, главным полем действия хаологии в гуманитарной сфере становится область социальной антропологии.
Научная дисциплина хаология, имеющая своим предметом изучение хаотических процессов везде, где их можно обнаружить - прежде всего в природных процессах и затем в человеческой повседневной жизни.
Ведущий теоретик хаологии гуманитарного профиля Жорж Баландье описывает ее как новую фундаментальную дисциплину, как «одно из тех кардинальных открытий, которые совершили революцию в истории цивилизации». Существование человека в условиях хаоса и утраты ориентиров стало неизбежной повседневностью, и задачей науки является уже не трагическая констатация сложившейся ситуации и ее мировоззренческих следствий, но попытка найти некие закономерности в новых условиях. «Порядок скрывается в беспорядке», - констатирует Баландье, - и актуальной задачей становится исследование непредвиденного и проблематичного, описание «совершенно иного мира, в котором значение движения <...> гораздо важнее структур, организаций, постоянных величин». Движение и изменчивость в противовес структурной оформленное™ - один из важнейших постулатов Баландье. Однако исследователь подчеркивает, что хаология как наука не является «апологией беспорядка», но она предлагает новую интерпретацию последнего.
 Возможно ли ее применение в художественной сфере, в частности в области музыкального искусства? Или - если поставить вопрос шире: возможно ли обсуждение самой проблемы хаоса применительно к музыке?
Резюме:
Возможно ли обсуждение проблемы хаоса применительно к музыке? Экстраполируя социально-антропологическую теорию Ж. Баландье, автор рассматривает музыкальный хаос как принятие сложившейся ситуации постоянной изменчивости и приспособления к ней, то есть существование в модусе перманентного обновления. В качестве атрибута искусства определяется созданный, смоделированный хаос, являющийся умонастроением современной неклассической эпохи. Автор рассматривает разные варианты осуществления идеи хаоса в музыке XX века.
Хаолог – специалист по хаосу