Факт эстетической привлекательности фракталов известен относительно давно, впервые это продемонстрировал основатель фрактальной геометрии Мандельброт. Свои фрактальные рисунки он получал на компьютере. По-видимому, между критериями красоты и фракталами имеется более глубокая связь, чем казалось вначале. Знаменитое золотое сечение, как и фракталы, базируется на самоподобии.
В своей основополагающей работе по фрактальной геометрии Мандельброт воспроизводит фрагмент картины Леонардо да Винчи, на которой художник изобразил фрактальные структуры. Можно ли привести еще примеры изобразительного искусства, содержащие фракталы? Да, можно. В XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне применил новую для тех времен технику графики, которую назвал монотипией. Монотипию изготавливают так: на стекло наносят краски, сверху помещают лист бумаги и прижимают его к стеклу. На бумаге образуется оттиск, зачастую с необычными узорами и красивой расцветкой. Оригинальность рисунка в том, что он получается случайно и не может быть повторен. Эту технику использовал Рембрант, Блейк (нам он известен как поэт), Дега, Гоген, Писсарро, Пикассо, Маттис, используется она и сейчас.
Если присмотреться к узорам на монотипии, то на них можно обнаружить характерные для фракталов структуры, например дендритные образования. Это хорошо видно на приводимом образце. Причем при отрыве бумаги от стекла структуры возникают не мгновенно, а через некоторое время (около 1 минуты). Следовательно, мы имеем дело с процессом самоорганизации в пленке жидкости между стеклом и бумагой вследствие ее разрыва.
Монотипию можно отнести к фрактальной живописи, причем получаемой не на копьютерах, а физико-химическим способом. Возможно, фрактальная пленочная химия найдет более широкое применение не только в искусстве.
Приложение:
Стохатипия (англ. stochastic monotype) — вид монотипии, который состоит из стохастических фракталов, полученных естественным способом. Стохатипию называют также фрактальной монотипией. Стохатипия относится к фрактальному искусству (англ. Fractal art), а также это один из видов эволюционного искусства (англ. Evolutionary art). Наиболее ценными считаются фигуральные стохатипии, так как вероятность возникновения образа человека при изготовлении стохатипии значительно меньше, чем пейзажа. Стохатипии, как фрактальные рисунки, бывают двух типов: оригинальные монотипии и адаптированные (дорисованные) художником к его замыслу. Стохастические рисунки (Cтохатизм) являются видом модернизма в изобразительном искусстве.
«Большинство авторов допускают последующую обработку фракталов в графических редакторах, а также использование фракталов в качестве текстуры» И. П. Николаев
Термин стохатипия ввела в 1980 году художница Леа-Тути Лившиц. В 1981 г. в г. Кохтла-Ярве (Эстония) состоялась первая выставка стохатипий этой художницы. В память о художнице, создательнице стохатипии, в г. Кохтла-Ярве (Эстония) установлена в 2005 г. мемориальная доска.
Примеры стохатипий
•Стохатипия — Дама в жёлтом
•Стохатипия — Хмурое утро
•Жёлтая стохатипия
•Фрактальный пейзаж — Зима
•Пейзаж 4
•Стохатипия Оскара Домингеса
•Стохатипия В. В. Скворцова «Сад Эдема»
•Фрактальная монотипия Г. Бельской «Половодье»
См. также
•Фракталы (Раздел стохастические фракталы)
•Декалькомания
Ссылки
•Золотая серия стохатипий Леа Лившиц
•What is Evolutionary Art?
•«Biomediale. Современное общество и геномная культура». Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004. ISBN 5-7406-0853-7
•Николаев И. П. От теории фракталов до фрактальной живописи
•Бенуа Мандельброт: Фракталы и искусство изломанности
---------
Копия статьи Лившиц В.М. Фракталы и монотипия. // Химия и жизнь. 2004, №9 с. 40-41
см. также:
* История открытия стохатипии
(http://proza.ru/2013/10/21/1389)
* Фрактальная монотипия и стохатипия
(http://proza.ru/2011/11/03/1173)
* Фрактальное искусство Водопад
(http://www.proza.ru/2013/10/23/846)
Как золотоискателями «золотая лихорадка»,
так мною овладела стохатипия. Я начала
видеть одинаковую игру красок, светлых
и темных контрастов в отражении в воде,
в вечерней мгле. Чем больше я пробовала,
тем сильнее входила в азарт.
Леа Ливщиц
Фрактальная монотипия (стохатипия) Леа Лившиц «Водопад» (эст. Kosk) 16х27 создана художником Леа Лившиц в 1985 году. Эта произведение фрактального искусства типично для художника. Оно отвечает всем требованиям современного цифрового искусства, хотя и создано не на компьютере, а методом монотипирования.